Что представляет собой экспертное сообщество Центральной Азии, какие проекты и темы сейчас становятся приоритетными, как могут изменения и перспективы в этом секторе привлечь молодых специалистов, планирующих посвятить себя исследованиям. CAAN обратилось с этими вопросами к трем ведущим экспертам из Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана.
В рубрике “Дебаты”: Роман Могилевский, старший научный сотрудник, координатор проекта, Институт государственного управления и политики Университета Центральной Азии, Бишкек, Кыргызстан, Владимир Парамонов, основатель и директор аналитического проекта «Центральная Евразия», www.ceasia.ru, Ташкент, Узбекистан, Саодат Олимова и Музаффар Олимов, научно-исследовательский центр “ШАРК”, Душанбе, Таджикистан.
Пожалуйста, расскажите о своих текущих темах и исследованиях. Какими проектами заняты, что Вы изучаете в данный момент?
Роман Могилевский:
Наш Институт государственного управления и политики Университета Центральной Азии (ИГУП УЦА) занимается вопросами экономической политики в Кыргызстане и в Центральной Азии. Текущие темы исследований включают: тенденции и проблемы внешней торговли и инвестиций в Центральной Азии, анализ экономических последствий вступления Кыргызстана в ЕЭС, анализ проблем развития малого и среднего бизнеса в странах Центральной Азии, оценка воздействия гоударственных/донорских проектов, реализуемых на уровне местных сообществ, на социальные отношения в Кыргызстане, анализ и визуализация пространственных данных о развитии и продовольственной безопасности в Кыргызстане, анализ последствий изменения климата на экономику и сельское хозяйство Кыргызстана.
Владимир Парамонов:
Свои тематики исследований и проекты, а также в целом, подходы к работе, я бы разделил на три основных этапа. Первый этап. С середины 90-х годов прошлого века я занимался следующими тремя главными темами: внешняя политика пяти стран Центральной Азии (политика, экономика, безопасность, энергетика); теоретические и практические аспекты организации аналитической и прогнозной работы; политика США в Центральной Азии. Как результат, защитил одну из первых в Центральной Азии Ph.D. диссертаций по теме политики Соединенных Штатов («Геостратегия США в Центральной Азии», 2002) и опубликовал одну из первых в регионе брошюр по аналитической работе («Основы информационно-аналитической работы», 2002). Этими темами продолжаю заниматься и сейчас, хотя и в меньшей степени, чем ранее.
Второй этап. После 2003 года мне стала очевидна важность двух следующих новых тем: взаимодействие России и Центральной Азии (политика, экономика, безопасность, энергетика и т.д.); взаимодействие Китая и Центральной Азии (те же основные сферы).
Одновременно пришло понимание того, что серьезные исследования невозможно осуществлять в одиночку и я стал заниматься формированием своей аналитической команды. На этом этапе мне посчастливилось начать совместную работу с Алексеем Строковым и рядом других узбекских и центральноазиатских коллег, вместе с которыми удалось провести очень много исследований. Как результат, были опубликованы десятки докладов, сотни статей и 5 книг по темам политики России и Китая в Центральной Азии. Особенно горжусь книгами, так как они являются своеобразным итогом очень длительной и кропотливой работы по мониторингу, анализу и прогнозу присутствия России и Китая в каждой из пяти стран Центральной Азии в таких основных сферах как политика, безопасность, экономика и энергетика. На мой взгляд, это достаточно уникальные книги: «Россия и Китай в Центральной Азии: политика, экономика, безопасность», 2008, 200 стр.; «Россия в Центральной Азии: политика, экономика, безопасность», 2009, 118 стр.; «Экономическое присутствие Китая в Центральной Азии», 2010, 160 стр.; «Китай в Центральной Азии: политика, экономика, безопасность», 2010, 121 стр.; «Присутствие России и Китая в отраслях энергетики стран Центральной Азии: состояние, проблемы и перспективы», 2011, 340 стр.
