Внимание: материал содержит спойлеры к сериалу «Игра престолов»
Популярный сериал «Игра Престолов» или, вернее, серия книг Дж. Р. Р. Мартина «Песнь льда и огня», на которой он базируется, был вдохновлен средневековой историей Англии, в частности, периодом Войны Алой и Белой роз в 15 веке (в 1455—1485 годах) между домами Йорков и Ланкастеров. Безжалостная борьба за власть, в которой жестокость по отношению к противнику проявлялась в расправе над целыми семьями, включая малых детей, частые смены союзников и неожиданные предательства, кровопролитные битвы и разорение населения – всего этого было предостаточно и в средневековой истории Центральной Азии.
Сюжет «Игры Престолов» (ИП), так же, как и многие сюжеты средневековой истории Европы и Азии, помимо Войны Роз, завязываются на кризисе легитимности – часто возникающем с преждевременной смертью суверена из-за неясности престолонаследия ввиду малого возраста (или недееспособности) наследника, амбиций регентов (матери-вдовствующей королевы), наличия братьев и других равноценно легитимных претендентов на престол. Добавьте к этому враждующие фракции и области, влиятельных советников и визирей – и можно представить не менее увлекательную историю с близкими нам персонажами. Возможно, наиболее очевидные различия состояли в том, что в истории Центральной Азии не было бастардов, а наличие гаремов обеспечивало длинный (и разновозрастной) ряд престолонаследников. И, конечно, роль общества и особенно, общественных институтов (как например, парламента в реальной Войне Роз) была минимальной.
В связи с этим мы решили задать историкам Жаксылыку Сабитову и Нурлану Кабдылхаку, а также художнику Ердену Зикибаю, следующие вопросы:
- Какие были самые громкие кризисы легитимности в средневековой Центральной Азии? К чему они привели?
- Какие самые неожиданные примеры наследия власти можно привести?
- Можно ли вспомнить в истории ЦА аналогичную Ланнистерам и Старкам многолетнюю борьбу двух непримиримых династийных кланов?
- Были ли сильные женщины-правительницы в истории ЦА, которые смогли отстоять власть для своих малолетних детей?
- Какие еще интересные параллели с «ИП» вы можете привести?
Жаксылык Сабитов, историк
В Центральной Азии было несколько отличий от Европы, которые придавали политическим системам этого региона свою уникальную специфику. Во-первых, в Европе господствовали моногамия (принцип, по которому разрешалось иметь только одну законную жену) и майорат (принцип, согласно которому все наследство отходило старшему сыну). У нас же была полигамия, поэтому институт бастардов («незаконных детей вне брака») у нас отсутствовал. Фактически, все дети от четырех жен и наложниц были законными детьми хана или аристократа. Это вело к постоянному «перепроизводству элит» в тюрко-мусульманских государствах. На трон могли претендовать все дети хана, а их могло быть больше десяти. Соответственно, смерть хана всегда означала наступление политического кризиса до тех пор, пока количество претендентов на престол не сократится до одного.
Можно вспомнить два самых громких кризиса легитимности в средневековой истории Казахстана. Первый привел к тому, что Золотая орда фактически завоевала независимость от Монгольской империи. Второй кризис привел к падению Золотой орды и после этого кризиса гражданская война в улусе Джучи продолжалась на протяжении 20 лет.
Первый пример. К 1259 году Монгольская империя была на пике своего могущества. Центральная власть была сильна. В регионах управляли женщины-регентши от имен своих малолетних сыновей, которых назначила центральная власть. Такой механизм был выгоден центру, так как это вело к тому, что отдельные улусы («области») управлялись младенцами и их матерями, которые не имели никаких прав на престол и всецело зависели от воли центра. До изобретения такой схемы улусы были сильные и их самостоятельность была высока. Более того, улусный правитель Бату вплоть до 1255 года фактически был соправителем в Монгольской империи.
В 1259 году одновременно умерли верховный правитель Менгу и региональный правитель Золотой орды Улагчи (малолетний сын Бату от Боракчин, которая была регентшей при своем сыне). В центре началась борьба за власть между братьями Менгу и в Золотой орде начался кризис легитимности. Из-за того, что не было единой центральной власти, она не могла назначить никого правителем Золотой орды, в то же время региональный курултай (съезд знати Золотой орды) закончился ничем. Элиты Золотой орды не могли прийти к консенсусу по поводу того, кого избрать наследником Улагчи. Бывшая регентша Боракчин хотела сделать правителем своего малолетнего пасынка Туда-Менгу, в то время как Берке (брат Бату) и его сторонники выступили против.
