Казахстанский ученый-археолог Карл Байпаков (17 ноября 1940, Талгар-23 ноября 2018) работал над раскопками в Отрарском оазисе в группе известных археологов, включавшей Кемаля Акишева, Льва Ерзаковича и Виктора Грошева. Он также вел исследования знаковых памятников археологии Казахстана: средневековых городов Каялык, Кулан, Акыртас, городищ Куйрыктобе, Сауран и Жайык. Байпаков считал эти города «своеобразными Помпеями», характерными своими памятниками на стыке кочевой степи и оседлой цивилизации. Действительно, благодаря трудам таких специалистов-археологов Казахстана, как Алькей Маргулан, Кемаль Акишев¸ Мир Кадырбаев, и многих других, миф о том, что Казахстан – это страна номадов без городов, был опровергнут.
В этом материале Байпаков рассказывает о городах номадов на Шелковом пути:
Видео и транскрипт предоставлены проектом “Дорога людей”, который объединяет серию полнометражных документальных фильмов, лекций, исторических этюдов от известных ученых и специалистов в области истории, филологии, литературы и философии. Проект ставит своей целью привлечение внимания аудитории к проблематике истории региона Центральной Азии.
В свое время считалось, что Казахстан – это страна кочевников, страна номадов, а имевшиеся города были репликами крупных городов Средней Азии: Самарканда, Бухары и т.д. Либо же утверждалось, что население этих городов было другим нежели народ, который жил в степи. Но усилиями археологов, причем эти работы начались еще давно, до революции, а также востоковедов понимание цивилизации Казахстана стало другим. Было доказано, что Казахстан не только страна номадов, но и страна городов. И сейчас, опираясь на те огромные материалы – раскопки велись и в Отраре, и в Таразе, и в Сауране – нашли и обследовали буквально сотни городов с привлечением источников. Допустим, ал-Макдиси, автор 10 века, говорит о десятках городов, которые находились за реками Амударьёй и Сырдарьей. Он же говорил, что главный город восточной территории – это Испиджаб, иначе Сайрам. На территории Южного Казахстана, Семиречья, находились, судя по источникам 10 века, десятки цветущих городов, которые играли очень важную роль в развитии экономики, политики, культуры Центральной Азии и всей Евразии.
Очень важную роль в урбанизации Казахстана и других стран сыграл Великий шелковый путь – это удивительное изобретение человечества, которое смогло объединить и торговыми, и культурными, и экономическими связями страны и народы, которые жили вдоль Великого шелкового пути. Он пересекал внутренние районы Китая, выходил на территорию Казахстана и Средней Азии – было несколько таких коридоров, по которым осуществлялась связь Востока и Запада. Огромная территория Шелкового пути шла через территорию Казахстана, затем он выходил в степи Зауралья, Приуралья, дальше к Волге, пересекал Волгу, заходил в южнорусские степи. Он шел вдоль Черного моря, было одно ответвление в Крым, оттуда в Византию, или же через восточно-европейские страны он шел на Запад, на территорию современной Германии. Естественно, из Крыма был путь морской, а также сухопутный. И далее в Циркумпонтийскую зону -это район Средиземного моря, где издревле сформировались мощные цивилизации: греческая культура, римская.
Начало Шелкового пути восходит, по мнению ряда авторов, где-то к середине 138-139 годах до нашей эры. И в начале 2 века было совершено путешествие Чжан Цяня – это был такой китайский дипломат, которого послал на запад У-ди, великий император Китая, из городя Сиань – древней столицы Китая в западный предел в страну варваров, чтобы узнать, что там делается за пределами внутреннего Китая. Многие говорят, что он был послан, чтобы набрать для Китая знаменитых чистокровных лошадей в Даване.
По дороге на Запад он побывал в ряде городов и государств: в Даване, в частности (это Фергана); посетил районы, которые занимало государства Кангюй – это Сырдарья; дошел до Афганистана, но где-то на одном из своих переходов он был схвачен гуннами и попал в плен. В конечном итоге он вернулся на родину, доложил У-ди о своем удивительном приключении, рассказал о тех дорогах и путях, и считается, что он и был тем, кто соединил в одну линию направления Шелкового пути.
