В Мемориальном доме-музее Динмухаммеда Кунаева, выдающегося государственного деятеля советского периода и одного из строителей современного Казахстана, нас встретила заведующая отделом науки этого музея, его родная племянница – Жаннет Даулетовна Серикбаева.
Открытый 12 января 2012 года в день его рождения, дом-музей Кунаева, расположенный по улице Тулебаева, 117, хранит практически все наследие своего хозяина, создавая аутентичную атмосферу недавнего, но в то же время уже далекого прошлого.
Плотно заставленные книжные стеллажи и полки содержат в себе предметы и исторические артефакты, книги и альбомы, собранные, привезенные и подаренные Динмухамеду Кунаеву именитыми персонами и государственными деятелями со всего земного шара. На многих групповых фотографиях, встречающих нас в подъездном фойе музея-квартиры, мы легко узнаем его по рослой и осанистой фигуре. Здесь он прожил тридцать (с 1969 по 1993 год) насыщенных эпохальными событиями, судьбоносными встречами и семейными радостями лет.
Жанетт заводит нас в кабинет Динмухамеда Кунаева, все стены которого от пола до потолка заставлены фолиантами книг, среди которых и редкие раритетные издания, и собрания сочинений, и роскошные альбомы по искусству, и многотомные энциклопедии, и его коллекционные сувениры.
– Инициатором строительства этого дома был Леонид Ильич Брежнев. Когда в 60-е годы он был с рабочим визитом в Алма-Ате, Димаш Ахмедович пригласил его домой. Тогда он жил на углу проспекта Коммунистического и улицы Кирова. Брежнев был изумлен этому скромному жилищу первого секретаря РК, состоявшему всего из трех комнат, и воскликнул: «У нас члены политбюро иначе живут!» Он считал, что руководитель такой большой и богатой республики должен жить в более комфортных условиях. Впоследствии он настоял на переезде Димекена (так его ласково называли близкие люди) в более просторную квартиру. Наши товарищи (партийные функционеры) хотели построить отдельный особняк, но Димаш Ахмедович категорически отказался и попросил построить многоквартирный дом. Но условия охраны первого лица государства диктовали свои правила. Позже был построен трехподъездный, девятиквартирный жилой дом, в котором и поселился Д.А.Кунаев вместе со своей супругой в 1963 году.
Почему Брежнев был таким заботливым? Он же с 1954 работал в Казахстане вторым секретарем компартии[1]. Где-то эти политики, может, и по характеру подходили друг другу. Димаш Ахмедович очень его уважал. Он не любил анекдоты про Брежнева и говорил, когда того наградами завешивали, что его окружение просто уже пользовалось его состоянием здоровья на склоне его лет.
Уникальное собрание насчитывает до пяти тысячи томов. Мировая, русская, казахская и советская классика, научная и техническая литература, и много энциклопедических изданий по различным отраслям знаний, среди которых есть и всеобщая история искусств. Каждая из этих книг неоднократно побывала у него в руках.
На специальном столике перед книжными шкафами стоят портреты любимых родителей Д.А.Кунаева – Зауре Баировны и Менлиахмеда Кунаева[2].
– В семье Кунаева особым почетом пользовался отец Менлихмед (сокр. Ахмед), который всегда говорил детям: «Репутация человека,как белый атлас- даже пятнышко от воды на нем заметно!», – рассказывает Жаннет.
Из-за рубежа Динмухамед всегда привозил альбомы по искусству, которое он очень ценил. Кунаев считал, что лицо страны в первую очередь представляют наши посланцы культуры. Поэтому он всячески поддерживал их. Так же, начиная с шестидесятых годов, он способствовал гастролям в Казахстан лучших театральных и художественных коллективов Советского Союза, которых он приглашал на полный гастрольный цикл с начала осени до нового года.
