В марте 2019 года в Вене состоялись Дни узбекской культуры, организованные австрийской ассоциацией “KultEurasia” – Обществом для диалога культур в Евразийском пространстве. Общество специализируется на развитии диалога культур между Средней Европой, Кавказом и Средней Азией. Основателями ассоциации являются Даниэла Либервирт и Питер Фельч. Фестиваль прошел при поддержке посольства Узбекистана в Австрии. Эти зарисовки – мои впечатления от увиденного и услышанного.
Когда я узнала, что Даниэла Либервирт организует Дни узбекской культуры в Вене, я не смогла удержаться от сооблазна полететь в Вену и увидеть все своими глазами, тем более что полет из Лондона в Вену занимает всего лишь около двух часов, да и ближайший аэропорт всего лишь в получаса езды от моего городка. Даниэла поддержала мою идею и очень любезно предложила остановиться в ее уютной квартире в Вене, предупредив, что я буду не единственная гостья в ее квартире. Следуя принципу «в тесноте, да не в обиде», я обрадовалась возможности познакомиться с другими участниками фестиваля в домашней обстановке.
Приехав в Венский аэропорт, я сразу же (с чемоданом) направилась в место проведения фестиваля в крупном культурном центре в Вене, где к моему счастью я была сразу же приглашена на обед со всеми участниками фестиваля. В центре уже была развернута выставка сюзане, миниатюр и чеканных изделий. Посетители выставки имели возможность не только увидеть оригинальные изделия, привезенные из Узбекистана специально для этого события, но также и поговорить с художниками и ремесленниками, которые были рады поделиться секретами своего творчества.
Я немедленно включилась в диалог с авторами работ и узнала много интересного для себя.
Даниэла Либервирт в середине
Феруз Темиров – мастер бухарских миниатюр
Начну с удивительно красивых миниатюр, созданных художником Ферузом Темировым, приехавшим в Вену из Бухары. У Феруза есть своя собственная мастерская в Бухаре, где он начал создавать миниатюры еще с 2003 года. Феруз – настоящий эксперт своего дела, закончивший в 1999 году факультет изящных искусств и музыки Бухарского государственного университета, где он преподавал в течение 8 лет после окончания курса. Благодаря растущему успеху своих работ, Феруз решил полностью сосредоточиться на своем творчестве и с тех пор принял участие во многих международных выставках. Феруз находит сюжеты, идеи и образы для своих миниатюр в классическом наследии узбекских и персидских поэтов и мыслителей: Алишера Навои, Низами́ Гянджеви, Саади Ширази и других. Диапозон мастерства художника очень широк: он в совершенстве владеет не только техникой создания миниатюр, но и пробует себя в гравировке и написании картин акварелью и маслом. Сдержанный и немногословный в общении, Феруз выражает свою страсть к искусству в изящных, филигранно отточенных работах. Тонкую стилистику его работ невозможно описать словами – это надо видеть. Каждая миниатюра имеет свой глубокий сюжет и историю, уходящую в века.
Феруз вспоминает, что в советские времена традиционное искусство узбекской миниатюры, так же, как и производство знаменитой самаркандской шелковичной бумаги, датируемое 8-ым веком, было предано забвению. Советская индустриализация требовала ускоренного развития массового производства и стандартизации, поэтому трудоемкий процесс производства шелковичной бумаги вручную представлялся нерентабельным делом для новой экономики. Вследствие этих же причин приостановилось и создание миниатюр. Со временем, благодаря вниманию международных и местных организаций, занимающихся поддержкой и сохранением материального и нематериального культурного наследства узбеков, началось возрождение традиционных ремесел и искусства. Поэтому Феруз считает свое дело чрезвычайно важным для сохранения искусства миниатюры и связанного с этим использования шелковичной бумаги (производимой сейчас из тутового дерева с добавлением шелка). Используя образы народного фольклора и знаменитых поэтов прошлого, его миниатюры тем самым поддерживают связь поколений и преемственность в усвоении и продвижении культурного наследия узбеков.