Но Шелковый путь уже существовал до легендарного путешествия Чжань Цяня. Новые города возникали на Шелковом пути на местах сакских, усуньских поселений, тому подтверждение – находки в Иссыке, Аржане, Пазарыке: там находили и иранские ковры, и шелк. Наши степные города играли очень важную роль будучи в центре Шелкового Пути, и вот о некоторых городах я хочу рассказать.
На Шелковом пути находилось несколько очень крупных городов – один из них был город Каялык. Каялык находился на территории нынешней Алматинской области; относительно неподалеку от Талдыкоргана есть город Сарканд, расположенный на территории Жетысу – прекрасный город на красивой реке. И вот рядом с Саркандом находилось село Антоновка. Сейчас оно переименовано. А на окраине этого села археологи нашли остатки города. После долгой дискуссии и исследований удалось доказать, что он был огромным – это самое крупное поселение на территории Жетысу и отождествляется с городом Каялык – столицей государства карлукских джабгу (Карлукский каганат – тюркское государственное образование, занимавшее территорию от Джунгарского Алатау до Среднего течения Сырдарьи). Чем еще интересен город – это тем, что он стал городом (сформировался таковым, а до этого был селением) в 8-9 веках. В середине 13 века он стал городом Монгольской империи. В 1253 году к хану Мунке, внуку Чингисхана, сюда прибыл Гильом де Рубрук – посол Людовика IX. Он прибыл, чтобы установить дипломатические отношения, передать грамоты, проделав очень большой путь: приехал в Крым из Лиона через Константинополь, а затем пешком, а он, говорят, всегда ходил босой в рубище – мощный, крепкий человек. Он двигался через южнорусские степи, пересёк Дон, потом реку Урал, пришел в казахстанские степи, пересек реку Или и передвигался через города. Первый город был Еки огуз, он назвал его Экюс – немного на свой лад. Это тоже был крупный город, а затем был город Каялык, о котором я уже говорил. И там ему две недели пришлось ждать посла Мунке хана, потому что по официальному протоколу его должен был встретить секретарь и сопроводить его в Каракорум (официальную столицу Монгольской империи и резиденцию Мунке).
Рубрук, человек очень любознательный и образованный, внимательно осмотрел Каялык. Его интересовали азиатские христиане, потому что в Европе ходила легенда, что где-то на Востоке существовало огромное христианское царство Пресвитера Иоанна – так вот он искал христиан и христианские церкви. Он осмотрел один храм, но по описаниям это был буддийский храм. Современные археологи этот храм раскопали – оказался буддийский храм 13 века. Рубрук описал эту общину буддистов, их одежды, молитвы и праздники. Он описал еще один храм так: там были изображения ангелов, его встретил священник с крестиком на руке, но он был не совсем христианский, хотя что-то имел от христианской веры. Это были манихеи, так что ему посчастливилось увидеть храм манихеев.
Рубрук также увидел там соборную мечеть. Археологи нашли ее остатки. Она находится в центре Каялыка и ее удалось раскопать. Она 13 века, одна из ранних по типологии мечетей. Когда мы стали смотреть и сравнивать эту мечеть – на что она похожа, то пришли к выводу, что мечеть строили крымские мастера, которые пришли из Крыма. Были такие своеобразные строительные бригады, выражаясь современным языком, которые строили мечети. Вот, скорее всего, мечеть в Каялыке была построена мастерами из Крыма, которые построили такую же мечеть в Поволжье. Есть городище Водянское и там мечеть, которую раскопали российские археологи и она один в один похожа на каялыкскую.
