Шерсть издавна использовалась в быту человека. Одним из универсальных ее производных стал войлок – нетканый материал, получаемый в результате валяния.
Сегодня уже сложно сказать, когда и кто впервые превратил волокна шерсти в пластичную и плотную массу. Говорят, первым причастным к процессу был библейский праведник Ной, обнаруживший слой утрамбованной шерсти под копытами своих овец, спасаемых в ковчеге. В любом случае, несомненно, что техника валяния нашла свое широкое применение у народов, занимавшихся овцеводством.
Распространение войлочного производства было весьма широким – вдоль всего южного пояса Евразии вплоть до стран Европы. Первые образцы такого рода изделий дают Анатолия и Шумер (сер. III тыс. до н.э.; Царева Е., Войлоки Евразии. http://www.kunstkamera.ru/files/lib/5-02-026468-7/5-02-026468-7_11.pdf; с. 233). Но все же наиболее значимое место этот материал занял в жизни номадов Центральной Азии, став основой их культуры и жизнедеятельности. Самые ранние сохранившиеся азиатские войлочные изделия датируются VIII в. до н.э. (Царева Е., указ. источник, с. 238).
Войлочная продукция народов региона разнообразна. Это покрытия для пола, стен и купола передвижных жилищ – юрт, одежда, предметы конского снаряжения, разного рода сумки, столь необходимые в быту подвижных скотоводов. С помощью этого универсального материала, обладающего уникальными свойствами – хорошей воздухопроницаемостью и низкой теплопроводностью, спасались от жары и холода, проводили обряды, на нем спали, короновали, рожали и умирали, его носили, в нем перевозили домашний скарб.
Войлок был основной вещного мира номадов.
Освоив технику валяния, они пошли дальше своих оседлых соседей, выработав различные способы художественного оформления войлочных изделий. При изготовлении войлоков использовалась техника вкатывания узоров, а также иные способы декорирования, что позволяло создавать изделия, отличающиеся по характеру убранства. Античные войлочные ковры уже демонстрируют это многообразие технологических приемов.
Войлочные артефакты в истории текстиля
Самые знаменитые из них – изделия из Пазырыкских курганов, оставленные нам насельниками Горного Алтая, жившим в VI–III вв. до н. э., а также ковер из гуннского кургана в Ноин-Уле (II–I вв. до н.э.; Монголия). Ныне эти раритеты представлены в экспозиции Государственного Эрмитажа (Россия).
Уникальное войлочное полотнище из Пазырыка, служившее, как полагают, занавесом либо частью шатра, поражает своими размерами – при толщине 3 мм оно имеет общую площадь почти 30м2. Благодаря этим данным мы можем предполагать и о размерах интерьеров жилищ знати того времени, которые поистине впечатляют. Но восхищает не только техника, но и художественное оформление. Пространство ковра разбито на вертикальные панели, в двух главных из которых повторяется сцена царской инвеституры: сидящая на троне богиня с цветущей ветвью в руке приветствует всадника. Изображение весьма детализировано, силуэты – экспрессивны. Фигуры вырезаны из разноцветного войлока удивительно ярких цветов, вбиты иглой (либо заменяющим ее острым предметом) в основу, а также дополнительно прошиты по краям крученой сухожильной нитью. В некоторых местах в качестве дополнения используется вышивка.
В трех узких разделительных полосах-панелях повторяется крестообразный мотив с рогообразными завитками, которому суждено стать классикой искусства Центральной Азии, своего рода мандалой Степи. Известный в позднее время как кучкорак, этот мотив совмещал в себе сильнейшие благопожелательные и охранительные смыслы. Пазырыкцы, безусловно, достигли высочайшего совершенства в изготовлении аппликативных ковров.
