Хотя мы не так много знаем о жизни согдийцев в Китае, важно помнить, что связи согдийских элит с Китаем сыграли важную политическую, экономическую и культурную роль в жизни региона того времени. До арабского вторжения согдийцы были известны в качестве торговцев, доставляющих китайские предметы роскоши в Иран, к тюркским племенам и другим. Как пишет историк Ричард Фольц, согдийцы основывали свои кварталы в китайских городах, пользовались поддержкой китайских правителей, были чрезвычайно богатыми и вели элегантную жизнь, как в Китае, так и в Согде. Согдийцев хорошо знали в Китае не только благодаря их таланту в ведении торговли, но люди наслаждались и их музыкой, танцами и искусством.
Согдийское искусство в Китае уже долгие годы исследует профессор Джин Сю ( Jin Xu), профессор частного колледжа искусств Вассар в Нью-Йорке, который в интервью CAAN проливает свет на эту страницу истории наших предков:
– Я увлекаюсь согдийским искусством еще со студенческих времен в колледже почти двадцать лет назад. Китайские археологи тогда только обнаружили серию саркофагов, каменных гробов и погребальных кушеток, которые принадлежали согдийским иммигрантам в Северном Китае в 6 веке нашей эры. Эти чудесно украшенные камни сопровождались эпитафиями о жизни их покойных владельцев, рассказывая нам, откуда они приехали, почему они переехали в Китай и чего они достигли. Данные саркофаги ознаменовали начало исследований в области согдийского искусства в контексте китайской культуры; они открыли и мне дверь в согдийское искусство.
По следам согдийского искусства в Китае
Согдийцы переселялись в Китай по нескольким причинам. Торговля была основной причиной, но не единственной. Например, согдийские монахи были одними из первых буддийских миссионеров, которые распространяли учения Будды в Китае. Начиная с середины 6-го века, китайские правители все больше зависели от согдийской элиты в решении дипломатических, коммерческих, военных и даже культурных вопросов; это сподвигло многих согдийцев на миграцию из Центральной Азии и приграничных районов Китая в политические центры Китая, такие как Лоян, Чанъань и Йе.
В 7-ом веке, когда императоры династии Тан одержали победу над Тюркским каганатом на могольских лугах, согдийские элиты, которые ранее работали на тюрков, сменили лояльность и переселились в Китай. Но не все согдийские иммигранты в Китае были из состоятельных или элитных семей. Среди них было много и крестьян, артистов, танцоров и слуг.
Согдийское искусство в Китае охватывает почти все основные категории искусства в средневековом Китае (220-906 гг. н.э.); это текстиль, резьба по камню и нефриту, архитектура, живопись, танцы, музыка, спектакли и так далее.
Согдийские художники сыграли важную роль в создании китайского имперского искусства, ранее ориентированного только на китайские мотивы. К концу VI века согдийцы разнообразили китайское имперское искусство и сделали его космополитичным. Китайское искусство сейчас столь богато, у него так много разных мотивов, потому что оно никогда не переставало впитывать стили, мотивы и техники некитайского происхождения на протяжении всей своей долгой истории. Согдийское искусство в Китае является одним из наиболее ярких примеров этой динамики. Согдийское искусство объединило широкий спектр художественных традиций со всего Шелкового пути. Наиболее важно то, что оно внесло решающий вклад в рождение искусства династий Суй и Тан (581-907 гг. н.э.), периода, который широко считается “золотым веком” китайской цивилизации.
Одним из известных согдийских представителей этого периода является согдийский иммигрант третьего поколения по имени Хе Чоу (He Chou) (ок. 543-622 гг. н.э.). Его назначили главой императорской мастерской, и на этом посту он изменил имперское искусство, используя свое глубокое знание китайских и согдийских традиций искусства.
Строго говоря, термин «согдийское искусство в Китае» относится к искусству и архитектуре согдийских художников и ремесленников, которые между 6 и 10 веками жили на территориях китайских династий. Однако многие согдийские художники и их семьи жили в Китае в течение нескольких поколений, и они часто работали вместе с китайскими художниками. По этим причинам, более точно будет, если мы используем здесь термин «китайско-согдийское искусство».
Согдийское искусство также оказало значительное влияние на картины в кругах элиты. Согдийский художник по имени Цао (Cao Zhongda) создал уникальный стиль или школу, названную в его честь. Этот, так называемый «семейный стиль Цао», в итоге, оказался одним из самых знаменитых стилей за всю историю китайской живописи.
