Старинные фотографии помогают узнать о туркменских eñsi
Перевод статьи историка Ричарда Исааксона (Türkmen Door Rugs: Myth or Reality? By Richard Isaacson), опубликованной в журнале Carpet Collector, №3/2016.
Публикации, посвященные туркменским коврам прошлого века, полны “экспертных” утверждений о том, что энси (eñsi)[1]— туркменский ворсовый коврик с орнаментальной композицией из четырех основных частей и уникальными племенными мотивами, изначально использовался в качестве полога для переносного дома кочевников (öy). Другие «экспертные» предположения утверждают, что энси применялся как молитвенный коврик, однако эти гипотезы более не принимаются в расчет.[2]
Что дает нам основание думать об использовании энси в качестве дверного полога? Имеются ли доказательства этого? Фотографии прошлого демонстрируют войлочные и тростниковые пологи (tarp yapar), которые широко использовались в дореволюционном периоде. Такие пологи обеспечивали теплоизоляцию и фильтрацию воздуха. Однако имеющиеся на настоящий момент данные по ковровым пологам (eñsiler) крайне скудны. В своей новой книге Юрг Рагет (Jürg Rageth)[3] сообщает о пяти известных изображениях, которые демонстрируют использование энси в качестве дверного полога на туркменской юрте. Два из них, от 1884 года, являются акварельными рисунками юрты туркмен племени «сарык» с дверным ковровым пологом, еще два – цветные фотографии Прокудина-Горского от 1911 года[4], представляющие ковер туркмен племени «теке», последняя фотография представляет большой ковер туркмен племени «йомут» и она, согласно Рагету, сделана до 1963 года.
Полевые исследования XX века дают все основания полагать, что энси действительно использовался в качестве дверного полога в давние времена. Питер Эндрюс (Peter Alford Andrews) пишет: “Сам я никогда не видел, чтобы энси использовался таким образом, и только представители старшего поколения помнят, как их следует применять”[5]. Эндрюс вспоминает, что его респонденты среди туркмен «йомут» в Иране в 70-х годах без тени сомнений сообщали об использовании энси в качестве дверного полога. Борьба Реза-шаха с кочевым образом жизни окончательно искоренила кочевые традиции, тем самым положив конец использованию коврового полога энси в 20-х гг. Информанты Эндрюса сообщали, что ковровый полог был всегда ворсом наружу, а также рассказали про два термина для обозначения коврового дизайна: dört qatlı— состоящий из четырех частей, и haçlı – с крестом[6]“.
Комментируя скудность фотографических снимков, Ричард Райт (Richard E. Wright) отмечает: “Дело не в редкости снимков, а в редкости дверного полого энси”.[7] Тем не менее, несмотря на ограниченность визуальных свидетельств в настоящее время, осмелюсь предположить, что упорные исследователи смогут обнаружить в архивах фотографии, ожидающие своего открытия. Недавно у меня появилась возможность проверить эту гипотезу.
В прошлом, доступ к фоторесурсам библиотек по всему миру был затруднен, для этого требовались поездки за границу, разрешения для проведения исследований, высокая цена за право использования копий в научных исследованиях или публикациях. Постепенно ситуация меняется к лучшему, библиотека Конгресса Соединенных Штатов сканирует изображения, не защищенные авторским правом, размещает на своем вебсайте высококачественные цифровые копии, облегчая доступ исследователей к своим ресурсам. (Например, доступны прекрасный Туркестанский альбом и коллекция Прокудина-Горского с изображениями Центральной Азии. Смотрите: http://www. loc.gov/rr/print/coll/287_turkestan.html и http://www.loc.gov/exhibits/empire/).
Постепенно модернизируются другие библиотеки и научные учреждения. На вебсайте музея антропологии и этнографии имени Петра I (Кунсткамера) Российской академии наук в Санкт-Петербурге (МАЭ РАН) возможен поиск по фотоархиву на русском или английском языках. (См. веб-сайт Kunstkamera: http://www.kunstkamera.ru/kunst-catalogue/index. shay?c=PHOTO). Хотя вебсайт обеспечивает доступ к изображениям с низким разрешением и небольшим размером, это облегчает работу исследователей, помогая получить представление о фотоколлекции.
Благодаря вебсайту Кунсткамеры, я смог обнаружить фотоработы неизвестного мне ранее Евгения Феликсовича Циановича-Климовича. Согласно онлайн-записям музея, эти фотоработы датируются началом XX века. Цианевич-Климович использовал негативы со стеклянных фотопластин и, по всей видимости, работал с русскими военными в регионе к югу от Мерва. Согласно историческому атласу Юрия Брегеля[8], это была территория, на которую мигрировали туркмены-сарыки в 1857 году после ухода из Мервского оазиса. Там они вели оседлый и полуоседлый образ жизни. Невероятно, но коллекция Циановича-Климовича включает семь фотографий, изображающих ворсовые ковровые пологи на дверных проемах туркменских юрт. Две фотографии представляют особый интерес и существенно дополняют имеющуюся фотографическую коллекцию по туркменским ремеслам и культуре.
На одном из изображений с инвентарным номером МАЭ РАН 2116-11, на переднем плане – сидящая у очага туркменка, за которой простирается аул. Если внимательно посмотреть, то можно увидеть в центре ковровый полог на дверном проеме. К сожалению, полог слишком мал и находится слишком далеко, чтобы раскрыть какие-либо важные детали.