В итоге начался большой кризис в Золотой орде. Управление русскими княжествами захватил баскак Кутлук-Буга, Крымом стал править Тука-Тимур (брат Бату и Берке), по протяжении трех лет вплоть до 1262 года золотоордынская элита не могла прийти к согласию по поводу нового правителя. Видя это, Боракчин обратилась за помощью к внешним силам, к правителю Ирана Хулагу (родной брат Менгу и нового верховного хана Хубилая). Хулагу же, в союзе с Алгу (правитель улуса Чагатая) и с поддержкой Хубилая решил напасть на Золотую орду и фактически разделить ее между собой и Алгу.
Вторжение войск Хулагу вызвало панику в Золотой орде. Русские княжества восстали в тылу, часть политической элиты раздумывала насчет перехода на сторону Хулагу. Единственным человеком, кто смог взять ситуацию под контроль, оказался Берке. Он мобилизовал армию, призвав туда всех мужчин и даже мальчиков с 12 лет. Два войска встретились на р. Терек. В битве погибло большое количество воинов, в итоге победу одержали золотоордынцы. Берке фактически стал правителем Золотой орды, но при этом не принял титул хана. В элите был достигнут консенсус, согласно которому Берке управлял Золотой ордой как регент и «ака» (старший в роду) до своей смерти, после чего ему наследовал Менгу-Тимур, внук Бату и законный наследник престола Золотой орды. Таким образом, Берке взял власть во время хаоса во время вторжения «чужеземных захватчиков», спас Золотую орду от расчленения и фактически получил независимость от Монгольской империи. Юридически Золотая орда стала независимой в 1269 году после смерти Берке, во время Таласского курултая, в результате которого три улусных правителей (улусы Джучи (Золотая орда), Чагатая, Хайду) из пяти объявили о распаде Монгольской империи и образовании новых государств.
Второй кризис был вызван деятельностью хана Бердибека. Его отец Джанибек-хан до сих пор в казахском фольклоре имеет образ «справедливого хана», эталона правителя, при котором страна и народ жили «в золотом веке». В 1357 году Бердибек узнал о болезни отца. Ему доложили, что Джанибек находится при смерти. С целью защиты своих прав на престол он быстро вернулся из г. Тебриза (современный Иран) в Нижнее Поволжье в «Тахт ели» («царский домен», территория Астраханской, Волгоградской областей и части Западного Казахстана). Но хан Джанибек уже пошел на поправку. Узнав о прибытии сына, он заволновался, зная характер Бердибека. Бердибек же, опасаясь гнева отца за то, что несанкционированно покинул свой пост (он был наместником хана в Тебризе), решился на убийство Джанибека. После того как Джанибек был убит, Бердибек, подговариваемый своим советником Тоглубаем, устроил убийство всех своих близких родственников. Его бабушка Тайдулла молила не убивать его трехмесячного новорожденного брата, но Бердибек убил и его. Фактически, Бердибек своими действиями уничтожил всю правящую династию. Из-за этого, уже в 1359 году после того, как Бердибек умер сам, в Золотой орде началась 20-летняя гражданская война, вызванная кризисом легитимности, правящая династия пресеклась, за власть начали бороться многочисленные представители боковых линий Джучидов. За 20 лет гражданской войны сменилось около 20 ханов и «независимых» улусных правителей, которые боролись за центральную власть. Только в 1380-ом году ханом Тохтамышем было восстановлено единство Золотой Орды.
Одной из самых трагичных передач власти, помимо «случая Бердибека», была передача власти от Узбек-хана к Джанибек-хану. У Узбек-хана от любимой жены Тайдуллы из рода Кыпчак было два сына Тыныбек и Джанибек. Тыныбек был старшим, и он являлся наследником отца. Тыныбек был в походе, когда умер Узбек-хан, и при известии о смерти отца повернул домой. Тайдулла, знавшая об ордынских нравах, боялась, что после того, как Тыныбек вступит на престол, он убьет своего брата Джанибека. В итоге она стала действовать на опережение и после того, как Тыныбек прибыл домой, он был убит сторонниками Джанибека. Тяжело представить драму матери, которая должна пожертвовать жизнью одного сына ради жизни другого сына.