Войлочный ковер из Пазырыкского кургана. III вв. до н.э. Фото из открытых интернет-источников
В не менее известном ширмэле (монгольское наименование ковров для юрты), обнаруженном в гуннском захоронении Ноин-Ула (длина 2.6, ширина 1.95 см) основной акцент уделялся частой и тщательной, ровными рядами, простежке всего узора, также выложенного методом аппликации, и его оконтуриванию толстым шнуром. Стежка и шнур при этом играли как технологическую, так и узорообразующую роль. Использование акцентированной контурной линии повлияло на колорит ковра – у мастеров не было необходимости обращаться к контрастным цветовым сочетаниям, чтобы подчеркнуть выразительность рисунка. Цветовая гамма таких ковров тяготеет к большей мягкости, даже монохромности.
Войлочный ковер из гуннского захоронения Ноин-Ула. II–I вв. до н.э.; Монголия. Фото из открытых интернет-источников
Несмотря на различия технологии и композиционного решения, эти ковры объединяет общность стиля изображений, известного в искусстве Степи как «звериный». Для него характерна стилизация фигур, подчеркивание наибольшей выразительности, экспрессивности силуэтов. Упомянутые экземпляры – свидетельство того, что ко второй половине 1 тыс. до н.э. войлоковаляние уже прошло длительный и насыщенный путь развития и освоило различные способы художественной декорации, свойственные той или иной этнической группе.
Китайцы изобрели бумагу путем изучения и совершенствования технологии изготовления войлока у своих соседей-кочевников
Войлок и бумага
Еще одним интересным фактом, подтверждающим бытование войлочных ковров в античный период, является то, что китайцы изобрели бумагу путем изучения и совершенствования технологии изготовления войлока у своих соседей-кочевников (изобретение бумаги датируется I–II вв. н.э.); информация об этом содержится в различных китайских источниках. В поддержку этой версии свидетельствует и наименование бумаги – кагаз, кагиз (араб., перс., тюрк.), которое созвучно с тюркским кигиз, т.е. войлок, кошма (Камолиддин Ш. Металлургия и ремесленное производство у древних тюрков. Ташкент, 2016. С. 73).
Войлок в средние века
Дальнейшая информация о войлочном производстве в Центральной Азии подтверждается преимущественно письменными источниками. Так, имеются свидетельства, что в позднеантичном Тохаристане (III–V вв. н.э.) изготавливались узорные войлоки, украшенные золотыми нитями, которые посылались в Китай в качестве дани (цит. по Царева Е., указ. ист., с. 246). В средние века производство войлоков, согласно трудам аль-Мукаддаси (X в.) и Низам ал-Мулька (XI в.), существовало во многих городах региона: в Самарканде даже была улица валяльщиков войлока (Камолиддин Ш., указ. источник, с. 72).
Лариса Кулакова, зав. сектором Центральной Азии Государственного Эрмитажа, обнаружила изображения ковров с характерными для среднеазиатских войлоков криволинейными узорами на европейских гобеленах («Некоторые орнаменты на бухарских палатках. Поиск аналогий»). Сам по себе факт удивительный, означающий, что средневековые войлочные ковры считались предметами роскоши и были востребованы при дворах европейской знати.
К периоду позднего средневековья городское производство войлоков уже не фиксируется. Как вид домашнего рукоделия и ремесла, войлоковаляние сосредотачивается в руках полуоседлых скотоводов, составлявших значительную часть населения.
Ныне традиции этого вида прикладного искусства продолжают наследники культуры Великой степи – казахи, кыргызы, туркмены, узбеки, каракалпаки. В каждой республике войлоковаляние, при известной общности традиции, имеет собственные отличительные черты.
Войлоки со вкатанным узором
Самая распространенная и ранняя техника производства орнаментированных войлоков – вкатывание/вваливание узора. Она была известна всем упомянутым народам.