К сожалению четыре книги не переведены на английский и распространяются только лишь среди партнеров. Вот ссылка на некоторые доклады, которые доступны для свободного пользования: http://ceasia.ru/biblioteka/
Третий этап условно начался с 2010 года, когда оформился и стал развиваться мой виртуальный авторский проект – «Центральная Евразия». Первоначально его идея заключалась в размещении моих и моих коллег публикаций, однако в дальнейшем проект трансформировался в виртуальную экспертную площадку. Две цели стали наиболее важными: формирование базы данных экспертов и развитие экспертных дискуссий. В целом проект сфокусировался на поддержке работ и мнений различных специалистов по вопросам развития Центральной Азии.
На этом этапе опубликовано более 100 анкет экспертов (http://ceasia.ru/eksperti/) и проведены следующие экспертные дискуссии (http://ceasia.ru/forum/): «Проблемы и перспективы взаимодействия стран Центральной Азии» (приняло участие около 40 экспертов); «Политика США в Афганистане и Центральной Азии: советы Бараку Обаме» (приняло участие около 50 экспертов); «Советы Владимиру Путину» (приняло участие более 50 экспертов); «Китайский фактор в Евразии» (приняло участие более 20 экспертов).
Одновременно мною и моей командой была осуществлена попытка исследования следующих тем: взаимодействие Европейского Союза и Центральной Азии (политика, экономика, безопасность, энергетика и т.д.); энергетическая политика отдельных стран Евразии (Россия, Китай, Индия, Иран, Пакистан, Афганистан, Азербайджан, страны Центральной Азии); внешняя политика стран Центральной Азии по отношению друг к другу (политика, экономика, социальная сфера) и двусторонние отношения в регионе; присутствие Китая в нефтегазовых секторах стран Центральной Азии.
По результатам всех этих исследований планируются публикации книг и статей.
Саодат Олимова и Музаффар Олимов:
Приоритетными направлениями исследований нашего центра остаются Ислам, миграционная тематика, геополитические проблемы, исследования в сфере безопасности, особенно связанные с афганским фактором, экономические исследования.
В сфере миграционных исследований мы ведем мониторинг миграционной ситуации в РТ, ЦА регионе и странах приема. Наибольшее внимание направлено на изучение транснационального миграционного сообщества, включающего домохозяйства мигрантов на родине, сети, циркулярную и сезонную миграцию, диаспору. В прошлом году мы участвовали в реализации исследовательского проекта Института социологии РАН по изучению таджикской диаспоры в России и собрали обширный эмпирический материал по этой теме. Мы также продолжаем работать в сфере социологии ислама, особенно активно – над темой «Ислам и миграция». В целом, изучение Ислама, его роли, места и значения в жизни Таджикистана является ключевым направлением работы нашего Центра.
«Ислам в молодежной субкультуре» – это то, что нас особенно интересует в рамках молодежных исследований. В настоящее время Центр завершил опрос по молодежным ценностям и начал подготовительную работу к количественным и качественным исследованиям по теме «Переход от обучения к работе».
В этом году совместно с коллегами из Франции мы также планируем осуществить проект изучения ветеранов –«афганцев», т.е. участников войны в Афганистане в годы советской оккупации в Афганистане. В 2014 г. у нас по данной тематике уже был небольшой совместный проект с коллегами из Казахстана (ЦЕССИ, Астана).
Что касается экономического направления исследований, то сейчас главным является изучение перспектив вхождения РТ в Евразийский экономический союз и/или в другие интеграционные проекты, а также изучение воздействия кризиса в России на РТ. Думаем также о повторении исследования теневой экономики в РТ, но не уверены, что получится. Прошло восемь лет с 2007 года, когда при содействии UNDP было проведено это исследование (Informal economy in Tajikistan. National Human Development Report 2007, by Jafar Olimov, Dushanbe 2007\ Дж. Олимов. Теневая экономика в Таджикистане. Национальный отчет по человеческому развитию . ПРООН, 2007). Появилось много нового, что настоятельно требует изучения.
Есть ли какие-либо изменения в Вашей сфере исследований в последние несколько лет? Откуда Вы видите главный интерес к Вашим исследованиям и применительно к каким темам?