Жаннета подводит нас в самую глубь просторного кабинета и продолжает свой рассказ:
– Это письменный стол Димаша Ахмедовича. Здесь все как было при его жизни – его рукописи, часы и очки, календарь и письменные принадлежности. От себя мы добавили папки с письмами от великих мира сего и простых граждан с благодарностями, размышлениями, просьбами и его визитку.
Слева на тумбе стоит изящная миниатюра с райскими птицами, обрамленная рамкой. Это подарок шахиншаха Ирана – Мохаммела Реза Пехлеви, врученный Кунаеву во время визита в эту страну. А слева от нее мы видим изысканные часы, размещенные внутри декоративного кувшина – это подарок от представителей казахской диаспоры, преподнесенной ему во время отдыха Кунаева в Турции в 1992 году, после освобождения его из под домашнего ареста.
Одним из самых больших увлечений у Димекена (помимо его страсти к охоте) было собирательство зажигалок и миниатюрных книг. Из первых у него сложилась весьма весомая коллекция из 467 редких экземпляров. Он курил до 1974 года, но после четвертого инфаркта бросил, однако продолжал пополнять свою коллекцию. Во время официальных визитов государственных деятелей по заведенному протоколу гостям делали подарки на память о пребывании в стране. Так, узнав об увлечениях Кунаева в 1956-м году, во время его визита в Соединенное Королевство премьер-министр Великобритании Энтони Иден подарил ему зажигалку в виде двухтомника Шекспира.
Со встроенной фигуркой Гейши – это презент от премьер-министра Японии – Ясухиро Накасонэ. Зажигалку в виде сидящего верблюда подарил президент Египта – Гамаль Абдель Насер. Зажигалку со встроенными часами – подарок от Леонида Ильича Брежнева. На полке ниже мы видим коллекцию из редких книжных миниатюр. Самая маленькая среди них – сборник стихов Сакена Сейфуллина.
В 1977 году Кунаев возглавлял парламентскую делегацию СССР на съезде компартии Великобритании. А позже был приглашен на прием к королеве Елизавете в честь 25-летия ее пребывания на престоле и лично получил из ее рук вот эти две кружки, размещенные на верхней полке серванта. Тут же располагается миниатюра, изображающая шестнадцатого президента США А.Линкольна, которая в 1960-м году была подарена президентом Д.Эйзенхуэром во время визита Кунаева в США. Позже Эйзенхауэр сделал знаменитую запись в своем дневнике: «Сегодня я встретился с великим человеком. Это глубокий политик, человек, полностью усвоивший народную мудрость, редкая личность в Советском Союзе».
Кунаев в качестве дипломата ездил на переговоры обычно с очень сложными лидерами, такими как лидерами коммунистического Китая и северной Кореи – Мао Цзэдуном и Ким Ир Сеном, с шахиншахом Ирана – Мохаммедом Реза Пехлеви, с президентом Египта – Гамалем Абдель Насером и Фиделем Кастро.
Значительную часть бюджета Кунаев направлял на строительство Алма-Аты, создавая из нее Мекку архитектурного искусства в СCCР. За каждый проект, за каждое из этих зданий он бился. А сколько он приложил усилий, чтобы доказать и выбить средства у Москвы на строительство селезащитной дамбы, которая спасла город от стихии разрушительного селя. План по осуществлению взрыва был выполнен лично под руководством Д.Кунаева на основе тех расчетов, которые были произведены на Коунрадской сопке в 1938-м.
Динмухамед Ахмедович приглашал именитых архитекторов со всего Союза. Он не просто следил за ходом реализации проекта, но и сам подбирал места для строительства, советовался со специалистами, чтобы каждое здание смотрелось гармонично в окружающей среде.
Далее Жаннет заводит нас в просторную гостиную, в центре которой располагается накрытый белоснежной скатертью огромный стол на 12 персон.