Способ производства ковров такого вида подробно описан в литературе. Для них чаще используют овечью шерсть осенней стрижки, как более прочную, а также более грубую шерсть козла (используется для основы, придавая ей большую прочность). Шерсть предварительно промывают и расчесывают для большей мягкости будущего изделия, затем окрашивают в разные цвета. Подготовленную шерсть выкладывают на расстеленную циновку (либо плотную брезентовую ткань), формируя узор. Сначала выкладывают контурные линии будущей композиции, затем заполняют фон между ними, каждый раз выбирая шерсть необходимого цвета. Разложенную таким образом заготовку приминают, затем покрывают сверху слоем темной, неокрашенной шерсти, которая впоследствии станет изнаночной стороной ковра.
Начальный этап производства войлочного ковра со вкатанным узором. Байсун, 2002 г. Фото автора
С помощью расстеленной снизу циновки сворачивают будущий ковер в рулон, обильно поливая его горячей водой. Рулон плотно связывают и приступают к основному процессу: утрамбовывают его локтями, катающими движениями, в течение 1–2 часов. Валяние и прессование приводило к прочному сцеплению волокон шерсти друг с другом за счет собственного чешуйчатого слоя – кутикулы. В результате получается плотная однородная масса.
На следующий день процесс повторяется – ковер сворачивают в рулон уже узором внутрь, без вспомогательного полотнища ткани, и катают, вновь поливая горячей водой. Качество войлочного ковра зависит от интенсивности и продолжительности катания.
Прессовка войлока. Казахстан. Фото из открытых интернет-источников
В Узбекистане вкатывание является единственно сохранившимся способом производства орнаментированных войлочных ковров. Основными носителями традиций войлоковаляния в республике являются узбеки-кунграты, один из самых крупных субэтнических компонентов узбекского народа. В недавнем прошлом войлоки выделывали также лакаи, еще одна всемирно известная своим художественным текстилем племенная группа дашти-кипчакского объединения. Самые популярные виды местных войлочных изделий – постилочные ковры, попоны, реже – предметы верхней одежды. В недавнем прошлом ассортимент включал в себя также разного рода сумки для домашнего скарба.
Композиции и дизайн войлочных ковров со вкатанным узором продиктованы возможностями используемой техники – узоры всегда крупные и лаконичные, линии плавные, контуры размытые. Для современных узбекских композиций характерны сеточные (кыркдон-гюль – «сорокаклеточный узор») и медальонные (донгюль – «клетка») структуры. На фоне ромбов, крупных или мелких, изображались орнаменты тугдона, гаджак (вихревая свастика или розетка), знак S; наименования этих элементов знает, как правило, далеко не каждая мастерица. К числу композиций, присущих только войлочным коврам, относятся: диагональная, с крупным меандровым рисунком.
Ковер с композицией донгюль. Байсун, Сурхандарья, 2002 г. Фото автора
Ковер с композицией кыркдонгюль. Байсун, Сурхандарья, 2002 г. Фото автора
Техника вваливания узора доминирует и в Туркменистане. Здесь декоративный войлок (кече, намат) также использовался в интерьере и экстерьере кочевого жилища, в качестве конского снаряжения, одежды, предметов быта (амулеты и проч.). Изделия со вкатанными узорами типичны для анатолийско-иранского региона, что дает основание усматривать связь узбекской и туркменской традиции войлоковаляния с Ираном и Анатолией (Царева Е.Г. Указ. источник, с. 226–265.).
Кыргызские и казахские ковры с вваляным декором – ала-кийизы и текеметы – выполнялись по вышеописанной технологии, бывшей общей для всех народов Степи. В их декоре доминировали похожие классические для искусства номадов рогообразные и меандровые мотивы. В основном ковры этой группы использовались для застилания полов в юртах и – позже – стационарных жилищах.
Валяния узорного войлока (перс. намат, намад) практиковали также проживающие в Узбекистане таджики (Сурхандарья, Байсун).