Такое позитивное отношение к согдийскому искусству было свойственно элите, а для большинства китайцев согдийское искусство выглядело странным, экзотическим и загадочным. У нас есть доказательства этому в преувеличенных карикатурных изображениях согдийцев и их вещей, созданных китайскими художниками в 6-м и 7-м веках. Вполне вероятно, что значительная часть согдийского искусства, особенно те артефакты, которые связаны с согдийскими религиозными верованиями, была произведена исключительно для согдийских иммигрантов, а не для широкой китайской аудитории.
Влияние религии
Появление согдийского искусства в Китае было тесно связано с буддизмом, который исповедовали многие согдийские иммигранты. Согдийцы заказывали возведение буддийских пещерных часовен и статуй; в них часто включались сасанидские и среднеазиатские мотивы, отражавшие личность их спонсоров. Профессор Аннет Джулиано указывала на многочисленные буддийские элементы в согдийских предметах искусства, выполненных в Китае, которые можно найти не только в изображениях, но и в способах представления ландшафта и архитектуры.
Вышеупомянутый согдийский художник Цао был наиболее известен своими буддийскими картинами. Как показывает мое исследование, на саркофаге Виркака, лидера согдийской общины, была изображена биография усопшего в стиле иллюстрированной жизни принца Сиддхартхи, позже ставшего Буддой.
Согдийские художники в Китае хорошо разбирались в согдийских и китайских художественных традициях; следовательно, неудивительно, что им удавалось объединить эти две практики, чтобы создать что-то совершенно новое и инновационное. Например, зороастрийская иконография, которая появляется на артефактах, созданных согдийцами, живших в Китае, сильно отличается от зороастрийской иконографии, которую мы видим в Центральной Азии и Персии. Вознесение на небеса редко встречается в ортодоксальном зороастрийском искусстве, но часто изображается на саркофагах согдийских иммигрантов в Китае. Оно даже иллюстрируется настолько подробно, что показывает вознесение в несколько этапов, начиная с похорон и перехода моста, разделяющего жизнь и смерть, и заканчивая суждением о душе и ее возможным прибытием в рай. Такие дотошные представления о загробной жизни отражают влияние традиции искусства гробниц в Китае, которое можно проследить до того времени, когда были произведены те знаменитые терракотовые солдаты Первого императора (259-210 до н.э.).
Когда ислам стал доминирующей религией на родине согдийцев, а восстание Ань-Лушаня привело к краху династии Тан, согдийское искусство развилось совсем по-другому в Китае и Центральной Азии после середины 7-го века. В Центральной Азии согдийское искусство было поглощено формирующейся в то время исламской визуальной культурой.
В Китае после восстания китайского генерала тюркско-согдийского происхождения Ань Лушаня китайские правители и элиты стали враждебно относиться к иностранным элементам в китайском искусстве и культуре, в том числе связанным с согдийцами. Согдийское искусство утратило популярность и престиж, которым пользовалось раньше. Согдийцы пострадали из-за упадка династии Тан; согдийское искусство стало считаться позорным и декадентским. И китайские, и согдийские художники старались избавиться от признаков согдийского влияния в своих работах. К 11 веку, хотя многие потомки согдийцев все еще жили в Китае, вы, вероятно, не сможете отличить их искусство от искусства их китайских коллег. Ми Фу, один из самых известных каллиграфов и художников в истории Китая, живший в 11-м веке, вероятно, имел согдийское происхождения. Но искусство Ми Фу нельзя даже отдаленно сравнить с согдийским искусством, которое мы знаем с ранних периодов.
Согдийское искусство в современном Китае
Влияние согдийского искусства на современную китайскую культуру значительно. Это сильно ощущается как в академических исследованиях, так и в массовой культуре. В научных кругах согдийское искусство хорошо изучается в разных областях; многие статьи и книги по согдийскому искусству написаны самыми известными сегодня историками.
В массовой культуре согдийское искусство также выделяется – на художественных выставках, в книгах, телевизионных драмах и даже тематических парках. В последнее время все в китайских социальных сетях говорят об исторической драме под названием «Самый длинный день в Чанъане», которая напоминает сериал о Шерлоке Холмсе и рассказывает о событиях в столице династии Тан. В этой драме вы часто видите согдийских иммигрантов и их искусство.
В настоящее время согдийские саркофаги и другие образцы согдийского искусства можно увидеть во многих музеях на севере и северо-западе Китая. Для тех, кто заинтересован, я рекомендую посетить Музей Шэньси (Сиань, провинция Шэньси), Муниципальный музей Сиань (провинция Шэньси) и Музей Шаньси (провинция Шаньси).