Анвар Курбанов – чеканщик из Бухары
Следующий герой моего рассказа – молодой чеканщик из Бухары, который влюбился в чеканку с самого детства. Он поведал мне, как в детстве, каждый раз идя домой после школы, он проходил мимо чеканных мастерских, где работало в то время около 20 мастеров чеканки. Завороженный, он мог часами наблюдать за работой чеканщиков, забыв обо всем. Однажды один из них обратился к нему с вопросом: «Ты каждый раз останавливаешься здесь, когда проходишь мимо. Тебе нравятся наши работы?» Так состоялось знакомство Анвара с Рахматулло Кулиевым, который впоследсвии стал его учителем и наставником. Рахматулло-ака пригласил родителей Анвара на беседу, после чего они дали согласие на уроки мастера с их сыном во время школьных каникул. Рахматулло-ака поведал Анвару секреты своего мастерства, за что Анвар не устает его благодарить. Работа чеканщика, как говорит Анвар, требует большого терпения и усидчивости в создании дизайна и претворения дизайнерского замысла в реальную вещь.
Анвар занимается чеканкой более 24 лет, но до сих пор считает, что он не изучил все тонкости этого мастерства. «Я до сих пор учусь и это нескончаемый процесс», – говорит он со скромностью настоящего мастера, который никогда не останавливается в поисках новых идей и совершенствования своего мастерства. Анвар использует различные материалы для художественной обработки металла: латунь, темперу, сусальное золото. Анвар – знаток различных техник гравировки по металлу, история которой уходит в древние века. Так, например, первые изделия из бронзы были найдены на территории Узбекистана еще в 15 веке до нашей эры. Согдианские предметы, сделанные из золота и серебра, относятся к 5-8 векам нашей эры, а блюда, сделанные из золота, серебра и бронзы, относятся к истории Темуридов (List of Intangible Cultural Heritage of Uzbekistan, National Commission of the Republic of Uzbekistan for UNESCO & ICHCAP, 2016, p. 51). Традиционными центрами чеканных изделий в Узбекистане всегда являлись крупные города Шелкового пути, такие как Ташкент, Маргилан, Хива и, конечно, Бухара, откуда Анвар родом.
Анвар, как продолжатель этого старинного традиционного ремесла, постоянно в поиске новых тем и узоров. Очевидная популярность его чеканных блюд в Вене доказывает признание его мастерства.
Дильшот Абдулхаев и Нафиса Шакирова из Самарканда
Мое следующее знакомство состоялось с супружеской парой из Самарканда, которые привезли в Вену коллекцию удивительно красивых сюзане – настенных ковров, вышитых вручную. Дильшот открыл свой магазин сюзане 13 лет назад в красивейшем историко-архитектурном ансамбле Самарканда – Регистане, в медресе «Тилля-Кори». Что мне понравилось в Дильшоте – это его искренняя любовь к сюзане и глубокое понимание символического языка различных узоров и орнаментальных композиций, используемых в этом виде искусства. Сюзане можно читать как книгу, если понимать символику этого древнего искусства. Символический язык сюзане имеет богатую смысловую палитру и использует различные орнаментальные рисунки для выражения определенного смыслового посыла. Как мне объяснил Дильшот, раньше в сюзане часто использовали изображение мака, но когда началась кампания по запрету производства опиума, мак был заменен гранатом, олицетворяющим достаток и плодородие. В Бухаре, которая всегда славилась гранатовыми садами, гранат является неотъемлемым атрибутом свадебных празднеств. Красочные сюзане – обязательная часть приданого каждой невесты, привносящее счастье, благополучие и детей.
Дильшот объяснил мне, что используемые в рисунках сюзане символы обозначают следующее: перец – это амулет от сглаза, крылья птицы приносят успех и удачу, цветок – символ семьи, а красный цвет – символ огня. По словам Дильшота, сюзане отражает влияние зороастризма, возвеличивающего четыре главные стихии природы: огонь, землю, воздух и воду. Мечта Дильшота – со временем написать книгу по этнографии и символике сюзане и отразить в ней всю историю этого древнего вида искусства.
