Редакция Foreign Affairs подвела итоги лучших книг за 2019 год (журнал регулярно выпускает обзоры на самые заметные книги в разных сферах социальных наук – внешняя политика, экономика, бизнес, история). Обращаем ваше внимание на некоторые из них.
Читать: Лучшие книги в 2018 году по версии Foreign Affairs
Лучшие книги в 2017 году по версии Foreign Affairs
В списке лучших книг несколько посвящены будущему трех столпов западного порядка – либерализма, демократии и капитализма.
Что будет с капитализмом? Не превращается ли он в систему надзора из оруэлловских фантазий? Книга Шошанны Зубофф The Age of Surveillance Capitalism: The Fight for a Human Future at the New Frontier of Power (Эпоха надзорного капитализма: борьба за будущее человечества на новых гранях власти) была широко отмечена обозревателями за то, что представила блестящий, захватывающий анализ современной цифровой экономики и озвучила опасения, какие огромные изменения могут внести технологии в политическую и социальную жизнь. Большинство американцев считают, что основная угроза со стороны технологических компаний состоит в нарушении конфиденциальности. Но Зубофф показывает, что надзорный капитализм включает в себя нечто большее, чем накопление личных данных в беспрецедентном масштабе. Технологические фирмы и их эксперты, которых Зубофф называет «новыми клериками», создают новые формы власти и способы изменения поведения, которые действуют вне индивидуальной осведомленности и общественной ответственности. Создание противовеса этой власти потребует новых усилий, сдерживающих надзорный капитализм во имя личной свободы и демократии.
В защиту свободной и открытой экономики написана книга другого автора из Гарварда – Кимберли Клаузинг Open: The Progressive Case for Free Trade, Immigration, and Global Capital (Быть открытым: что говорят прогрессивисты в пользу свободной торговли, иммиграции и глобального капитала). В условиях растущего негатива в отношении экономической глобализации Клаузинг делает веские аргументы в пользу внешней торговли товарами и услугами, трансграничного перемещения капитала и иммиграции. Эта ценная книга представляет собой учебник по глобализации, объясняющий ее преимущества и затраты. Первые, по мнению автора, значительно перевешивают вторые, но она также предлагает конструктивные предложения по снижению негативных последствий глобализации. Клаузинг – эксперт корпоративных налогов и специалист, изучающая преступления в сфере уклонения от уплаты налогов многонациональными корпорациями. Она сторонник более равной экономики и считает, что открытая экономика в подавляющем большинстве помогает достичь большего равенства. Международная торговля делает страны богаче, повышает уровень жизни, приносит пользу потребителям и объединяет нации. Глобальная мобильность капитала помогает как заемщикам, так и кредиторам. Международный бизнес повышает эффективность и способствует инновациям. И иммиграция остается одной из самых сильных сторон Америки, поскольку вновь прибывшие играют важную роль в экономическом росте, инновациях и предпринимательстве.
Истории либерализма посвящены две книги из обзора. Американский журналист Джеймс Трауб в книге What Was Liberalism? The Past, Present, and Promise of a Noble Idea (Что такое либерализм? Прошлое, настоящее и обещание благородной идеи) возвращается к истокам либерализма, исследуя пост-историю американской и французской революций и перечитывая труды таких великих мыслителей, как Джон Стюарт Милль и Исайя Берлин. Трауб показывает, что либерализм представляет собой смесь часто противоречивых идей: классических республиканских принципов, индивидуализма Локка, приверженности народному суверенитету и эволюционирующих представлений о правах и прогрессивных социальных идеалах. Трауб видит в Джоне Стюарте Милле ключевого мыслителя, связывающего классические и современные формы либерализма. Милль настаивал на том, что политические институты должны управлять компромиссами между свободой и равенством и создавать социальные условия для процветания отдельных людей. Трауб утверждает, что либерализм потерял свой путь в 1990-х годах, примкнув к глобализации и и ослабив связи с прогрессивным видением государственности и интересов простого человека.
Книга автора Адама Гопника A Thousand Small Sanities: The Moral Adventure of Liberalism (Тысяча малых здравых мыслей: моральное приключение либерализма) более яростно защищает основополагающие принципы и достижения современного либерализма и обосновывает неизменную актуальность теории в сегодняшней борьбе за построение достойных и инклюзивных обществ. Гопник видит истоки либерализма в Просвещении и ранней современной гуманистической традиции. Об этих принципах писали Дэвид Хьюм и Адам Смит, о вере, доверии и способности человека к взаимному уважению. Либеральное общество основано не на крови и почве, не на традиционной власти, а скорее на идее «общего выбора», видении политического сообщества, объединенного общими ценностями: свобода, равенство и терпимость. Для Гопника либерализм лучше всего понимать не как формальную доктрину, набор абстрактных принципов или группу фиксированных политических институтов, а как образ жизни. Великий проект либерализма, как красноречиво утверждает Гопник, – это бесконечная борьба за построение общества, в основе которого лежит свобода и равенство.