Борьба кланов
В истории Улуса Джучи (Золотой орды) известна многовековая вражда двух политических кланов: кланов потомков Едиге (правители Ногайской Орды) и клана потомков Урус-хана (правители Золотой орды, позже Казахского ханства). На протяжении двух веков с 1390-х по 1590-е годы взаимоотношения двух кланов были очень сложными. Периоды отчаянной вражды сменялись периодами мира и династическими браками, призванными закрепить этот мир. К примеру, в 1510-х казахский хан Касым фактически завоевал Ногайскую орду и выгнал большую часть потомков Едиге за Волгу. В этой войне погибло большое количество его братьев и племянников. После смерти Касым-хана, потомки Едиге смогли объединиться и нанести ответный удар. Они нанесли казахам сильное поражение в 1537 году, в результате которого единое Казахское ханство распалось на несколько владений на некоторое время. Часть Казахского ханства подчинилась потомкам Едиге. Большая часть потомков Едиге и Урус-хана погибла в войнах между двумя этими политическими партиями. Но при этом, уже к концу XVI века отношения стали более мирными. После смерти Ормамбет-бия (потомок Едиге) в 1598 году большая часть его подданных ушла к казахам. Вторжение калмыков в начале XVII века привело к тому, что ногайцы ушли на Запад и перестали граничить с казахами. После этого ногайские мурзы стали «естественными союзниками» казахских ханов против калмыков. Более того, ногайские аристократы начали чувствовать большую солидарность с казахскими ханами и аристократами. К примеру, за смерть казахского хана Ораз-Мухаммеда мстил ногайский мурза Урусов несмотря на то, что до этого их предки враждовали между собой долгое время.
Сильные женщины-правительницы
Среди сильных женщин в истории Центральной Азии стоит отметить две персоны. Тайдулла, жена Узбек-хана, мать Джанибек-хана и бабушка Бердибек-хана. Она была любимой женой Узбек-хана. При правлении своего сына Джанибек-хана она стала второй после хана влиятельной фигурой в политической элите Золотой орды. При правлении Бердибек-хана она потеряла часть своей власти. Но уже после смерти Бердибек-хана, опираясь на своего брата Могул-бугу, она стала фактически главной «делательницей королей». Она возвела на престол несколько чингизидов и даже собралась выйти замуж за одного из них, но маховик гражданской войны стал раскручиваться. В итоге она погибла в результате битвы с одним из претендентов. Таким образом, она как минимум на протяжении тридцати лет с 1330-ых до начала 1360-ых годов была одной из главных политических фигур в Золотой орде.
Другой интересной фигурой была Джаника, дочь Тохтамыш-хана и жена Едиге. В начале XV века была гражданская война в Золотой орде. Одну партию возглавлял Едиге, вторую – Тохтамыш-хан. В итоге, где-то в Сибири Тохтамыш был убит сторонниками Едиге, в плен попала его семья. Джаника после плена стала женой Едиге. В силу своего положения она попросила мужа пощадить своего трехлетнего брата Кадырберды (младший сын Тохтамыш-хана). Едиге, купаясь в лучах славы, благодушно пощадил его. Джаника родила Едиге сына. В то же время Кадырберды она выслала в Крым к надежным людям. С 1411 по 1419 годы Едиге воевал с братьями Джаники (детьми Тохтамыша).