Музыкально-танцевальная группа «Шодлик»
Музыкальная группа «Шодлик» была создана в 2005 году с целью продвижения узбекской национальной музыки, исполняемой с помощью древних музыкальных инструментов, таких как карнай, сурнай, ногора и дойра. Основателем группы является Дильмурод Мирзаев, а его основным соратником и коллегой выступает Равшан Асадуллаев, который знает практически все усули, исполняемые на дойре.
Музыканты группы играют на всех традиционных узбекских инструментах. Группа «Шодлик» уже не первый раз выступает за рубежом. Их портфолио включают выступления на многих сценах мира, включая Королевскую Шотландскую Академию Музыки и Драмы и даже знаменитый концертный зал Королевы Елизаветы в Лондоне. В Вене группа выступала уже четвертый раз, и на этот раз они показали зажигательный микс вместе с музыкальным дуэтом из Анатолии (Турция)! Выступление вызвало бурю аваций! Зрители не выдержали и вышли на сцену танцевать вместе с музыкантами!
Особенно необычным инструментом для австрийской публики оказался инструмент карнай, история которого уходит во времена Дария, Чингиз-хана и Тамерлана. В древние времена этот инструмент необычной длины был бесценен во времена военных сражений, чтобы подбодрить воинов и вселить в них дух отваги перед сражением. Сейчас этот инструмент используется для праздничных церемоний, массовых шествий, встречи уважаемых гостей и делегаций, спортивных, цирковых и массовых развлечений и, конечно, свадеб. Дильмурод относится к своему инструменту как к ребенку, прилагая все усилия для поддержания инструмента в начищенном до блеска состоянии и храня его по всем правилам, как и полагается для этого святого инструмента, имеющего особенное значение в культуре узбеков.
Дильмурод Мирзаев
Ширин Жалилова – танцовщица, хореограф и педагог
Особенным открытием для меня лично явились выступления и мастер-классы участницы группы «Шодлик» – профессиональной исполнительницы узбекских национальных танцев, хореографа и педагога Ташкентской Государственной Высшей Школы Национального Танца и Хореографии (далее ТГВШНТиХ) – Ширин Жалиловой. Сама Ширин – выпускница балетного отделения этой же Школы. В 2012 году она окончила курс по специальности «Руководитель хореографического коллектива», а в 2016 году магистратуру по специальности «Педагог-Хореограф». Она – лауреат престижных хореографических конкурсов республиканского значения, включая ежегодный конкурс им. М. Тургунбаевой среди профессионалов. Ширин – обладательница Гран-при Республиканского конкурса «Бухоро Жилолари» в 2016 году. Ширин часто выезжает с концертами за рубеж, и поездка в Австрию – это уже далеко не первая ее поездка в Вену по приглашению Даниэлы Либервирт. Ширин отдает много времени и внимания ее педагогической деятельности в Ташкентской Высшей Школе Танца и Хореографии на кафедре «Хореография» по дисциплинам «методика преподавания узбекского танца» и «искусство балетмейстера». И хотя деятельность педагога и регулярные концерты не оставляют много свободного времени, Ширин с удовольствием приехала в Вену не только для своего выступления с группой «Шодлик», но и для обучения узбекскому танцу интересующихся женщин Австрии.
Как выяснилось, австрийкам очень даже было интересно познакомиться с азами узбекского танца под звуки дойры, мастерски исполненные Равшаном. Тоненькая, как тростинка, и легкая и стремительная, как ласточка, Ширин оказалась прекрасным и терпеливым педагогом, быстро нашедшим общий язык со всеми ученицами, несмотря на языковой барьер. Язык танца не нуждается в переводчиках, когда многое можно объяснить жестами и движениями.
Я сама получила возможность быть ее ученицей в Вене и должна сказать, что я, как и другие участницы ее мастер-класса, получила много удовольствия. Ширин – не просто высокопрофессиональная исполнительница танцев, но и прекрасный знаток истории и смыслового значения каждого жеста и движения узбекского танца. Ширин занимается также изучением этнографии и истории узбекского танца, о чем она пишет в своих статьях.