Что касается демократии, то в книге Empire of Democracy: The Remaking of the West Since the Cold War, 1971–2017 (Империя демократии: изменение Запада после холодной войны 1971–2017 гг.) британский профессор Саймон Рейд-Генри находит корни кризиса современной либеральной демократии в начале 1970-х годов. Он утверждает, что ряд небольших изменений в экономической, социальной и политической жизни в западном мире способствовал разрушению ориентированной на консенсус модели демократии, появившейся после Второй мировой войны. Бреттонвудский режим прекратил существование, что вызвало сдвиги в том, как правительства сотрудничают и управляют своей экономикой. Нефтяные потрясения ОПЕК привели к стагфляции и прекращению ранних послевоенных обязательств по обеспечению полной занятости. Новые формы политики идентичности последовали за культурными потрясениями 1960-х годов. Важно отметить, что центристские силы и институты начали распадаться по всей западной системе в то время, как старые договоренности и компромиссы между трудом и капиталом переставали действовать. В битве идей послевоенный кейнсианский консенсус уступил место консервативным теориям о монетаризме и дерегулировании рынков. Книга раскрывает социальные и культурные преобразования, которые произошли в разных странах.
О России и постсоветском мире повествуют две книги обзора. Russian “Hybrid Warfare”: Resurgence and Politicisation (Российская «гибридная война»: возрождение и политизация) британского аналитика Офера Фридмана посвящена объяснению концепции гибридной войны. Согласно широко распространенному убеждению в Соединенных Штатах и Европе, Россия Владимира Путина развязала «гибридную войну» против Запада. Концепция охватывает все формы нападения, кроме самой войны: кибератаки, целевая пропаганда, «зеленые человечки» (российские «добровольцы», появляющиеся на Украине без знаков опознавания), помощь оппозиционным партиям и военные угрозы. Фридман не отрицает, что Россия все это делает, но он больше заинтересован в том, чтобы устранить недоразумения вокруг самой концепции. Он объясняет, откуда взялась идея гибридной войны, как американцы и русские понимают ее по-разному, и, прежде всего, почему и как она была развернута и политизирована в войне на Украине. Идея объединить военную силу с другими ресурсами, чтобы ослабить желание противника сражаться, так же стара, как сама война. Но современная концепция войны, которая велась несколькими способами, как на поле битвы, так и за его пределами, возникла у американских военных в течение нескольких войн. Нынешняя, более обширная русская версия отражает веру ее создателей в то, что Запад первым ввел эти инструменты в ведении «холодной войны», которые теперь они снова видят в использовании против России.
О сталинском шпионе Рихарде Зорге рассказывает книга An Impeccable Spy: Richard Sorge, Stalin’s Master Agent (Безупречный шпион: Рихард Зорге, главный агент Сталина). Рихард Зорге был немцем, преданным коммунизму. В 1929 году он стал советским шпионом на Дальнем Востоке. Работая в Японии с 1933 года до его ареста в конце 1941 года, Зорге стал близким советником немецкого посла в Токио и стал во главе шпионской сети. Основной задачей Зорге было выяснить, планирует ли Япония напасть на Советский Союз. Но его самым известным докладом было предупреждение о скором вторжении Германии в 1941 году – предупреждение, которому не вняли его начальники, боявшиеся противоречить Сталину, убежденному, что Гитлер не нарушит нацистско-советский пакт о ненападении. Эта книга британского историка Оуэна Мэтьюса опирается, в частности, на материалы из советских разведывательных архивов, ранее закрытые для западных ученых. Эти документы показывают, что, несмотря на жизненно важные разведданные, которые он предоставлял, Советы всегда считали Зорге потенциальным предателем. Книга Мэтьюса – это шпионский триллер, который читается как захватывающая история революционной Германии в 1920-х годах, Токио во время довоенной милитаризации страны, и Москвы в 1930-х годах, когда сталинский массовый террор поглотил, среди прочего, семь из руководителей военной разведки Зорге.
Можно также отметить очередную книгу об ИГИЛ. Хотя книга Джеймса Верини They Will Have to Die Now: Mosul and the Fall of the Caliphate (Им придется умереть сейчас: Мосул и падение Халифата) собрала только положительные отзывы. Джеймс Верини прибыл в Ирак летом 2016 года, чтобы написать о жизни в Исламском государстве. Он остался, чтобы осветить последнюю позицию джихадистов, Битву за Мосул, не зная, что она будет продолжаться почти год и станет, по словам Пентагона, «самой значительной городской битвой со времен Второй мировой войны». Прекрасно написанная книга повествует от первого лица о многих месяцах чрезвычайно опасного задания.
Напоследок можно также рекомендовать книгу о незападной цивилизации. Fifth Sun: A New History of the Aztecs (Пятое Солнце: новая история ацтеков) американского историка Камиллы Таунсенд предлагает пересмотреть традиционную историю ацтеков, движимых жаждой крови, суевериями и фатализмом. Вместо этого она показывает, что император ацтеков Монтесума II вел себя рационально, опираясь на свою обширную систему сбора разведданных, тщательно взвешивая варианты своей политики и выполняя обязанности правителя. Превосходное вооружение испанских войск и доступ к резервным силам из Испании – в сочетании с разрушением, вызванным оспой – в конечном итоге привели к поражению ацтеков. Книга написана исключительно на основе текстов самих коренных народов и представляет гуманизированный портрет коренных мексиканцев. Их история существовала задолго до прибытия европейцев и так и не капитулировала перед испанской культурой и колонизацией.