Около 1415 года Джаника в сопровождении 500 всадников выехала в Египет. В ее окружении были ее далекие родственники-чингизиды: Хаджи-Гирей, будущий основатель Крымского ханства, и Хаджи-Мухаммед, будущий правитель Золотой орды, предок сибирских ханов. Из Египта она отправилась в хадж в Мекку. Это событие говорит о ее высоком статусе, который признавали как ее муж, так и иноземные правители. Вернувшись из хаджа, Джаника стала свидетелем новой драмы. Ее повзрослевший младший брат Кадырберды стал во главе партии сторонников Тохтамыша и бросил вызов Едиге. В 1419 году две армии сошлись и в битве погибли как сам Едиге, так и Кадырберды. Трудно описать все те эмоции, которые ощутила Джаника. Сначала погиб ее отец, потом враг отца и виновник его смерти стал ее мужем. Она спасла своего младшего брата, но тот выступил против ее мужа и ее сына. В битве погибли как ее муж, так и последний брат (все остальные братья также погибли в гражданской войне). После этого Джаника выбрала одиночество и поселилась в крепости Кырк-Йер в Крыму. Она прожила еще несколько десятков лет вплоть до воцарения ее родственника Хаджи-Гирея. Наследники Хаджи-Гирея считали Джанику своей «крестной матерью». Памятник, воздвигнутый в честь нее, до сих пор находится в Крыму.
Другие параллели с «ИП»
Мне интересным персонажем из нашей истории кажется один золотоордынский принц, который участвовал в завоевании Хорезма. Бильбарс, внук золотоордынского правителя Ядигера, «был известен как Паландж-султан». Он не мог ходить из-за паралича. При этом он активно принимал участие в битвах, где проявлял чудеса храбрости. Он запрягал в колесницу 3-4 лошади и всегда был в авангарде войска.
«Красная свадьба», в ходе которой погиб Робб Старк, его жена, мать, многочисленные сторонники, а также эпизод, когда Дейнерис уничтожила всех дотракийских лидеров, напоминает эпизод нашей истории, когда Узбек, с помощью своих сторонников, на мирном курултае, на котором должны были избрать нового хана, устроил бойню. В результате бойни погибли законные наследники предыдущего хана, а также от 20 до 120 других царевичей.
Золотоордынский эмир Нангудай из рода кунграт (по казахскому шежире он является предком казахских коныратов) напоминает своим благородством Неда Старка. Когда один из его сыновей нарушил закон, Нангудай распорядился казнить своего сына, несмотря на свои отцовские чувства. Даже его смерть похожа на смерть Неда Старка. После смерти Бердибека к власти пришел Кельдибек, в чьем происхождении многие сомневались. Боясь Нангудая, Тайдулла и Кельдибек казнили Нангудая. Узнав об этом, сын Нангудая по имени Хусейн Аксуфи, который правил в Хорезме, поднял восстание и объявил независимость Хорезма от Золотой орды (так же как Робб Старк, сын Неда, поднял восстание «на Севере»). Хорезм после этого еще на протяжении 15 лет был независимым владением.
Персонаж «Мизинца» (Петир Бейлиш) можно сравнить с собирательным образом двух золотоордынских персонажей: Едиге и Мухаммеда Шейбани. Едиге похож на него ранней биографией. Оба не принадлежали к правящей династии и оба стремились к захвату престола. Оба были из второго эшелона элиты: Петир был правнуком наемника из Бравоса, который получил во владение замок, в то время как Едиге был правнуком Янджи, правителя одной области в Западной части Золотой орды. В свое время «Мизинец» покинул Королевскую гавань, пообещав правителю собрать деньги и другие ресурсы для борьбы за власть. После этого «Мизинец» начал свою политическую игру. Так же было у Едиге. Едиге покинул двор Тамерлана, пообещав тому собрать своих людей для помощи Тамерлану, в итоге, собрав своих сторонников, он начал свою политическую борьбу, воздвигнув на престол своего племянника-чингизида. Едиге, как и «Мизинец», предавал доверившихся к нему людей. До прихода к Тамерлану, Едиге жил у могулистанского эмира Камар ад-Дина, спустя некоторое время он убил хозяина, приютившего его. Едиге воздвигал на престол много различных ханов, в случае если бы «Мизинец» не погиб бы, то мы вполне могли бы видеть его таким же «делателем королей» как Едиге.
