Фото: источник
Водный вопрос в отношениях Казахстана и Китая – один из самых проблемных и неурегулированных – Китай продолжает строить все больше гидротехнических сооружений в верховьях трансграничных рек, увеличивая водозабор, что приводит к ухудшению качества воды в реках Или, Иртыш, Талас и др. и нарушает экологию в бассейне озер Балхаш и Зайсан. Ввиду изменения климата и быстрого таяния ледников, а также расточительного отношения к воде в самом Казахстане, эта проблема грозит перерасти в кризис.
В статье Glacier Watch: China-Kazakhstan Water Conflict and the Lake Balkhash Basin (Китайско-казахстанский водный конфликт и бассейн озера Балхаш), опубликованной в апреле 2019 года, сообщается о стремительном таянии ледников в горах Тянь-Шаня, что приводит к значительному уменьшению стока казахстанских трансграничных рек, берущих начало на территории Китая.
(краткий перевод с англ. аз)
Большинство крупных речных систем в мире, такие как Меконг, Инд, Янцзы, питаются ледниками, которые снабжают и модулируют их поток воды. Теперь эти ледники стремительно тают из-за изменения климата, что угрожает ирригационным системам, производству электроэнергии и запасам питьевой воды в некоторых из наиболее густонаселенных районов планеты.
При этом таяние ледников происходит по-разному. В некоторых случаях уменьшение ледника оказывает незначительное влияние на сток рек, тогда как в других случаях серьезно нарушает систему местного водоснабжения, особенно если системы устарели и используют неэффективные методы.
Ключом к пониманию сокращения ледников является концепция «максимального расходования запасов воды». По мере того, как общая масса ледников уменьшается, во время сезона таяния образуются поверхностные стоки, уровень которых превышает средние показатели. Однако уровень поверхностных стоков в конечном итоге достигнет своего пика, и вслед за этим последует период окончательного и, по сути, необратимого спада. Уменьшенный ледник в свою очередь дает все меньше и меньше талой воды, что влияет на сезонную доступность пресной воды. Каждый ледник имеет уникальное пороговое значение запасов воды. Согласно исследованию, опубликованному Nature Climate Change, около 45% бассейнов в мире, питаемых ледниками, уже прошли эту точку, в том числе гималайские источники реки Брахмапутры. Прогнозируется, что 22% бассейнов будут иметь тенденцию к увеличению 2050 г., включая верховья Инда и Ганга, которые, как ожидается, достигнут пика в 2070 и 2050 годах соответственно.
Угрозу таяния ледников трудно оценить отдельно от общей картины. Системы водоснабжения по всему миру уже пострадали от таких факторов, как строительство плотины, ирригация и водоснабжение для муниципального или промышленного использования. Несомненно, таяние ледников усугубит эти проблемы, хотя и в разной степени.
Балхаш
Бассейн озера Балхаш разделен между Казахстаном и Китаем. Одноименное озеро питается речной системой, берущей начало в ледниках гор Тянь-Шаня на китайской территории. В уже указанном исследовании Nature Climate Change Балхаш называется одним из бассейнов, особенно восприимчивым к истощению ледникового стока. В частности, можно ожидать, что сток в будущем снизится, по крайней мере, на 10% из-за сокращения ледников. Согласно исследованиям, пик воды еще не достигнут для большинства ледников Тянь-Шаня, но ожидается, что это случится в следующие 20 лет.
Начиная с 1960 года, озеро Балхаш c площадью около 16 000 кв. км сокращается ввиду человеческого фактора: озеро мелеет и вода становится все более соленой. Снижение уровня воды на Балхаше происходит так быстро, что многие сравнивают его с Аральским морем.
Около 80% воды озера Балхаш поступает из реки Или, которая снабжает озеро с юго-востока и образует одно из крупнейших водно-болотных угодий в Центральной Азии. Или берет начало в Китае, где река встречает большие искусственные препятствия, прежде чем доходит до Казахстана. Трансграничные реки, такие как Или, Иртыш и Сырдарья, являются предметом международных водных споров. Между тем эти три реки составляют основной источник пресной воды для Казахстана. За последние 20 лет в Или было отмечено снижение стока, который за этот период сократился с 17,8 до 12,7 куб км в год.
Сельское хозяйство является основным виновником снижения уровня воды. Выращивание в засушливом климате Центральной Азии требует функционирования обширных ирригационных систем. Но многие из них являются неэффективными и расточительными, будучи построенными в советское время. По одной из оценок, сельское хозяйство отвечает за 89% от общего объема забора воды в Казахстане, что значительно выше показателей в Европе, где такие показатели оцениваются в среднем на уровне 58%.
На казахской стороне границы на реке Или в 1969 году были построены Капчагайская плотина и водохранилище, что дало возможность для сельскохозяйственной обработки 400 000 гектаров земли, включая водоемкое выращивание риса. Капчагайское водохранилище заполнялось медленно в течение 20 лет, примерно соответствуя двухметровому падению уровня воды в озере Балхаш в тот же период. Процесс заполнения был преждевременно остановлен в конце 1980-х годов из-за обмеления Балхаша. В итоге уровень воды в водохранилище остается значительно ниже своего первоначального предполагаемого уровня.
