На основе фото Твиттер канала – https://twitter.com/BiruniKhorasan/status/1178006037657468928 и текста Wikipedia
Узбекистан. Строительство медресе Тилля-Кари началось спустя десятилетие после завершения близлежащего медресе Шердор (1619-1636) по приказу удельного правителя (хакима) Самарканда Ялангтуша Бахадура, происходившего из узбекского рода алчин (1646-60).
Афганистан. Великая мечеть (Джума-масджид) Герата была построена Гияс ад-Дином ибн Самом, правителем из династии Гуридов на месте двух небольших зороастрийских храмов огня, которые были разрушены землетрясением и пожаром, на которых же позже были возведены две мечети Газнавидов. В течение веков мечеть прошла через разрушения, восстановления и новое строительство под различными правителями Герата из числа тимуридов, сефевидов, узбеков и т. д. Самый значительный вклад в строительство здания с окружающими садами был сделан при Джалал ад-Дине Фирузшахе, одном из самых выдающихся эмиров Хорасана при Шахрухе (1405–1444). Строительство мечети вели под руководством поэта Алишера Навои в 1498—1500 годах, но изготовление декораций заняло более пяти лет, так как эмир привлек рабочих со всей империи Тимуридов. Джума–масджид не всегда была самой большой мечетью в Герате; гораздо более крупный комплекс – мечеть и медресе Гавхаршад, также построенная тимуридами, находился в северной части города. Но эти архитектурные памятники были взорваны офицерами Британской индийской армии в 1885 году, чтобы предотвратить их использование в качестве крепости русской армией.
Индия. Тадж-Махал, жемчужина мусульманского искусства в Индии и признанный шедевр всемирного наследия, построен как мавзолей покойной жены Шахджахана I Мумтаз Махал, персидской принцессы, чье имя при рождении было Арджуманд Бану. Считается, что комплекс Тадж-Махал был полностью выстроен к 1653 году, и его стоимость на тот момент составляла около 32 миллионов рупий (по стоимости 2015 года около 827 миллионов долларов США). В проекте строительства было задействовано около 20 000 ремесленников под руководством совета архитекторов, включая Дешенов-Ану, Макрамат Хана и Устада Ахмада Лахори. Главным автором проекта обычно считают Лахори. По другой версии, наиболее популярной среди гидов Тадж-Махала, одним из главных архитекторов был тюрок Иса Мухаммед Эфенди. Тадж-Махал включает в себя и расширяет традиции дизайна персидской и более ранней архитектуры моголов. Особое вдохновение пришло от удачных зданий Тимурида и Моголов, включая Гур-эмир (могила Тимура, прародителя династии Моголов в Самарканде), могилу Хумаюна, могилу Итмада-Уд-Даула (иногда ее называют Малым Тадж) и собственный мавзолей Шахджахана в Дели. В то время как более ранние здания моголов были в основном построены из красного песчаника, Шахджахан указал использовать в строительстве полупрозрачный белый мрамор, инкрустированный полудрагоценными камнями (бирюза, агат, малахит, сердолик и др). Мрамор имеет такую особенность, что при ярком дневном свете он выглядит белым, на заре розовым, а в лунную ночь — серебристым. Мрамор доставлялся из Макраны, Раджастхан, яшма привозилась из Пенджаба, жад и кристаллы из Китая. Бирюза транспортировалась из Тибета, а ляпис-лазурь из Афганистана, в то время как сапфиры привозились с острова Шри-Ланка, а карнеол — из Аравии. В целом, двадцать восемь типов драгоценных и полудрагоценных камней были инкрустированы в белый мрамор. К сожалению, в последнее время мрамор начал терять свою легендарную белизну из-за загрязнённого воздуха.
Индия. Кутб-Минар – самый высокий в мире кирпичный минарет, построен в Дели несколькими поколениями правителей Делийского султаната. Высотой 72,6 метров, изначально задумывался с целью превзойти по высоте кирпичный Джамский минарет в Афганистане, построенный Гуридами в честь победы над Газневидами. Кутб-Минар представляет собой уникальный памятник средневековой индо-исламской архитектуры и защищается ЮНЕСКО как объект всемирного наследия.
Постройка минарета началась в 1193 году при Кутб уд-Дине Айбеке (тюрок по происхождению, первый султан Делийского султаната и основатель мамлюкской династии) имя которого и носит комплекс, продолжена его преемником Илтутмишем и завершилась в 1368 году при Фируз-шах Туглаке. По внешнему виду минарета можно проследить развитие архитектурного стиля.
