Закрытые границы по всему миру влияют на мобильность граждан, добровольную и вынужденную миграцию. Еще предстоит оценить влияние пандемии COVID-19 на миграцию, но до вспышки принудительная миграция с участием беженцев и лиц, ищущих убежище, стремительно росла по всему миру, превосходя по процентному приросту добровольную миграцию. По данным ООН, в период с 2010 по 2017 гг., среднегодовые темпы роста числа беженцев и лиц, ищущих убежища, превышали 8%, в то время как в период с 2010 по 2019 годов ежегодный рост других мигрантов составлял менее 2%. В 2018 году в мире насчитывалось 25,9 млн. беженцев, более половины которых – младше чем 18 лет. Еще 3,5 млн. человек по всему миру живут в ожидании определения их запросов об убежище.
Беженцы и лица, ищущие убежище, среди населения Центральной Азии – категория нередкая. С начала 1990-х тысячи людей были вынуждены покинуть свои дома из-за военных конфликтов (как Гражданская война в Таджикистане), столкновений на межэтнической почве, а также ущемления религиозных и политических прав.
На официальном сайте Управления Верховного комиссариата ООН по делам беженцев/Агентства ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) приведена статистика беженцев по странам и годам, которая впечатляет своими масштабами и характеристикой. Как выясняется из базы данных, например, в 2018 году граждане Таджикистана просили убежище в Тринидаде и Тобаго, граждане Узбекистана – в Гане и Эквадоре, кыргызстанцы просят нигерийских властей о помощи, а энное количество казахстанцев предпочитает выезд в Бразилию и Аргентину.
Бежавшие от независимости
В 1992 году уроженец независимого Казахстана попросил об убежище в Дании. Это стало первым случаем в Казахстане, но в том же году об убежище в Швеции попросили восемь людей из Таджикистана. В 1993 году первый гражданин Кыргызстана попросил об убежище в Испании, а в 1994-ом году уроженцы региона просили убежище в Нидерландах, Канаде, Болгарии. В том же году десятки тысяч турков-месхетинцев, несколько лет назад покинувшие Узбекистан в результате погромов, просили статус беженца в Азербайджане.
В 1995 году впервые кыргызстанец попросил убежище в Южной Америке – в Уругвае. В том же году зафиксированы первые запросы центральноазиатов об убежище в США – 64 граждан Узбекистана, 17 из Казахстана, 11 из Таджикистана, 6 из Кыргызстана и один из Туркменистана.
В 1996 году было подано почти 150 000 заявлений на убежище в России со стороны уроженцев региона. Почти 55 000 из них приходились на граждан Таджикистана, за ними следуют казахстанцы и узбекистанцы.
Сегодня Российская Федерация не является приоритетным направлением для обращений за убежищем. Возможно, это связано с более упрощенными возможностями получения работы в РФ или стремлением людей, бегущих от насилия в своих странах, жить в западных странах.
В странах, где процедуры предоставления статуса беженца отвечают требованиям ООН, статистику ведет уполномоченное государственное учреждение. До 2016 года в Центральной Азии УВКБ ООН сам определял беженцев и вел учет, но с тех пор, национальные системы учета беженцев слаженно функционируют в Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане и Туркменистане, в связи с чем право предоставления статуса беженца и учета статистики в этих четырех странах предоставлено самому государству.
Из Казахстана в Корею
В последнее время заметно растет количество тех, кто уезжает из Казахстана в другие страны и подает на убежище. Если в начале XXI века более 3 тыс. казахстанцев подавали на убежище в других странах, то в 2018 году это количество возросло в три раза. Однако стоит уточнить, что данные цифры включают в себя одновременно и тех, кто просил убежище, и тех, кто получил статус беженца от принимающего государства или ООН. Не все получают позитивный ответ на свои просьбы, так как считается, что среди них много и экономических мигрантов.
В последнее время после отмены визового режима между Казахстаном и Южной Кореей эта страна вошла в число главных стран, куда подают на убежище казахстанцы. В 2018 году впервые Корея по количеству заявок вышла на первое место, обогнав США.