Туркменские кибитки (öy), начало 20 века. Фотография Цианевич-Климовича (МАЭ РАН № 2116-110)
Другая фотография – изображение с двумя юртами с номером МАЭ РАН № 2116-110. Слева на фотографии можно видеть энси, прикрепленный к тросам, спускающихся с войлочной крыши и закрепленный по верхним углам, с каждой стороны. Энси имеет традиционный дизайн с центральным полем и каймой, но из-за среднего разрешения фотографии, его сложно прочитать. Тем не менее, внутреннее поле имеет отличительный узор из трех видимых ниш, которые переходят в верхнюю главную кайму ковра. Это очень важный признак, поскольку большинство туркменских племен используют прямую кайму в верхней части энси, или используют только одну нишу (туркмены-теке). Однако энси туркмен-сарыков, как правило, имеют несколько ниш, от трех до девяти. Вполне вероятно, что энси на фотографии принадлежит туркмен-сарыкам. (Данная аргументация не является непреложной, поскольку существуют энси туркмен племени «арабатчи» типа “А”, которые также имеют от трех до девяти ниш.[9] Согласно атласу Брегеля, видно, что это племя не проживало в том регионе, где были сделаны фотографии Цианевич-Климовича).
Верхнюю часть двери дома справа также украшает ковровое изделие, но из-за среднего разрешения фотографии и фигуры, заслоняющей общий вид, его трудно рассмотреть. Вероятно, это qapılık, в форме перевернутой буквы “U”- ковровый ламбрекен над дверью. Если данное предположение верно, то это старейшая фотография, представляющая туркменский дом и ковровый ламбрекен. Интерес представляют пять фотографий, демонстрирующие один энси с разных сторон: МАЭ РАН №№ 2116-15, 2116-145, 2116-146, 2116-146, 2116-147 и 2116-150. (Для просмотра изображений смотрите вебсайт Кунсткамеры.) На предпоследнем снимке этой серии представлено крупное изображение энси. На этом снимке также запечатлен русский фельдшер Сильченко, в окружении туркмен.
Фельдшер Сильченко в селе Эрден, Туркменистан, начало 20 века. Фотография Цианевич-Климовича (МАЭ РАН № 2116-147)
Согласно записям Кунсткамеры фотография сделана в начале 20 века в ауле Эрден, на юге современного Туркменистана, примерно в 100 милях к югу от Мерва. Изображенный на фотографии ковер— классический eñsi туркмен-сарыков. У основания двери закреплен войлочный полог, который служит заменой ворсовому ковру germeç. Войлочный полог защищает дом от пыли и мелких животных. Я ранее не видел подобного полога ни на одной из старинных фотографий. (На других фотографиях серии можно рассмотреть этот полог под другим углом).
Отдельная группа фотографий архива Кунсткамеры взяты из коллекции Мелкова Александра Лаврентьевича. На этих фотографиях представлены другие энси, закрывающие дверной проем зимой и тем самым обеспечивая полную теплозащиту помещения. Это восьмое изображение коврового полога на дверном проеме юрты. Фотография датируется первой третью 20-го века и была сделана в Хорезмской области Узбекистана (близ Хивы). Ее номер МАЭ РАН № 4073-6. Эта фотография опубликована в работе Рагета, упомянутой в начале статьи, однако детальные записи Кунсткамеры позволяют нам датировать это изображение более ранним периодом. Сам энси имеет довольно общий дизайн, который вероятно датируется последней четвертью 19 века и относится к туркменам племени йомут.
Представленные изображения доказывают что, несмотря на то, что кочевая эпоха давно ушла в прошлое, визуальные ресурсы позволяют нам путешествовать во времени и пространства и находить полезные сведения об этой исчезнувшей культуре. Фотографии доказывают, что энси занимают особую, неподверженную влиянию рынка, роль в традиционной кочевой культуре. Визуальные свидетельства доказывают, что энси использовались кочевниками-туркменами в качестве дверного полога. Украшая и защищая переносное жилище, традиционные мотивы сообщали о племенной идентичности и о техническом мастерстве туркмен, а также приветствовали гостей, входящих в туркменский дом.
[1] Я использую транслитерацию туркменских названий, предложенную Петером Андрю (Peter Alford Andrews). Смотрите Peter Alford Andrews, “Glossar turkmenischer Begriffe” в Wie Blumen in der Wüste, ed. Peter Alford Andrews et al. (Hamburg: Verlag Paul Hartung, 1993), 11. Более детальное описание смотрите в моей статье “An Introduction to the Variety of Türkmen Weaving,” in Sketches from the Steppes of Central Asia, ed. V. & A. Rautenstengel (Hilden: Annette Rautenstengel Verlag, 2013). Здесь используется фонетическая транскрипция Turkoman,Turkmen→Türkmen; engsi, ensi, enksi→eñsi; Saryk, Sarik→Sārıq; Tekke→Teke; Yomud,Yomut→Yomıt.
[2] Robert Pinner, “The Turkmen Ensi in Literature and in Life,” HALI 132 (2004).
[3] Jürg Rageth, совместно с Hans Christian Sienknecht и George Bonani, Jan Wouters, а также Ina Vanden Berghe, Turkmen Carpets: A New Perspective (Basel: Jürg Rageth and Freunde des Orienteppich, 2016), 746-747.
[4] Для обсуждения отдельных образов см. Richard Isaacson, “Almost Forgotten Images,” HALI 159 (2009): 30.
[5] Peter Alford Andrews, “The White House of Khurasan: The Felt Tents of the Iranian Yomut and Gökleñ,” Iran XI (1973): 102.
[6] Peter Alford Andrews, личная беседа
[7] Richard E. Wright, “Reflections on the Engsi,” см. Richard E. Wright Research reports, May 2004, http://www.richardewright.com/0406_engsi.html
[8] См. карту 36B, “The Turkmen Tribes and their Migrations (19th-20th Centuries),” в Yuri Bregel, An Historical Atlas of Central Asia (Leiden: Brill, 2003), 73-74.
[9] Pinner, 106