Помимо Кутб-Минара и мечети Кувват-уль-Ислам, другие сооружения комплекса включают ворота Ворота Ала-и-Дарваза, Минарет Ала-и-Минар и Колонну из уникального железа. Помимо обычной цели созывать людей к молитве в мечети Кувват-ул-Ислам, минарет использовался как башня победы, чтобы показать мощь ислама, а также как башня для обзора окрестностей с целью охраны города. По другой гипотезе комплекс Кутб-Минар носит имя в честь святого из Багдада Кхваджа Кутбуддина Бахтияра Каки, который переселился в Индию и пользовался большим авторитетом у Акбара. Комплекс посещают миллионы туристов, наравне с Тадж-Махалом.
Индия. Мавзолей Хумаюна – усыпальница могольского падишаха Хумаюна в Дели, построенная по заказу его вдовы Хамиды Бану Бегум. В архитектурном отношении представляет собой связующее звено между Гур Эмиром, где погребён предок Хумаюна Тамерлан, и строившимся по заказу его правнука Шахджахана мавзолеем Тадж-Махал.
Строительство мавзолея началось в 1562 году и закончилось 8 лет спустя. Зодчими считаются Саид Мухаммад и его отец Мирак Гиятхуддин, на проект которых, очевидно, сильно повлияли самаркандские постройки тимуридов. Мавзолей Хумаюна включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Он представляет собой скачок в архитектуре моголов, и вместе с садом чарбах, типичным для персидских садов, но никогда не встречавшимся в Индии, он создал прецедент для последующей архитектуры моголов, которая достигла своего зенита в Тадж-Махале. Такие сады часто имеют кипарисы (Cupressus sempervirens), которые символизируют смерть. Фруктовые деревья в саду символизируют жизнь. Сад привлекает множество птиц, которые считаются одной из особенностей сада (поэтому эти сады называют «райскими»).
Чарбах или Чахар Баг (перс. :ارباغ, что означает «четыре сада») – это четырехсторонний план персидского сада, основанный на четырех Райских садах, упомянутых в Коране. Четырехсторонний сад разделен проходами или проточной водой на четыре меньшие части.
Тем же, которые боялись предстать перед своим Господом, уготовано два сада. (Сура 55: Стих 46) А А перед теми двумя есть еще два сада. (Сура 55: Стих 62)
Райский сад – это разновидность сада древнеиранского происхождения, в частности Ахеменидов, первоначально обозначенный одним существительным, обозначающим «замурованный комплекс или сад», от «pairi» («вокруг») и «daeza» или «diz» («стена», «кирпич» или «форма»). Основной характеристикой является ограждение обрабатываемой территории, которая исключает дикую природу и включает в себя выращиваемую и орошаемую зелень, обеспечивая закрытость и безопасность. Другой распространенной характеристикой является продуманное использование воды, часто в каналах, прудах или ручьях. Многие из исламских садоводческих традиций и более поздних европейских традиций происходят от традиций райского сада. Примеры его происхождения присутствуют во многих исторических садах исламских и европейских народов.
Афганистан. Баги Бабур (Сад Бабура) – это исторический парк в Кабуле, Афганистан, а также последнее место отдыха первого императора Великих Моголов Бабура. Считается, что сад был застроен около 1528 г. н.э. (935 г. хиджры), когда Бабур отдал приказ о строительстве «парка» в Кабуле, подробно описанного в его мемуарах «Бабурнама». Баги Бабур является одной из достопримечательностей страны. Отличается тщательной продуманностью посадок; в прошлом в нём выращивались многие уникальные растения. Среди них были различные сорта фруктов, бахчевых и многое другое, что ранее вовсе не встречалось на данной территории.
Сад, где, как считается, Бабур просил похоронить его, считался важным для всех могольских правителей. Вот, что написано на мраморной доске, окружающей могилы, императором моголов Шахджаханом в 1638 году: «Только эта мечеть красоты, этот храм знати, построенный для молитвы святых и явления ангелов, мог быть почтенным святилищем, открывающим дорогу архангелам, этот театр небес, светлый сад прощенного Богом правителя-ангела, покоившегося в небесном саду, Захируддина Мухаммада Бабура Завоевателя“.