Отметим, что один и тот же беженец может быть включен в статистику несколько лет подряд, пока его статус не изменится – он может получить другие документы (вид на жительство, гражданство) или может потерять статус беженца по другим причинам (отказ в продлении, возвращение на родину, выезд в другую страну).
В целом, список стран, куда казахстанцы подают на убежище, достаточно длинный – только в 2018 году в этом списке значилось 47 стран мира. А в 2017 году один казахстанец просил убежище в Намибии!
А кто в Казахстан?
Казахстан уже стал страной, принимающей немалое количество трудовых мигрантов и других экспатриантов. Многие люди просят убежища в этой стране: в девяностые годы и в начале XXI века тысячи граждан Таджикистана и Афганистана, а также граждан РФ числились беженцами в Казахстане.
В 2018 году 757 человек официально просили и некоторые получили убежище в Казахстане. Это количество может быть больше, поскольку данные по некоторым странам скрыты. Соседние страны (Китай, Узбекистан) и страны дальнего зарубежья, где идут войны (Афганистан, Сирия), являются источниками беженцев и запросов на получение убежища в Казахстане. Здесь можно выделить гражданина Бурунди, который в 2016 году подал документы на убежище в Казахстане и в 2017 все еще числился в этом списке.
Из Кыргызстана в США
В первые годы независимости десятки тысяч кыргызстанцев числились беженцами в Российской Федерации. В связи с нестабильной социально-политической и экономической ситуацией в этой стране многие люди, чаще этнические русские, решались на скорый переезд в РФ.
Примечательно, что ни одна из двух революций, закончившихся свержением властей, не стала каким-то особенным триггером массового исхода кыргызстанцев – если смотреть на официальные данные. Даже ошские события не стали таковыми – сотни тысяч людей в базе данных ООН от 2010, 2011, 2012 гг. входят в категорию “внутренних перемещенных лиц”, из которых 200 тыс. в том же 2010 году вернулись в свои дома.
В целом, кыргызстанцы, не меньше чем казахстанцы, просили убежище в других странах мира.
С началом нового тысячелетия Германия, а позже и США стали наиболее привлекательным направлением для подачи заявлений в качестве беженцев для кыргызстанцев. В начале 2000-х в более 2 тыс. кыргызстанцев ежегодно числились беженцами в Германии. Сейчас аналогичное количество наблюдается только в США.
В сам Кыргызстан обращается очень много людей за убежищем. В 90-е гг. и в начале XXI в десятки тыс. жителей Таджикистана и несколько сотен из Афганистана числились беженцами в Кыргызстане. Четырехзначное количество беженцев из Таджикистана в Кыргызстане сохранялось вплоть до 2005 года.
После ошских событий, с 2010 вплоть по 2012 года, несколько тысяч из Узбекистана числились беженцами в Кыргызстане. В 2018 году 414 человек проживали в статусе беженцев или подавали прошение о статусе беженца в Кыргызстане. Более половины из них – из Афганистана и почти сотня – из Сирии. По состоянию на 2018 году в этом списке находились три десятка граждан Турции и два десятка украинцев. Это количество может быть больше, так как данные по некоторым странам скрыты.
Отметим, что в стране почти не осталось никого без гражданства – последний негражданин получил паспорт Кыргызстана в 2019 году, а в 2005 году таких людей насчитывалось 100 000 человек. Кыргызстан – это первая страна в мире, которая предоставила гражданство абсолютно всем лицам без гражданства.
Таджикистан
С обретением независимости в стране вспыхнула война, которая заставила десятки тысяч граждан бежать в соседние страны, главным образом в Афганистан, а также в Казахстан, Кыргызстан, РФ и Туркменистан. Более полумиллиона вынуждены были искать убежище внутри самой страны.