С китайской стороны орошаемое земледелие из реки Или и его притоков в Синьцзяне составляло около 300 000 га в конце 80-х годов. С тех пор эти объемы значительно увеличились в результате экономического бума в Китае и политики центрального правительства «освоения запада», предполагавшей поощрение переселение населения из центральных и восточных провинций на северо-запад Китая. В итоге, по одной оценке площадь обрабатываемой земли на китайской стороне границы увеличилась от 700 тыс. га в 2004 г. до 1,3 млн. га в 2014 году. В исследовании Сабира Нуртазина отмечается, что потребление воды из реки Или в 2000-х годах составляло 38% и 62% со стороны Китая и Казахстана, соответственно. К 2014 году цифры изменились до 43% и 57% из-за растущих потребностей в электроэнергии и воде экономики Синьцзяна. С тех пор соотношение, вероятно, увеличилось еще больше в сторону Китая.
Плотины и гидроэлектростанции являются еще одним фактором, который влияет на истощение водотока реки Или в озеро Балхаш. Капчагайская ГЭС, расположенная на казахстанской территории, обладает мощностью около 364 МВт, при этом порядка 11% от общего производства электроэнергии в стране приходится на гидроэлектростанции (большинство из которых расположены на реке Иртыш). Правительство Казахстана планирует реализовать ряд небольших гидроэнергетических проектов в Жамбылской области вблизи озера Балхаш, однако снижение уровня водотока угрожает их долгосрочной экономической жизнеспособности. На китайской территории ГЭС были построены вдоль реки Текес, Кунгес и Каш. Все они являются притоками Или, питаемые ледниками с гор Тянь-Шаня. Синьцзян является центром угольной электроэнергетики, только одна угольная электростанция вблизи г. Инин (Кульджа) производит больше энергии, чем Капчагайская ГЭС, и требует огромного количества водозабора из Или. В итоге ответственность за высушивание почв больших участков северо-западного региона Китая связывают с высокими потребностями угольной промышленности в воде.
Прогноз
Описанный выше водный вопрос уже составляет большую проблему для казахстанских и китайских политиков. Теперь же рассмотрим вероятность того, что сокращение ледников в горах Тянь-Шаня может снизить поток ниже по течению более чем на 10% в предстоящие десятилетия. И с учетом неумолимого изменения климата ледники в горах исчезнут и уже никогда не восстановятся. В результате страны региона будут просто вынуждены обходиться менее значительным ресурсом воды.
Китай находится в выгодном положении в вероятном водном кризисе в бассейне озера Балхаш. В силу географии он контролирует верховья рек, которые питают реку Или и озеро Балхаш, и что бы власти Китая не решили с этими водами, Казахстану придется жить с этим. Китай также имеет несоразмерные рычаги влияния на любые переговоры с Казахстаном из-за экономического веса и превосходящей военной мощи.
Многолетние двусторонние переговоры между двумя сторонами привели лишь к раскрытию гидрологической информации со стороны Китая и достижению соглашения о разделе воды на небольшой реке Хоргос. Данная река была менее спорной и связана с проектами “Пояса и пути” и наземного порта Хоргос (в частности, стороны достигли соглашения о совместном строительстве плотины в интересах общей экономической зоны, но реализация этого соглашения спорная. По свидетельствам земледельцев в Алматинской области с момента подписания нового соглашения по реке Хоргос китайская сторона в разы увеличила забор воды. В результате посевные тысячи гектаров посевных полей, где в основном выращивается кукуруза, ежегодно страдают от засухи и дефицита воды – прим.ред.).
Но совместное развитие в Хоргосе остается исключением, нежели правилом. Пекин отказывается заключить любое обязывающее международное соглашение о совместном использовании воды, будь то верховья рек Меконг, Брахмапутра или Иртыш. Это также касается и реки Или.
Так как все предложенные двухсторонние инициативы были отклонены со стороны Китая, пересмотр национальной политики управления водными ресурсами стал одним из основных приоритетов казахстанского правительства. Значительный прогресс на данном направлении может быть достигнут, если пересмотреть устаревшую политику управления сточными водами и методов ведения сельского хозяйства.
Различные международные донорские организации поддерживают усилия Казахстана в цели достичь экономии воды до 9,1 млрд куб. м к 2030 году с помощью новых методов в сельскохозяйственном, промышленном и муниципальном водопользовании. Тем не менее, новые методы водопользования не обязательно позволят решить постоянные проблемы сохранения, особенно в условиях отсутствия соглашения между всеми прибрежными государствами. Даже если Казахстана сможет успешно внедрить водосберегающие технологии и достичь более эффективного использования воды, это не поможет избежать неминуемого водного кризиса. Ведь многое зависит от Китая.
Многие из ледников, питающих бассейн озера Балхаш, еще не приблизились к уровню максимального расходования запасов воды, а это означает, что поверхностные стоки с ледников по-прежнему будут ежегодно увеличиваться. Однако все изменится в ближайшие десятилетия, и объемы поверхностных стоков окончательно уменьшатся. Если к тому времени не внедрить надежные методы управления водными ресурсами, то можно ожидать всплеска противоречий на почве водопользования между двумя странами – и в этой борьбе Казахстану трудно будет одержать победу.