Роман Могилевский:
Ситуация в сфере региональной торговли и региональной интеграции в Центральной Азии является весьма динамичной. Активизировался процесс вступления стран региона в ВТО и Евразийский экономический союз, меняются мировые цены на основные экспортные товары стран региона и т.д. Все это влияет и на развитие бизнеса, и на социально-экономическое положение граждан.
Как нам кажется. в последнее время интерес к прикладным экономическим исследованиям возрос и со стороны государственных органов, и со стороны международных организаций, и со стороны экспертного сообщества. Практически все публикуемые нами исследования и проводимые мероприятия находят живой отклик, насколько об этом можно судить по количеству просмотров публикаций, участников семинаров, упоминаний в СМИ.
Владимир Парамонов:
Изменения связаны с рядом моментов.
Во-первых, с одной стороны, изменения вызваны постепенным расширением географии исследований, а с другой стороны, развитием междисциплинарного подхода. В итоге, в настоящее время общая тема исследования выглядит следующим образом: США, Россия, Китай и ЕС в Центральной Азии (политика, экономика, безопасность и энергетика).
Во-вторых, изменения связаны с еще большей ставкой на политико-ориентированный (policy oriented) подход и стиль в изложении результатов исследований. Мы стараемся излагать сложные вещи просто и понятно, структурно и схематично.
В-третьих, все больший акцент в исследованиях делается на прогноз, а также на анализ основных сценариев развития Центральной Азии, политики конкретных стран в отношении региона.
Все темы вызывают интерес, однако, наибольшее внимание привлекают именно энергетическая тематика (особенно политика Китая) и тематика развития отношений Центральной Азии с Афганистаном.
Саодат Олимова и Музаффар Олимов:
В последние годы произошли некоторые изменения в нашей работе: мы стали делать меньше количественных и больше качественных исследований. Мы стали гораздо больше, чем раньше, думать об изучении динамических процессов, выявлении основных трендов социальных, политических, экономических, геополитических, иных трансформаций общества в РТ в период нациестроительства и транзита.
Наибольший интерес вызывают наши исследования в сфере ислама, миграции, безопасности, геополитики. При этом востребованность нашей работы различается : внутри Таджикистана наибольший интерес вызывают экономические исследования и изучение миграции, денежных переводов, влияния миграции на здоровье, миграции, вызванной деградацией окружающей среды, т.е. то, что имеет практическое значение. В соседних странах по региону – это трудовая миграция, геополитика, интеграционные процессы и безопасность, особенно в связи с афганским фактором.
Коллеги из университетов Европы и США больше интересуются исламскими исследованиями, безопасностью, молодежными исследованиями.
Как Вы охарактеризуете сотрудничество с молодыми исследователями. Какие изменения в этой среде для Вас заметны?
Роман Могилевский:
ИГУП УЦА активно вовлекает молодежь в свои исследования, половина нашего исследовательского персонала имеет возраст до 30 лет. Можно отметить растущий интерес к исследовательской карьере со стороны тех молодых людей, кто сумел получить хорошее образование.
Владимир Парамонов:
К сожалению, сотрудничества с молодыми исследователями не получается по ряду объективных причин.
Саодат Олимова и Музаффар Олимов:
К сожалению, нас не удовлетворяет состояние сотрудничества с молодыми исследователями. Таджикская молодежь реализует себя в других сферах занятости, так как отечественная наука не предоставляет им возможности самореализации и карьерного роста. И все-таки в последние годы появляются молодые энтузиасты, приходят за советом, консультацией, помощью. Это очень приятно, но, к сожалению, уровень подготовки молодых исследователей желает лучшего. Есть проблемы с языками, компьютерной подготовкой, недостатком технических навыков. Ребята не всегда могут составить аннотированный план работы, качественно сделать библиографию, литературный обзор и т.д. Но это решаемые вопросы. Трудно решаемые вопросы – нарушения этики научной работы, разочарование в исследовательской работе, падение престижа науки в обществе.