Но я хочу сказать, что в этом городе Каялыке, который посетил Рубрук, мирно сосуществовали самые разные религии. Город процветал, город нашел развитие культур, взаимодействие народов, этносов – это способствовало процветанию Шелкового пути и города. И когда Рубрук выехал из Каялыка, то буквально в шести километрах он увидел селение, а там – христианскую церковь. И он зашёл помолился: «Вот наконец-то я совершил христианский обряд и помолился в церкви христианской». Вот религии: буддизм, ислам, христианство, манихейство, – и они все в этом городе присутствуют, и для нас это не только удивительно, но еще и служит доказательством толерантности людей, которые жили в 13 веке.
А следующий город Тальхир, по имени похожий на Талгар – есть такой город сейчас неподалеку от Алматы. Этот город упоминается в источнике 10 века – трактате Худуд аль-алам неизвестного персоязычного автора. В этом источнике Талихир уже крупный город, и там живут чигили, карлуки, ягма, то есть тюркские племена. Здесь ведутся раскопки уже много. Это город с центральной частью в 9 гектаров, укрепленной стеной и огромным пригородом. Он сейчас уже застроен поселками современного Талгара, но центральная часть, где велись раскопки, сохранилась, к счастью.
Город был удобен для жилья: его рассекали две магистральные улицы крест-накрест: первая – с запада на восток; вторая – с севера на юг. Эти магистральные улицы шириной в три с половиной метра были вымощены булыжником. Жители благоустроили свой город – выкладывали дороги камнем; был водопровод, который давал воду с верховья реки Талгарки; была и местная канализация. Это был крупный ремесленный и торговый центр. Это стало понятно по колоссальной коллекции железных изделий, которые сохранились в земле – почва Талгара кисла и хорошо сохраняет железо. Среди этих железных изделий есть ножи и кинжалы, которые изготовлены из стали – булатной или дамасской, как ее называют. Секреты ее производства были известны жителям Талгара, потому мы и называем Талгар городом кузнецов. Жители города знали арабский язык: при раскопках нашли массу черепков их изделий, на многих из них еще до обжига керамического нашли надписи: «Сделал мастер такой-то для такого-то человека». Были надписи и на древнетюркском руническом письме, и на китайском, отчего следует, что город был еще и городом купцов.
Талгар был столицей западной части Жетысу, а Каялык находился в восточной части. В 13 веке столица из Талгара переместилась на территорию Алматы, где тоже археологи нашли доказательства того, что здесь был город Алматы возрастом не менее 1000 лет. То есть еще до Верного в 1854 году, что означает, что Алматы отнюдь не 150 лет, ему 1000 лет. Также найдены монеты, которые чеканились на местном чеканном дворе – серебряные дирхамы с надписями по-арабски, где сказано, что монеты чеканились в городе Алматы в 1278-1280. На свободных площадях в результате раскопок нашли кузнечную мастерскую, плавильный горн, и сопутствующее оборудование, то есть все материалы говорили о том, что Алма-Ата продолжает традиции столичного центра после Талгара.
Из современного Алматы идет асфальтированная трасса – автобан, который соединил западный Китай и западную Европу, и он прошел по территории Казахстана почти по тому же направлению, что и Шелковой путь, который функционирует, по крайней мере, со второго века нашей эры.
Следующие города, которые посещали купцы на Шелковом пути это – город Актобе (городище на территории Шуского района Жамбылской области Казахстана, открыто в 1894 году В. В. Бартольдом). Его некоторые исследователи сопоставляют с городом Баласагуном, крупным городом, который, как другие исследователи утверждают, находился в Киргизии, городище Борана. Если вы были в путешествии на Иссык Куль, то проезжали через город Токмак, а там неподалёку от него остатки Баласагуна – огромного городища со стеной протяженностью 60 км, это был огромный город. После Актобе был крупный город Аспара, что переводится как «город лошадей» с иранского. Другие говорят, что так называлось растение. Аспара – это крупный, мощный город, который возник в 6 веке нашей эры и продолжал жить и в 15 веке, в эпоху Тимура: тогда он был одной из крепостей на границах владения Тимура, а дальше города Мерке и Кулан.