Иран. Площадь Накш-э Джахан — крупная площадь в иранском городе Исфахан, один из объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в Иране. До исламской революции 1979 года площадь называлась Площадью Шаха (Майдан Шах). Главным архитектором плана города являлся известный математик, астроном, философ и поэт Шейх Бахаадин Аль-Амили, который сосредоточил программу строительства на двух ключевых особенностях плана шаха Аббаса. Это был улица Чахарбах («четыре сада»), на которой находились важные государственные, религиозные и образовательные здания, в том числе резиденции всех иностранных высокопоставленных лиц, и площадь Накш-э-Джахан, вокруг которой были построены основная часть архитектурных шедевров Исфахана. Особенностью площади, или Майдана, было то, что, строя ее, шах Аббас собрал на ней три главных компонента власти в Персии: духовную власть, представленную масджед-э шахом, власть торговцев, представленная имперским базаром, и, конечно, власть самого шаха, проживающего во дворце Али Гапу в западной части площади.
Майдан – это место, где встречались шах и люди. С двухэтажным рядом лавок, окруженным впечатляющей архитектурой, площадь была оживленной ареной развлечений и бизнеса, местом обмена людей со всех уголков мира. Поскольку Исфахан был жизненно важной остановкой на Великом шелковом пути, товары из всех цивилизованных стран мира, от Португалии на западе до Среднего царства на востоке, оказались в руках одаренных торговцев, которые знали, как получить максимальную прибыль от них.
Иран. Пятничная мечеть в Наине. У построенной в 960 г. мечети также есть минарет высотой 28 метров, принадлежащий эпохе сельджуков, 10-го века. Интерьеры также отражают сельджукское кирпичное мастерство и поэтому ссылаются на 11-й век. В целом мечеть показывает преемственный стиль между сасанидским искусством и хорасанским стилем.
Стиль Хорасани – это стиль (сабль) архитектуры при классификации иранской архитектуры в истории. Это первый стиль архитектуры, появившийся после мусульманского завоевания Персии, но сильно зависит от доисламских образцов. Ориентиры этого стиля появляются в конце 7-го века и охватываются в конце 10-го века н.э. Примером этого стиля является мечеть Наина.
Иран. Мечеть Джами или Пятничная мечеть в Исфахане — крупнейшая общественная мечеть в городе Исфахан. Мечеть является результатом длительного строительства: она была заложена около 771 года н. э., но реконструировалась и достраивалась до конца XX века. К востоку от мечети находится Большой рынок Исфахана. С 2012 года мечеть Джами внесена в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Мечеть, являющаяся одной из старейших в Иране, построена в архитектурном стиле рази. Словарь традиционной иранской архитектуры определяет стиль рази как: «Стиль архитектуры начиная с XI-го века, до вторжения монгольского периода, который включает методы и приёмы строительства Саманидов, Газневидов и Сельджуков».
Стиль рази является четвёртым стилем в иранской архитектуре. Он в наилучшем виде перенял положительные особенности предыдущих стилей. В стиле рази собрались воедино пышное великолепие персидского, величие парфянского и утонченность хорасанского стилей. Этот стиль зародился на северо-востоке Ирана, но получил наибольшее распространение в г. Рее и поэтому был назван рази. Впервые архитектурный стиль рази появился во время правления династии Зияридов. При династии Хорезмшахов пришёл в упадок. Таким образом, стиль рази процветал в Иране на протяжении около 300 лет.
Классическая персидская мозаика
Узбекистан, Бухара, мечеть Калян
Мечеть шейха Лотфоллы, крупнейшая мечеть Исфахана
Пакистан. Гробница Джахангира – мавзолей 17-го века, построенный для императора Моголов Джахангира. Мавзолей датируется 1637 годом и расположен в Шахдара-Багхе в Лахоре, штат Пенджаб, Пакистан, вдоль берегов реки Рави. Памятник славится своими интерьерами, которые обильно украшены фресками и мрамором. Могила, наряду с соседними Акбар-и-Сарай и могилой Асиф Хана, является частью ансамбля, который в настоящее время находится в предварительном списке на получение статуса Всемирного наследия ЮНЕСКО. Могила была построена для императора Джахангира, который правил империей Моголов с 1605 года. до 1627 г. н.э. Его сын, новый император Великих Моголов Шахджахан, приказал построить «мавзолей, подобающий императору» в честь отца. Гробница была построена в стиле моголов, под влиянием персидской архитектуры в стиле сефевидов и похожа на гораздо более знаменитый Тадж-Махал. Общие размеры, платформа, четыре минарета по четырем углам платформы – все похоже на Тадж-Махал, хотя и в менее роскошной и дорогой форме. Сады, окружающие гробницу, высажены в персидском стиле Чахар Баг. Сад разделен на четыре поля мощеными дорожками (хиябанами) и пополам – двумя центральными водными каналами, которые предназначены для отражения четырех рек, протекающих в исламской концепции рая. Каждый из четырех квадратов далее делится на меньшие квадраты с дорожками, в результате чего получается всего 16 квадратов.