Мухаммед Шейбани – такой же искусный интриган. Карьера «Мизинца» во многом началась благодаря односторонней любви Лизы Аррен, которую он использовал как инструмент достижения цели. Мухаммед Шейбани имел схожую историю. Во время своего первого похода на Среднюю Азию, Мухаммед Шейбани встретил сопротивление потомков Тамерлана. Мухаммед Шейбани имел хороший слог и начал переписку с правительницей Самарканда – Зухрой. С помощью целого ряда любовных писем он влюбил в себя ее, из-за чего она добровольно сдала свой город Шейбани. После чего тот резко изменил свое отношение к ней и с его молчаливого согласия Зухра и ее сын были казнены. Также «неблагородно» поступил «Мизинец» с Лизой Аррен, скинув ее в пропасть с Орлиного гнезда. Мухаммед Шейбани как истинный политик (как и «Мизинец») следовал маккиавелистским принципам. Он обманывал своих союзников (Касым-хана, могулистанских ханов), если ему это было выгодно, не проявлял великодушие к своим соперникам, если они могли представлять угрозу для него (казнил одного из могулистанских ханов, который ранее был добр к нему). В общем, в борьбе за власть он был «центральноазиатским Мизинцем».
В итоге можно утверждать, что история центральноазиатского региона во многом не менее богата историческими сюжетами, чем история Англии. Просто в силу того, что она менее исследована, она привлекает пока меньшее количество интереса со стороны любителей средневековой истории. Хотя «Игра престолов» может иметь много параллелей с историей того или иного региона в силу того, что законы власти и борьбы за власть универсальны. Схожие сюжеты борьбы за власть прослеживаются как в разных регионах, так и в разные эпохи.
Ерден Зикибай, художник
Благодаря многочисленным популярным фильмам и сериалам, в мире достаточно хорошо знакомы с историей и культурой Западной Европы. Даже в Центральной Азии люди порой разбираются в западной истории лучше, чем в собственной, хотя своими перипетиями, сюжетными поворотами, интригами и страстями наше прошлое ничем не уступает летописи Европы, а порой и превосходит ее. С помощью этих иллюстраций я хотел переделать королевские дома Вестероса в контексте истории Центральной Азии 15-16 веков и зажечь интерес к ее изучению.
Старки
Сериал «Игра престолов» начинается с громкой гибели главы дома Старков, после чего его потомки, многие из которых скитаются по окраинам страны, пытаются отомстить за смерть отца, восстают против центральной власти и в итоге основывают независимое королевство. В нашем прошлом есть похожая история – после гибели хана Золотой Орды Барака вместо него на трон взошел юный хан Абу-л-Хайр из другой династии. Через несколько десятилетий сын покойного Барака Джанибек и его троюродный брат Керей отделяются от ханства Абу-л-Хайра, скитаются по окраинам страны и создают отдельное государство.
Ланнистеры
Под давлением казахов потомки Абу-л-Хайра были вытеснены из степей Дешт-и Кипчака и скитались по разным краям. Наподобие Ланнистерам, установившим контроль над Королевской Гаванью, внуку Абу-л-Хайра Мухаммеду Шейбани удалось завоевать богатый Мавераннахр и основать там династию Шейбанидов, которая на протяжении многих лет соперничала с казахами за владение присырдарьинскими городами.
Таргариены
История Дейнерис перекликается с историей еще одного центральноазиатского изгоя – Бабура из династии Тимуридов. После того, как Мухаммед Шейбани вытеснил его из родного Мавераннахра, наследнику грозного Тамерлана пришлось отступить на далеко юг. Если Мать драконов, скитаясь на восточном континенте Эссос, сумела завоевать обширный Залив Работорговцев, то Бабур сумел покорить Афганистан и Индию и основал там империю Великих Моголов.
Нурлан Кабдылхак, историк
Завоевание Центральной Азии и других территорий Монгольской империей переформатировало институты политической власти и легитимности в регионе. В течение столетий после смерти Чингизхана чингизидская политическая культура продолжала доминировать в пост-монгольских государствах, в том числе в Центральной Азии, а на территории Казахстана чингизиды продолжали пользоваться политическими привилегиями вплоть до упразднения института хана в первой половине 19-го века. В таких условиях непрямые потомки «потрясателя вселенной» формально не могли претендовать на позицию хана. В реальности, история знает много кейсов, когда в пост-монгольскую эпоху правителями становились и нечингизиды. Ввиду отсутствия «чингизидской харизмы», эти исторические личности были вынуждены делать упор на другие инструменты легитимации своей власти либо изобретать новые инструменты, формально соответствовавшие старой политической традиции.