Другим очень необычным для меня открытием явилась Катя Даниэла Хиллебранд – щвейцарская танцовщица, которая не только прекрасно разбирается в танцах Средней Азии, но и свободно говорит по-узбекски и чувствует себя в узбекско-говорящей компании как рыба в воде! Катя показала нам основные элементы узбекского и таджикского танцев.
Даниэла Либервирт – героиня праздника Узбекской культуры в Вене
Даниэла Либервирт – человек с неистощимым интересом к центрально-азиатскому региону, которая прилагает неимоверные усилия, приглашая музыкантов, певцов, танцоров, художников и мастеров-ремесленников из стран Центральной Азии, чтобы познакомить как можно больше австрийцев с этим все еще недостаточно известным в Австрии регионом. Необходимо отметить, что это непросто привезти не только группу людей из далекой страны, но и их музыкальные инструменты, картины, орудия для демонстраций, как, например, специальное оборудование для показа ручного изготовления чеканных изделий или миниатюр на шелковичной бумаге. Даниэла находит решения для всех этих очень непростых вопросов, включающих логистику, поиск концертных и выставочных залов, виз и размещения гостей.
Для меня это было загадкой – откуда у этой женщины столько энергии и такой всепоглощающий интерес к Центральной Азии? Решив разгадать эту загадку, я попросила Даниэлу поделиться ее секретом. И вот что я узнала. Будучи еще школьницей, Даниэла заинтересовалась странами Великого Шелкового Пути. Интерес воплотился в форме школьного проекта, цель которого заключалась в поиске контакта с представителями других стран и познания других культур. Кроме того, юная Даниэла пыталась понять опыт проживания мигрантов в новой стране и тех трудностей, которые они испытывали, адаптируясь к новой культуре. Этот проект впервые привел Даниэлу к знакомству с турецкой культурной ассоциацией, которая пригласила их на празднование Международного женского дня. Даниэла заинтересовалась турецкими танцами и быстро вошла в состав нескольких турецких танцевальных групп в ее родном городе Аахен, где она ранее училась. Позднее она совершила несколько поездок в Турцию, следуя своему непрекращающемуся интересу к этой новой для нее культуре. Следующим этапом познания новых культур явились пять поездок по железной дороге по знаменитому Багдадскому маршруту в Сирию, но начавшаяся война сломала все планы ее дальнейших поездок в Сирию.
Далее внимание Даниэлы переключилось на Узбекистан, куда она давно уже намеревалась поехать. Однажды холодной зимой 2010 года она решила, наконец, превратить свою давнюю мечту в реальность и отправилась в Узбекистан в одиночку. Поначалу ей было, конечно, страшновато ехать в одиночку в неизведанную страну без знания языка и друзей. Но все ее страхи и опасения рассеялись, как только она приехала в Узбекистан и увидела дружелюбных людей, готовых прийти на помощь в любой момент. Отправляясь обратно домой после первой поездки, она уже заранее знала, что одной поездки будет недостаточно. На следующий год она опять отправилась в Узбекистан и заодно посетила Таджикистан. В 2014 году Даниэла совершила еще одну поездку в Среднюю Азию, после чего она решила создать ассоциацию «KultEurasia» вместе со своим коллегой Питером. Основным фокусом ее поездки в 2014 году стала музыка. Она занялась поиском музыкантов и музыкальных групп в Центральной Азии. Таким образом, она познакомилась с узбекской группой «Шодлик» и казахской фольклорной группой «Туран». Так было положено начало серьезному проекту по продвижению культуры Центральной Азии в Австрии, благодаря чему многие коллективы уже побывали в Австрии и познакомили австрийцев с новой необычной для них культурой.
Знакомство с такими людьми как Даниэла вселяет оптимизм и веру в свою мечту. Все возможно, если только сильно этого захотеть! Я очень рада этому знакомству и надеюсь на наши дальнейшие встречи в Узбекистане, Австрии и Англии! Все возможно, если только захотеть и бороться за свою мечту!