Ала-кийиз. Кыргызы. ХХ в. Фото из открытых интернет-источников
Аппликативные войлоки
Техника аппликации, упомянутая на примере ранних артефактов, сохранилась не у всех народов региона. Так, кунгратские и лакайские (Узбекистан) аппликативные войлоки конца XIX – первой половины XX вв. представляют собой упрощенный вариант пазырыкской традиции; в более позднее время они вообще не производятся. Сравнение дает возможность отметить как сходство (близость технологических приемов), так и различие. Последнее заключаются в том, что позднесредневековые ковры – это уже иная эстетика, иные принципы декора – исключительно орнаментального. В узоре, составленном из нашитого/вшитого накладного узора из разноцветных войлочных деталей, доминируют криволинейные либо геометрические мотивы. Все они несли в себе защитные и благопожелательные смыслы и были отражением меняющихся эстетических и мировоззренческих представлений степняков. Линия сшивания войлочных деталей узора подчеркнута стежкой, иногда контрастной по цвету, что придает узору дополнительный декоративный эффект.
Аппликативный ковер. Узбеки. Конец XIX в. Коллекция Британского музея. Фото из открытых интернет-источников
Технику аппликации практиковали и казахи. Как и ковры с вваляным узором, аппликативные известны как текеметы. В качестве накладных деталей использовались полускатные полотна из уже окрашенной шерсти (талдырма), из которых вырезали узоры и вкатывали их в основу будущего ковра. Аппликация могла выполняться также из сукна, бархата, хлопчатобумажной ткани. Такие текеметы известны как оюлы текемет, букв. – нарезной текемет (Комарова О. Общее и особенное в технологии валяния у народов Сибири, Казахстана и Башкирии. Материалы Всероссийской конференции. Томск, 2009, с. 50).
Войлочные ковры и курак
Интересно, что в технологическом и художественном планах такой способ приближается к другому виду «степного» рукоделия – лоскутному шитью (курак – от курау – сшивать, соединять). В обоих случаях узорная композиция строится на сшивании контрастных по цвету деталей (лоскуты ткани либо заранее вырезанные войлочные детали). В некоторых случаях можно говорить о композициях, идентичных и для кураков, и для войлоков, что наталкивает на мысль о распространении единых эстетических приемов в этих видах традиционного текстиля. В настоящее время такого рода ковры можно встретить лишь в музейных собраниях. Так, в коллекции Британского музея (Лондон) хранится несколько войлочных ковров подобного типа, работы узбеков Афганистана (As1997,32.1; As1997,03.1; As1997,05.1).
Аппликация по войлочной основе из войлока, ткани либо кожи давала возможность создавать разнообразные узоры и детализированные сюжетные сцены, не ограниченные требованиями техники вваливания.
Курак и войлок объединяет общность художественных решений. Левое фото – автора. Правое – из открытых интернет-источников
Вышитые войлоки
К числу наиболее выразительных в художественном и техническом планах, но также подзабытых типов войлочных ковров относятся вышитые. В прошлом вышивка служила дополнением аппликативных изделий (вспомним элементы вышивки на упомянутом пазырыкском ковре). Очевидно, со временем вышитые войлоки сформировали самостоятельную группу, которая нередко отличается сочетанием ряда приемов оформления. А именно: техника вваливания (подготовка собственно основы ковра) дополняется аппликацией (соединение крупных, контрастных по цвету, деталей, образующих композиционный каркас декора) и многоцветной вышивкой, украшающий эти детали. Таким образом, получалось изделие, сочетающее квилт и вышивку. С точки зрения эстетики восприятия создается двухплановый узор: первый план – крупный узор аппликации, второй – калейдоскоп более мелких вышитых деталей.
Если в отношении аппликативных войлоков была уместна параллель с лоскутным шитьем, то в данном случае можно говорить о технологическом и художественном единстве войлоков с вышивкой степняков, например, лакайскими и кунгратскими илгичами. Оба вида прикладного искусства – войлок и вышивку –объединяет общность элементов декора и цветового решения. Узоры таких изделий были типичны для искусства Степи и встречались повсеместно: вихревые розетки, меандр, звезды, рогообразные и ступенчатые мотивы.