Например, Тамерлан (основоположник Тимуридской империи, правил в 1370-1405 гг.) использовал религиозные инструменты легитимации своей власти. Он принял мусульманский титул Амир и всячески подчеркивал сакральный характер своего правления, в том числе через культивирование образа непобедимого завоевателя и успешного правителя, являвшегося знамением поддержки всевышнего. Он оказывал содействие развитию религиозных институтов, в том числе путем строительства мавзолеев и медресе и патронажа местных «святых» семейств. Между тем, Тимур четко осознавал лимиты исламской легитимации в Центральной Азии. В связи с этим, формально Тимур правил от имени марионеточного хана. Кроме этого, женитьба на чингизидской принцессе позволила Амиру Тимуру принять титул «гуракан», т.е. «чингизидского зятя», который также апеллировал к чингизидской политической культуре.
Тимур балансировал между двумя инструментами легитимации и умело использовал их в своих военных кампаниях. В своей борьбе против ордена госпитальеров, Тимур стилизовал себя в качестве «гази», то есть защитника мусульманской веры. В то же время период войны против османов и мамлюков он объяснял попыткой восстановления «легитимной» власти монголов над территориями, захваченными «узурпаторами». Тимуридам удалось сохранить власть в южных регионах Центральной Азии вплоть до начала 16-го века, когда Мухаммед Шибани (Нурлан утверждает, что именно так следует называть этого правителя – прим.ред) завоевал Мавераннахр и восстановил там власть чингизидской династии.
В истории Центральной Азии было много примеров неожиданных путей наследования власти. И доминировавшая здесь чингизидская политическая культура совсем не означала плавную и бесконфликтную передачу власти. Историки подчеркивают, что в пост-монгольской Центральной Азии политическая система наследования базировалась не на патрилинейном принципе передачи власти от отца к сыну, а на принципе «правящего коллектива», когда любой член коллектива являлся потенциальным правителем. Например, после завоевания Мавераннахра Шибани ханом, «правящий коллектив» был сформирован по границам семьи абулхаиридов. После смерти Мухаммеда Шибани титул хана перешел к старшему представителю абулхаиридов Кучкунджи, приходившимся дядей Шибани хану.
Принцип «правящего коллектива» практиковался и казахскими чингизидами. Этот принцип объясняет, почему источники указывают на разные личности, одновременно называемые казахскими ханами. При стечении определенных обстоятельств любой член правящего коллектива мог объявить себя ханом. Ханские амбиции являлись источником династийных конфликтов в Центральной Азии, однако в степных условиях конкуренты на ханский престол, использую возможность откочевок, могли подолгу избегать крупных войн. В условиях оседлого Мавераннахра кровопролитные конфликты были неизбежны. В результате вторая половина 16-го века характеризуется братоубийственными войнам абулхаиридов друг против друга. В результате семейной резни к началу 17-го века в Мавераннахре не осталось ни одного представителя абулхаиридской династии, и ее сменила новая династия Джанидов – Тукай-Тимуридов, переселившихся из Астрахани.
Борьба кланов
Как видно, в Центральной Азии конфликты зачастую происходили не только между представителями разных кланов, но и между членами одной семьи. Исторические конфликты в регионе были не менее кровопролитными, чем в знаменитом историко-фантастическом эпике «ИП». А некоторые исторические эпизоды будто служили прямым вдохновением для писателя Джорджа Мартина. Одно из таких событий произошло в Фергане в начале 18-го века. В это время разгорелся конфликт между узбекским кланом мингов и династией местных ходжей, претендовавших не только на религиозный авторитет, но и на политическую власть в регионе. Минги выразили желание решить конфликт в мирном русле и скрепить мир династийным браком между двумя кланами. Однако сразу после торжества минги напали на своих противников, убив многих представителей семейства ходжей. После данного события минги стали главной политической силой в регионе. Их династия основала Кокандское ханство и управляла им с начала 1700-х до завоевания ханства Российской империей в 1870-е гг.
Другие параллели
Хотя «ИП» и известна своим «реалистичным» подходом к «средневековой» политической культуре, история, в том числе история Центральной Азии, полна примеров, демонстрирующих не менее жестоких и тщеславных политических акторов. Например, многим известна «отрарская катастрофа», закончившаяся резней городского населения, которое в течение пяти месяцев отказывалось сдавать город осаждавшим монголам. Войскам Чингизхана удалось проникнуть в город лишь после того, как его ворота были предательски открыты одним из военачальников, который вместо получения вознаграждения, был жестоко убит сыновьями Чингизхана.