С течением времени ситуация в стране стала налаживаться – большинство беженцев вернулись, многие остались в странах исхода, особенно в постсоветских республиках. Хотя из Афганистана многие таджикистанцы быстро вернулись, впечатляющие цифры по беженцам сохранялись в соседних республиках вплоть до 2005 года. В Узбекистане в 2005 году числилось почти 40 000 беженцев из Таджикистана, а в Туркменистане в том же году числилось более 11 000 беженцев. Данные по этим двум республикам, начиная с 2006 года уже отсутствуют.
В конце 2015 года в Таджикистане запретили главную оппозиционную силу – Партию исламского возрождения. Из-за последовавших репрессий в отношении членов этой и других оппозиционных и исламистских группировок, количество беженцев из Таджикистана в 2016 году выросло на более 50%, по сравнению с предыдущим годом.
Главная страна, где таджикистанцы просят убежище в последние годы, это Германия – более половины таджикских беженцев приходится на Германию в последние годы.
В самом Таджикистане убежище просят тысячи афганцев. Только в 2018 году 2964 граждан Афганистана числились беженцами в Таджикистане. Есть также беженцы из Ирака, Ирана, Украины и Узбекистана – данные по ним скрыты, но в 2017 году в общем их было 9 человек. По состоянию на апрель 2020 г. в Таджикистане числилось 7,151 лиц без гражданства. В начале этого года Таджикистан амнистировал лиц без гражданства, бывших советских граждан, которые теперь могут без угрозы штрафа регулировать свой статус. Объявлено, что данной амнистией смогут воспользоваться примерно 20 тыс. лиц без гражданства.
Туркменистан
За последнее десятилетие количество беженцев из Туркменистана выросло в два раза. Если количество беженцев и просителей убежища из Туркменистана в 2000-е гг. составляло 323 человека, то в 2010х это количество выросло до 804, а в 2018 – 1680 человек.
Очень много туркменов выезжают для трудоустройства в Турцию, с которой у Туркменистана безвизовый режим – и из почти 0,5 млн. туркмен, которые находятся там на заработках, всего несколько сотен попросили убежище. США и Германия тоже являются приоритетными направлениями для эмиграции. В самом Туркменистане в начале 1990-х было несколько тыс. беженцев из Таджикистана и Афганистана, и несколько сотен из Азербайджана. За последнее десятилетие желающих убежище в Туркменистане убавилось, даже из Афганистана поток почти иссяк.
Узбекистан
В 1994 году произошла первая массовая волна исхода из Узбекистана – 30 000 турков-месхетинцев, находящихся в Азербайджане после погромов, стали числиться в качестве беженцев. Вторая волна массового исхода приходится на Россию, где в 1996 году почти 34 000 узбекистанцев числились беженцами. В случае с месхетинцами, почти шесть лет они находились в Азербайджане в статусе беженцев, но в 2000 году почти 52 000 из них были, согласно статистике ООН, переведены в другой статус. В 2001 году их количество сразу уменьшилось до почти 7500 человек, в 2002 году – до 2500 человек, а в 2003 году в этом статусе в Азербайджане числились менее 500 бывших узбекистанцев. В 2000 году в России было меньше узбекских беженцев (1520), чем в США (почти 2000).
В целом, список стран, куда узбекистанцы подают на убежище, достаточно длинный – только в 2018 году в этом списке значилось 60 стран мира. В самом Узбекистане в 2018 году всего лишь 13 граждан Афганистана и предположительно только один гражданин Азербайджана числились беженцами. Около 100 000 человек считаются лицами без гражданства, но новый закон, принятый в марте этого года, позволит легализовать почти 50 000 из них.
Примечательно, что в последние годы очень малое количество беженцев возвращаются назад в свои страны, то есть, в Центральную Азию. Хотя все страны Центральной Азии радушно встречают гостей и туристов, они все же не стали центром «притяжения» для ищущих убежище людей за некоторым исключением Казахстана и Кыргызстана. Тревожнее всего, что тысячи собственных жителей выезжают отсюда навсегда.
Фото: источник