Возможность вышивки по войлоку свидетельствует о высочайшем качестве валяния шерсти, превращающем массу волокон в подходящую основу для вышивания шелком.
Вышитые войлочные ковры, как и аппликативные, в настоящее время не производятся. Традиция ушла в прошлое, вместе с самой кочевой культурой. Сохранившиеся экземпляры рассредоточены по музейным и частным коллекциям (узбекские – в Британском музее, Лондон; Линден-музее, Штутгарт и проч.).
Вышитый войлочный ковер. Узбеки. Конец XIX – начало ХХ вв. Коллекция А. Хакимова, Akbar Gallery, Бухара. Фото автора
У казахов и кыргызов войлочные ковры с вышивкой также относятся к числу наиболее ценных. Таковы тускиизы (каз., букв. настенный войлочный ковер) или тушкийизы (кырг.), предназначавшиеся исключительно для украшения стены юрты или дома. Сочетание мозаики, аппликации (бархатом, мехом или кожей) и вышивки, иногда с использованием полудрагоценных камней («коралловый» тус-кийиз из коллекции ГИМ им. А. Кастеева), делало эти изделия подлинными шедеврами народного творчества. Как правило, тус-кийиз/туш-кийиз вешался над кроватью, украшая и магически защищая ее пространство, и имел П-образную композицию. Нижняя часть оставалась неоформленной. В таком подходе проявлялась практичность степных женщин, экономивших ресурсы и время. Более поздние тускийизы/тушкийизы делались уже на основе тканей.
Тус-кийиз. Казахи. Фото из открытых интернет-источников
Перекличка одной традиции
В одной из частных коллекций хранится кунгратский вышитый ковер начала ХХ в. с сюжетом, повторяющим в миниатюре знаменитый войлок с царственным всадником из Пазырыка. Несмотря на то, что ковры разделяют почти 23 века, они имеют нечто общее – это сама фигурка всадника, в сочетании с мотивом в виде ромба с рогообразными завитками (на первом фрагменте – внизу, под всадником, на втором – слева от всадника). Оба фрагмента – наглядное свидетельство преемственности и одновременно изменений, которые происходили в искусстве степных народов в различные исторические эпохи.
Вышитые войлочные изделия – свадебные попоны – характерны и для Туркмении.
Войлочный ковер из Пазырыка и вышитый ковер из частной коллекции (фрагменты)
Единство и взаимообусловленность всего сущего, мужское и женское начала, день и ночь – все эти оппозиты нашли образное выражение в узорах мозаичного ковра.
Мозаичные войлоки
Для культур, сохранявших тесную связь со степными традициями, в большей степени все же была характерна мозаичная техника производства узорных войлоков. Таковы кыргызские ширдаки и казахские сырмаки. Мозаичный способ, или инкрустация, подразумевает вшивание предварительно вырезанных деталей рисунка из двух заранее подготовленных панелей разного цвета (обычно белого и черного). При этом вырезанные узоры одной панели вшивались в основу второй и наоборот. В результате получались две идентичные по рисунку, но оппозиционные по цвету части одного ковра. При сшивании была задействована также стежка – шырык (отсюда – шырдак) и оконтуривание (шнуром, нитью), которые выполняли также декоративную функцию, что позволяло добиваться большей прочности изделия.
Как и в других видах орнаментированных войлоков, декор шырдаков/сырмаков нес в себе представления о магической защите и благопожеланиях. Черно-белые позитивно-негативные (бесфоновые) узоры – космос кочевников, картина мира, состоявшего из обожествляемых Неба и Земли. Они равноправны и существуют в неразрывной связи друг с другом. Единство и взаимообусловленность всего сущего, мужское и женское начала, день и ночь – все эти оппозиты нашли образное выражение в узорах мозаичного ковра.