Город Кулан известен по письменным источникам – до Кулана доходили арабские отряды, когда они шли завоевывать Семиречье, где построили укрепление – рабат, которые нашли потом археологи. Городище очень интересное – оно было резиденцией тюркских каганов. При раскопках цитадели, центральной части городища, нашли дворец западно-тюркского кагана. Дворец найден парадный, и раскопки еще только начинаются. Стены дворца украшены резным стуком, так называется резьба по штукатурке, имеют красивые изображения виноградной лозы, орнаментальные и геометрические мотивы. Пышность этого дворца поражает, но, к сожалению, до нас дошли только жалкие остатки – росписи, фрески, которые украшали стены; такие же, как найденные и в Пенджикенте, и в Самарканде. Город Кулан славился как мощная крепость. Это был укрепленный военный центр. Вероятно, был также резиденцией одного из тюркских каганов.
Из Кулана дорога шла уже в сторону древнего Тараза и проходила она через целый ряд городков: селение Джувикат, это Бектобе -селение, которое до сих пор известно под этим именем; потом Шавгар, а затем уже на территории Таласской долины – бассейн реки Талас. Там же есть остатки такого интересного памятника как Акыртас, известный сейчас как центр паломничества. Акыртас – это единственное, пожалуй, в Казахстане сооружение, которое выстроено из камня. Рядом археологи нашли карьер – Кызылташ, содержащий красноватый гранит, сланец, камень, который использовали для постройки этого городка. Центр городка был занят дворцом карлукского кагана, чья зимняя резиденция была в Таразе; Акыртас принято отождествлять с городом Касрибас, что находился в 40 километрах восточнее. К сожалению, Акыртас достроен не был. Планировка его и материалы, из которых он был построен, удивительны. Это единственное мощное сооружение из камня на территории Казахстана. Стены были возведены на высоту до 4 метров, внутри распланированы постройки, 4 блока 200 на 200 метров. Мы считаем, что дворец строили арабские зодчие. Планировка удивительным образом похожа на дворцы, построенные на Тигре и Ефрате, в Иордании, в Самарре – древней столице Ирака, отчего можно считать, что работали над ним арабские зодчие. И наверняка карлукский каган мог посетить Багдад и, увидев дворцы Самарры, заказать такой же. Такие случаи в истории известны.
От Акыртаса шла дорога к Асельбасу в сторону Тараза – одному из самых крупных городов на Таласе. Он появился, как доказали археологи, 2000 лет тому назад – именно так датируются его нижние слои. Тараз находился под огромным современным базаром в центре города, и работы там были невозможны долгое время, но вот, начиная с 2012-2013 года, базар был отселен в другое место, и в Таразе начались широкие раскопки, которые обнаружили остатки мощного города с караван-сараями, постройками, жилыми кварталами, мощеными улицами и водопроводом. Это был крупный город, в общем, существовавший очень долгое время. Археологи добрались сейчас до слоев 6-8 века – карлукского периода. Тараз был крупным узловым центром: отсюда дорога шла на Фергану.
В Таласе также находился ряд крупных городов – Шильжи и Дакапкет. Шильжи был центром добычи серебряной руды, который снабжал серебром многие города, в том числе Шаж – это район Ташкента. Другая дорога до Таласа уходила в степь, шла вниз к кипчакам и кимакам. А путь на Запад продолжался до города Испиджаб. Испиджаб находится на том же месте, которое в свое время описывали ал-Макдиси и другие авторы. Это современное село Сайрам, и сейчас оно входит в границы Шымкентского мегаполиса, где тоже проводятся раскопки. Тараз был крупнейший город Казахстана, который, по письменным источникам, был центром борьбы за веру, местом, откуда распространялся ислам. И на северо-запад шли отряды в сторону Туркестана, Шавгара, Отрара, а на восток они доходили до Кулана.