Мне бы хотелось обратить внимание читателей на другой интересный исторический кейс, не обязательно имеющий параллели с сериалом «ИП», но отчетливо показывающий политическую расчетливость и династийную интерконнективность в центральноазиатском контексте.
В середине 15-го века потомки Чагатай хана, Есен-Бука и Йунус вели борьбу за ханский престол в Моголистане. Йунус привлек на свою сторону могущественных союзников тимуридов, для чего он выдал трех своих дочерей замуж за сыновей правителя Тимуридской империи Абу-Саида (правил в 1451-1469 гг.). Старшая дочь Йунуса, Михр-Нигар ханым, вышла замуж за правителя Самарканда и Бухары Султан Ахмеда, другая дочь, Кутлуг-Нигар ханым, вышла замуж за тимуридского правителя Ферганы Умар-Шейха, а третья дочь, Султан-Нигар ханым, стала женой тимуридского правителя Балха и Бадахшана Султан Махмуда. Еще одну свою дочь, Хуб-Нигар ханым, Йунус выдал за амира Мухаммада Хуссайна – представителя дуглатов, самого могущественного клана в Моголистане. Уже после смерти Есен Буки, Йунусу удалось заручиться поддержкой моголистанской знати и в конечном итоге стать ханом Моголистана (правил в 1460-е-1487).
К концу жизни Йунуса на карте Центральной Азии появляются новые могущественные политические акторы – узбеки и казахи. Дальнейшая судьба его дочерей во многом связана с представителями именно этих двух династийных кланов. В 1495 году скончался тимурид Султан Махмуд, после чего его овдовевшая супруга Султан-Нигар ханым переселилась в Ташкент. Там она вышла замуж за казахского султана Адика (сын Джанибек-хана). После захвата Ташкента войсками узбеков во главе с Мухаммедом Шибани, Адик султан покинул город и присоединился к казахам. После гибели Адика в соответствии с традицией аменгерства, Султан-Нигар ханым стала супругой его родного брата – будущего казахского хана Касыма (правил в 1511-1521 гг.). После завоевания Мавераннахра узбеками, Мухаммед Шибани также не преминул связать себя и свою семью браком с чагатаидскими принцессами. Младшая дочь Йунус хана, Даулат-Султан ханым, стала женой сына Шибани хана, Мухаммед Тимура (также был женат на одной из дочерей казахского хана Бурундука), а сам Шибани хан женился на вдове Султана Ахмеда, Михр Нигар ханым.
У дочерей Йунус хана было многочисленное потомство, оставившее значительный след в центральноазиатской и мировой истории. Самым знаменитым отпрыском династийных браков Йунус хана по праву считается сын Кутлуг-Нигар-ханым и тимурида Умар-Шейха, основатель империи Великих Моголов Захир ал-Дин Мухаммед Бабур (правил в 1526-1530 гг.).
Бабур
Близким соратником Бабура был его двоюродный брат, сын Хуб Нигар-ханым и дуглата Мухаммада Хуссайна, Мирза Мухаммад Хайдар. После переезда из Моголистана в Индию Мухаммад Хайдар стал могольским правителем Кашмира, где он и завершил написание своего знаменитого исторического произведения «Тарих-и Рашиди». «Тарих-и Рашиди» содержит ценную информацию по истории всей Центральной Азии. Свой труд Мухаммад Хайдар посвятил хану Моголистана Абд ал-Рашиду (правил в 1533-1559 гг), в честь которого и назвал свое произведение. При этом одной из жен Абд ал-Рашид хана была дочь Адик-султана и Султан-Нигар ханым, Чучук-ханым. Дочь казахского султана и его чагатаидской супруги, Чучук-ханым приходилась двоюродной сестрой Мухаммад Хайдару и Бабуру, а также одновременно племянницей и падчерицей казахского хана Касыма. Так, история лишь одной семьи из Центральной Азии вобрала в себя историю разных центральноазиатских династий, их великих завоеваний и великих падений.
Все иллюстрации – Ерден Зикибай