Впрочем, все в войлочных коврах было пронизано магией защиты – от шерсти, имевшей способность отпугивать своим запахом скорпионов, до узоров, которые, при всей абстрактности формы, были связаны с реальным миром и жизнью Степи.
Шырдак. Кыргызы. Фото из открытых интернет-источников
Казахский мозаичный ковер сырмак. Центральный музей Казахстана. Алматы. Фото из открытых интернет-источников
Наш краткий обзор основных видов войлоков дает возможность заметить, что еще в недавнем прошлом (XIX – первая половина XX вв.) войлочные ковры народов Центральной Азии отличались разнообразием видов и узорообразующих техник – вкатанные, аппликативные, вышитые, мозаичные. На протяжении ХХ века традиции войлоковаляния значительно ослабли. Вопрос их возрождения стал подниматься в регионе с начала 2000-х гг. Каждая страна проходит этот путь по-своему.
Шелк и шерсть, когда-то уже «подружившиеся» в местных вышитых войлоках, теперь встретились в новом, необычном контексте, дав толчок развитию модной индустрии
Программа CAMP и войлочный fashion
Самая, пожалуй, благополучная ситуация в отношении искусства войлока сложилась в Кыргызстане, где изделия из этого материала традиционно отличались наибольшим разнообразием видов и узорных техник. Эта страна смогла раскрутить свой войлочный бренд до международных масштабов. В определяющей степени Кыргызстану помогла Центральноазиатская программа по устойчивому развитию горных регионов (CAMP, 2002–2008 гг.), финансируемая Швейцарским правительством. В рамках программы в Кыргызстан были приглашены европейские дизайнеры, работавшие с войлоком. Слушатели – ремесленники Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана. При наставничестве зарубежных экспертов они обучились новым технологиям и открыли для себя новые возможности столь укорененного в локальных культурах материала. Гвоздем программы стала техника валяния по шелковой основе. Шелк и шерсть, когда-то уже «подружившиеся» в местных вышитых войлоках, теперь встретились в новом, необычном контексте, дав толчок развитию модной индустрии. На смену традиционным тяжелым постилочным коврам приходит легчайшая войлочная продукция, более востребованная в современном быту. Украшения и игрушки, шарфы и палантины из шелка с войлочными узорами становятся фишкой кыргызстанских модельеров. Столь же востребованы за рубежом и современные кыргызские шырдаки.
Казахская актриса Самал Еслямова на Каннском фестивале в жакете от 7sisters (Кыргызстан). Фото из открытых интернет-источников
Опыт кыргызов показал, что войлок весьма конкурентоспособен на рынке текстиля и в fashion индустрии. В 2012 г. кыргызское традиционное искусство изготовления войлочных ковров – шырдаков и ала-кийизов – было включено ЮНЕСКО в Список нематериального культурного наследия человечества.
На международный рынок со своей войлочной продукцией активно выходят и казахи. Западный мир высоко оценил свойства этого материала, экологически чистого и органического.
В Узбекистане войлочное производство все еще сохраняется в традиционно овцеводческих районах, в своей естественной среде бытования. Один из них – Байсун, где женщины производят кийизы не только для домашних нужд, но и на продажу. Но стать полноправным участником современного арт-рынка узбекский войлок пока не смог. В этой связи необходимо говорить о возрождении различных типов войлочных ковров, как одного из интереснейших феноменов традиционного узбекского текстиля.
Конечно, в этом виде ремесла немало проблем, в первую очередь связанных с наличием качественного материала – шерсти мериносов, тонкорунных овец, поголовье которых резко сократилось в течение ХХ в. в пользу грубошерстных курдючных пород, более выгодных в плане умножения поголовья и содержания. Тем не менее, как вид древнейшего искусства, войлок демонстрирует неисчерпаемый потенциал развития.