Пакистан. Хиран Минар (урду: ہرن مینار; или «Башня антилопы») – это комплекс эпохи Великих Моголов начала 17-го века, расположенный в Шейхупуре, в пакистанской провинции Пенджаб. Комплекс был построен на месте заповедника в честь любимой антилопы Масрандж императора Великих Моголов Джанхангира, которая использовалась для завлечения животных для охоты и которая была едва ли не единственным живым существом, которому Джахангир доверял. Предание о золоте из-под копыт антилопы вышло именно из этой истории из-за легенды, что Джахангир повелел подковать любимую антилопу золотыми подковами с самоцветами. Этот комплекс воплощает отношения моголов между людьми, домашними животными и охотой.
Пакистан. Сады Шалимар – объект Всемирного наследия ЮНЕСКО, который был построен императором Великих Моголов Шахджаханом в Лахоре. Строительство началось в 1641 году и было завершено уже в следующем году. В форте присутствуют мраморные дворцы и мечети, украшенные мозаикой и позолотой. Сады построены на трёх террасах с ложей, есть также водопады и большие декоративные пруды. Происхождение слова «Шалимар» (точнее «Шаламар») имеет несколько версий, но, скорее всего, это слово арабского или персидского происхождения, искаженное арабское словосочетание «шах ал-имарат» («Властелин сооружений»). При этом следует иметь в виду, что слово «имарат» («здание», «постройка») исторически относилось именно к садово-парковой архитектуре и садам в целом.
Сады Шалимар разделены на три отдельные террасы. Красная терраса является самой верхней и была зарезервирована для гарема шахини, а область в синем – для шаха. Зона зеленого цвета – самая низкая терраса, и иногда она была открыта для публики. Сады построены, когда империя Моголов находилась в своем художественном и эстетическом зените, и в настоящее время являются одним из самых популярных туристических направлений Пакистана. Сады Шалимар были разбиты как персидский райский сад, призванный создать представление о земной утопии, в которой люди сосуществуют в совершенной гармонии со всеми элементами природы. Сады моголов были основаны на садах Тимуридов, построенных в Центральной Азии и Иране между 14 и 16 веками. Высокая кирпичная стена, богато украшенная замысловатыми лепными украшениями, окружает место, чтобы создать райский сад чарбах – микрокосм земной утопии.
Иран. Дворец Ардашира – одна из резиденций первого сасанидского царя Ардашира, выстроенная им возле крепости Галех-Дохтар приблизительно в 224 году. Руины — в окрестностях современного Фирузабада (область Фарс).
Наряду с Сервестанским дворцом представляет большой интерес как один из немногих сохранившихся памятников сасанидской архитектуры. Развалины занимают участок размером 105 на 55 метров. В древности перед дворцом имелся искусственный водоём. В 1997 г. власти Ирана предложили ЮНЕСКО включить Атеш-Кадех вместе с Галех-Дохтаром в число объектов Всемирного наследия человечества. Древний город, в котором находится дворец, был переименован в «Пероз» (буквально “победоносный”) после того, как Ардашир основал Сасанидскую империю, свергнув Ардавана, последнего парфянского царя. После арабского завоевания Пероз был назван Фируз. И современный город Фирузабад имеет важное значение в истории Персии. У здания есть три больших купола, один из старейших примеров таких крупномасштабных куполов в мире.
Тот, кто сомневается в нашем могуществе и щедрости, пусть увидит наши здания
Узбекистан. Мечеть Мох или Магоки-Аттари – квартальная мечеть XII-XVI веков в Бухаре. Это самая старая мечеть в Узбекистане и одна из старейших в Центральной Азии. Впервые мечеть на этом месте была построена в X веке, до этого здесь находилось языческое культовое сооружение. Находится на 4,5 м ниже уровня земли, интересна своим резным декором. Мечеть находилась на базаре, на котором до арабского завоевания происходила торговля идолами, лекарственными снадобьями и пряностями, поэтому её иногда называли «Мечеть москательников». Поблизости находился храм Луны, отсюда её второе название − мечеть Мох (перс. ماه (mâh). Мечеть также называется «магок», то есть «в яме», потому что она уже тогда была наполовину скрыта быстро растущими культурными наслоениями.
В верхней части портала в Шахресабзе («Зеленый город» на персидском языке), в современном Узбекистане, есть неполная, но уже расшифрованная мантра Тимуридов, которая гласит: «Тот, кто сомневается в нашем могуществе и щедрости, пусть увидит наши здания»