Здесь радушные хозяева потчевали свою большую семью, отмечая семейные праздники и торжества, а также принимали гостей, угощая их заморскими фруктами, присылаемыми из Кубы – Фиделем Кастро, и из Северной Кореи – Ким Ир Сеном. Жаннет с гордостью показывает нам мебель:
– Для демонстрации того, что при Димикене работало очень много фабрик и заводов, прошу обратить внимание, что эти посудные шкафы в гостиной и книжные шкафы те, что вы видели в кабинете, выпускались массовым производством на мебельной фабрике «Мерей».
Справа от стола мы видим эксклюзивный охотничий румынский буфет из орехового дерева, с бронзовой фурнитурой и столешницей из тосканского мрамора, и хрустальными вставками вместо обычного стекла. Это произведение было изготовлено по спецзаказу лидера румынской компартии Николае Чаушеску и передарено Леонидом Ильичом Брежневым своему другу. На нем красуются экзотичные фигурки тотемных животных – дары от государственных лидеров из Индии и Египта.
Еще в 1955 году, когда Димаша Ахмедовича назначают премьер-министром и председателем совмина, в нашу страну совершает визит политик с огромным международным авторитетом премьер-министр Индии – Джавахарлал Неру.
Алма-Ата был единственный город после Москвы, в который был совершен столь высокий визит, что говорит о том, что Казахстан стал известен на международной арене задолго до обретенной независимости в начале 90-х. Во время этого визита он подарил Димашу Ахмедовичу этого слона.
Сразу после отставки Кунаева на него завели уголовное дело, обвинив его в трайбализме и кумовстве. Были арестованы более двадцати соратников Кунаева. В Алма-Ату был командирован следователь по особо важным делам В.Калиниченко. Но он ничего не нашел против Д.Кунаева. У него ведь не было вилл, машин, была одна эта госквартира, госдача и сувениры. Особо ценные подарки он сдавал государству. На все покупки, сделанные за рубежом, он хранил чеки. И этого его спасло в 1986 году, когда его обвиняли во взяточничестве!
Рассказ о последних днях Кунаева завершает его племянник Диар Кунаев, который после ухода Динмухамеда Ахмедовича проживал в его квартире еще 18 лет (с 1993 по 2011) и, который максимально бережно сохранил обстановку тех времен, когда в квартире жил его дядя:
– Когда Димаш Ахмедович вышел на пенсию, Олжас Омарович Сулейменов подал ему идею написать воспоминания. И я, как филолог, сам предложил ему свои услуги. Он садился и писал-писал и выдавал огромными стопками свои тексты. А я их набирал на печатной машинке и редактировал. В своей книге он анализировал свой путь, признавая и ошибки, и преступления сталинской машины. Долго он сидеть без дел не смог. В 1992 году Д. Кунаев создает свой благотворительный фонд, который оказывает помощь ветеранам и инвалидам. И вскоре снова стал, как в старые времена, разъезжать по районам Казахстана. Но 22 августа в 1993 году его большое сердце перестало биться.
Видео – А.Акмуллаев
[1] В 1954 году Брежнев работает вторым, а с 6 августа 1955 года — первым секретарём ЦК КП Казахстана
[2] Его отец Минлиахмед Жумабаевич родился в очень бедной семье, но сумел вытянуть счастливый билет. В 14 лет он поступил на службу к знаменитому купцу Исхаку Габдулвалиеву. Работал Менлиахмед так усердно, что незадолго до революции дослужился до управляющего огромной торговой империи Габдулвалиева, включавшей в себя сеть магазинов в Санкт-Петербурге, Москве, Казани, Ташкенте и Верном. После революции отец Кунаева работал в системе сельхоззаготовок и дожил до глубокой старости. Мать – Зауре Баировна также происходила из бедной семьи. Рано вышла замуж и родила мужу 11 детей – двое старших детей (сын и дочь) умерли в младенчестве. Остальные два сына (Динмухамед и Аскар) и семь дочерей в основном посвятили себя госслужбе и науке.