Шымкент – один из крупных городов, которому археологи насчитывают 2200 лет. Древнейший город, рассвет которого начался где-то в 14 веке. Дальше дорога проходила вдоль Арыси к Сырдарье. У притока Арыси был сырдарьинский коридор, где находилось очень много великих городов. Среди них Отрар, Сауран, Сыгнак и, наконец, Туркестан – столица казахских ханов, столица шайбанидов, столица наместников Тимура. Из Испиджаба попадаем в город Арсубаникет – столицу округа Кенже. Арабские географы, вообще, очень четко описывают пути, что было важно для торговцев, дипломатов и для передвижения в целом. И они пишут, что округ назывался Кенже, где Арысь впадает в Бадам, то есть район современного села Арспан. Там находился город Арсубаникет, а потом его перенесли, и он назывался уже Карасаман. В самих названиях Арсубаникет, Карасаман мы можем видеть одинаковые корневые сочетания. Названия с некоторыми изменениями длились на протяжении многих столетий.
Арсубаникет прекратил свою жизнь где-то в 10 веке, а затем столица, также как пара Талгар/Алма-Ата, перешла в город Карасаман/Караспан – только немного изменилось название. Он доживет почти до 19 века. Это был один из казахских городов-центров распространения ислама. А из города Арсубаникет или Субаникет – это город на Арыси – шла дорога по берегам Арыси в город Отрар. Отрар все знают. Он находится недалеко от слияния Арыси и Сырдарьи – огромный оазис, который в древности назывался округ Фараб, а затем Отрар. Три важных события произошли в этом месте. Во-первых – это родина Абу-Наср Аль-Фараби, который родился в округе Фараб, но не в Отраре, а в городе Висидж, на левом берегу. Сейчас мы этот город нашли и местные называют его Уксус. В раскопках там даже нашли дворец 11-12 веков. Отец Аль-Фараби был начальником маленького города, но вполне вероятно, что дворец когда-то принадлежал отцу Фараби. Даст бог, мы докопаемся до тех слоев, когда там бегал и рос юный Фараби.
Второе важное событие – это Отрарская катастрофа, когда монголы пошли завоевывать страны Запада и Востока, Ирана, вплоть до Индии. Они были под Отраром, который был одним из городов, оказавшим сопротивление. Полгода монголы не могли его взять: описываются битвы, которые там происходили, как брали Отрар, как нашелся предатель, который открыл ворота. Джувейни Рашид-ад Дин красочно описывает всю эту эпопею, связанную с нашествием монголов, с разгромом Отрара.
Третье событие: в этом городе умер в 1405 великий Тимур, завоеватель мира, как тогда говорили, Вселенной, по тогдашним меркам знаменитый полководец, который создал огромную империю. В 1405 году, в разгар подготовки похода в Китай его войско уже было уже мобилизовано на зимовке, но на пути к войску Тимур простудился и умер. История могла иметь другое продолжение, но сослагательного наклонения в истории не бывает. Мы знаем даже место, где он умер – во дворце Бердибека. Эту часть городища Отрар раскапывали, нашли огромную мечеть, и, видимо, рядом с мечетью находился дворец Бердибека.
Дальше дорога шла в Туркестан, но с Туркестана начинается другой цикл о городах на сырдарьинском коридоре.
Каков итог этого рассказа о городах на тянь-шаньском направлении? Всего этих городов 8 – это Кайлык, Талгар, Актобе, Караван-Сарай, Карамерген, Джумикат возле Тараза. В силу своей значимости они вошли в список всемирного наследия ЮНЕСКО в 2014 году наряду с мавзолеем Ходжа Ахмета Яссауи и Тамгалы-Тас.
Города современности продолжают жить по караванному пути – теперь автобану, где двигаются вереницы автомобилей с хозяйственными грузами, едут автобусы с туристами. Особого разговора заслуживают города Казахского ханства: Туркестан, Сауран, Отрар – это были города казахов и играли очень важную роль в процветании и развитии Казахского ханства. Казахское ханство было крепким, а не рыхлым объединением благодаря тому, что опиралось еще и на городскую культуру, на города, которые служили им своеобразным каркасом.