Гораздо чаще у нас появляются молодые исследователи из-за рубежа, в том числе и таджики. Здесь другие трудности. При хорошей профессиональной подготовке они заинтересованы в других научных целях, нежели мы. В отличие от естественных наук, в социальных, гуманитарных науках есть значительная разница в проблематике, направлениях , базовых идейных основаниях исследований, научном языке между представителями разных стран, регионов. Это большой плюс для развития науки, так как столкновение, мнений, школ, подходов стимулирует исследовательскую деятельность. Очень не хотелось бы потерять самобытность нашей отечественной науки.
В любом случае мы рады поддержать молодых исследователей, которые обращаются в наш Центр.
Осуществляете ли Вы региональные проекты? Есть ли интерес к осуществлению региональных исследований?
Роман Могилевский:
ИГУП активно участвует и сам реализует проекты, охватывающие несколько стран региона. Часто такие проекты реализуются в сотрудничестве с партнерскими организациями в США, Канаде, Германии и других странах. Одним из примеров таких региональных проектов является реализуемая нашим институтом интенсивная Учебная программа по анализу государственной политики для государственных служащих и аналитиков в Кыргызстане, Таджикистане и Афганистане.
Владимир Парамонов:
Да, интерес есть. Практически все проекты моей команды – проекты регионального или межрегионального характера, связаны со всеми пятью странами Центральной Азии, их взаимодействием с внешними игроками, политикой этих игроков в отношении региона в целом.
Саодат Олимова и Музаффар Олимов:
Вспоминая первые годы независимости вплоть до нулевых годов, когда мы участвовали в региональных проектах по водным ресурсам, экологии и интеграционным перспективам вместе с коллегами из Узбекистана и Кыргызстана, жалеешь, что теперь нет такого уровня взаимопонимания, взаимной заинтересованности, как тогда. Тем не менее, мы постоянно участвуем в региональных проектах. Например, только что завершенная полевая часть исследования по молодежным ценностям , которую поддерживает Фонд Фридриха Эберта , включает исследования в Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане, Узбекистане. Следующий этап молодежного проекта по изучению профессионального образования молодежи и ее перспектив на рынке труда охватывает Грузию, Азербайджан и Таджикистан.
Следует признать, что наиболее тесные отношения у нас сохраняются с коллегами из Казахстана. Тем не менее, с коллегами из других стран региона, а также из стран Южного Кавказа нас объединяют не только длительные дружеские связи, взаимопонимание, но и сходные научные интересы, общая проблематика и задачи. Поэтому интерес к региональным исследованиям очень большой. Однако их реализация теперь должна учитывать тонкости, связанные с дезинтеграцией региона.
Что Вы можете порекомендовать для развития общественной политики в Вашей стране и в регионе в целом?
Роман Могилевский:
В каждой стране региона есть свои проблемы в сфере разработки и реализации государственной политики. Общей, однако, является необходимость в большей опоре процесса принятия решений на анализ фактической ситуации и использование качественных социально-экономических данных. Пока что еще слишком часто государственные решения принимаются без достаточно глубокого анализа и учета всех известных фактов. Здесь есть проблемы и со спросом на такого рода анализ со стороны государственных органов, и с предложением качественного анализа со стороны аналитических структур в странах Центральной Азии. ИГУП УЦА видит свою миссию именно в том. чтобы продвигать в регионе аналитические подходы и методы, основанные на современных методах анализа данных.
Владимир Парамонов:
Необходимо проведение большего числа межгосударственных, междисциплинарных и командных (групповых – с привлечением большого числа специалистов) исследований по региональной и межрегиональной тематикам, более широкое распространение их результатов, в том числе в рамках публикаций на русском, английском и китайском языках.
Саодат Олимова и Музаффар Олимов:
Больше открытости, больше доступа к информации, больше возможностей общения на всех уровнях, включая региональный.
Больше внимания к научным исследованиям.
Больше внимания к независимой экспертизе, а также к информации из независимых источников, включая информацию из общественного сектора.
Нужны механизмы снятия барьеров на пути создания и распространения информации, важной для стран региона, которые выросли за последние годы и стали главными сдерживающими факторами в интеграционных процессах.