Экспертная рабочая группа по рискам безопасности, связанным с климатом, опубликовала в декабре 2018 года доклад на тему «Центральная Азия. Оценка рисков, угрожающих климатической безопасности». Соавторами доклада являются: Наталья Мириманова, Евразийская мирная инициатива; Камилла Борн, директор Экспертной рабочей группы по рискам безопасности, связанным с климатом; Пернилла Нордквист, кандидат наук в Гётеборгском университете; Каролина Эклёв, научный сотрудник Стокгольмского международного института исследований проблем мира (SIPRI).
Представляем вниманию наших читателей содержание доклада.
Гиссарскую крепость видно с трудом во время пылевой бури. Сентябрь 2016 г. Фото: Ronan Shenhav/Flickr. (CC BY-NC 2.0)
В 2018 году рабочая группа экспертов совместно с исследователями из других организаций провела исследование в четырех регионах мира: Ирак, озеро Чад, Сомали и Центральная Азия. Отчеты основаны на исследованиях и наработках, полученных на местах с целью предоставления комплексной оценки рисков, связанных с климатическими изменениями и безопасностью, а также с другими социальными, политическими и экономическими аспектами.
В докладе указывается, что Центральная Азия – уязвимый, но в то же время стабильный регион. Хотя сформированные здесь постсоветские авторитарные режимы сильно коррумпированы, в последнее время среди других республик региона выгодно отличается Узбекистан, где в 2016 году сменилась власть. Новые власти демонстрируют движение в направлении более конструктивного регионального сотрудничества. В целом, центральноазиатский регион представляет стратегический интерес для крупных держав, включая Китай, Россию и США, учитывая его близость к Афганистану и тот факт, что он является неким мостом между Европой и Азией.
За последние три десятилетия среднегодовая температура в регионе выросла на 0,5 градуса по Цельсию. В результате в регионе, подверженном засухе, нарушены целые экосистемные зоны. В будущем, согласно прогнозам, в регионе увеличится число экстремальных погодных явлений, таких, как пыльные бури, таяние вечной мерзлоты, лесные пожары, наводнения, сели, оползни и засухи.
Центральная Азия сильно зависит от пресной воды. Таяние ледников начинает оказывать все большее влияние на ситуацию в этой сфере. Например, талая вода ледника в горах вызывает сели и наводнения, которые оказывают негативное влияние на сельскохозяйственное производство, животноводство и населенные пункты. А позже вода попадает в океаны, способствуя повышению уровня моря.
В свою очередь, более высокая температура приводит к большему испарению воды. Пока неизвестно, будут ли в странах Центральной Азии увеличиваться осадки и предвидят ли ученые более высокую частоту сильных дождей. В то же время прогнозируется сдвиг сезонных дождевых осадков, а в зимний период прогнозируется увеличение концентрации осадков. Согласно прогнозам, к 2085 году среднегодовая температура в Центральной Азии увеличится на 2,0-5,7 градусов по Цельсию.
Весь регион подвержен засухам. Хотя изменение климата не будет одинаковым во всем этом разнообразии экосистем, оно должно усилить деградацию окружающей среды.
Настоящий доклад определяет четыре приоритетных риска для климатической безопасности в Центральной Азии:
1.Напряжение между странами, расположенными ниже и выше по течению, возрастает из-за растущего дефицита воды
Управление водными ресурсами между расположенными выше и ниже по течению государствами, богатыми углеводородными ресурсами, по-прежнему зависит от изменчивой политической воли региональных лидеров. Это создает множество рисков по мере изменения климата и роста дефицита воды. По мере таяния ледников будут происходить частые сбои в работе гидроэлектростанций стран, расположенных выше по течению. И если в странах, расположенных выше, будет удерживаться больше воды, ресурсы для ирригации в странах, расположенных ниже по течению, пойдут на убыль. В условиях отсутствия функциональной системы обмена энергией или водой, вода может стать оружием, и может быть вызван к жизни т.н. «цикл возмездия».
2. Усиливаются пограничные конфликты, поскольку климатические изменения ограничивают доступ к природным ресурсам
В Ферганской долине, где границы между Кыргызстаном, Узбекистаном и Таджикистаном не полностью определены, этнический состав регионов не соответствует национальным границам. Люди спорят из-за земли и воды, требуя доступа на основе естественных прав, исторических прецедентов и предполагаемых принципов справедливости.
Злоупотребление административной властью является обычной практикой. Изменение климата увеличит неопределенность в водоснабжении, что может сделать земли непродуктивными и замедлить темпы развития животноводства, сделав неприемлемыми как кочевой, так и оседлый образ жизни. В условиях отсутствия взаимного доверия по договоренностям о разделении функциональных ресурсов, могут быть усугублены исторические споры, а также старые предрассудки, и стороны могут предъявить друг к другу требования о возмещении ущерба.
3. Нечувствительное к климату развитие подрывает региональные возможности для сотрудничества
Во всем регионе не хватает технических возможностей для развития современной экономики, что ограничивает прямые иностранные инвестиции. Однако добыча ископаемого топлива остается фактором, действительно привлекающим инвестиции. Богатые ресурсами Казахстан, Туркменистан и Узбекистан добывают и используют нефть, газ и уголь для производства энергии. Между тем, страны Центральной Азии с более низким ВВП на душу населения – Таджикистан и Кыргызстан – используют чистую гидроэнергию. Это неравенство порождает чувство несправедливости. Поскольку изменение климата и переходный процесс с низким уровнем выбросов углерода усиливаются, это неравенство может сдерживать сотрудничество, необходимое для разрешения трансграничных вопросов.
4. Социальная нестабильность усиливается в результате неконтролируемого воздействия изменения климата и энергии
Экстремальные погодные условия могут привести к ограничению доступа к энергии и продуктам питания и вызвать угрозу дестабилизации и без того уязвимого общественного уклада в странах Центральной Азии. Неуправляемый переход от углеродной и водоемкой экономики может привести к резким изменениям в прогнозе доходов и быстрой потере рабочих мест. Этот риск усиливается слабыми и коррумпированными институтами, которые ограничивают возможности оказания помощи уязвимым группам населения. Кроме того, в регионе, где основной стратегией по преодолению социальной напряженности являются насилие и репрессии, социальные потрясения могут привести к быстрому росту насилия.
Управление окружающей средой
В докладе обозначены события, пагубно отразившиеся на экосистеме Центральной Азии:
- Орошение засушливых земель – в Казахстане для обеспечения «рисовой независимости» Советского Союза, а также для выращивания хлопка в Узбекистане, что обеспечило устойчивый приток твердой валюты в страну, но в то же время привело к серьезному истощению рек Сырдарья и Амударья.
- Попытки переломить сток рек в сочетании с истощением водных ресурсов Центральной Азии привели к высыханию Аральского моря, что считается одной из главных экологических катастроф 20-го века.
- Ядерные полигоны в Казахстане и урановые рудники в Кыргызстане, Узбекистане и Таджикистане влияли на здоровье населения Центральной Азии на протяжении поколений. Отсутствие адекватного хранилища для токсичных отходов, в том числе вдоль берегов реки Сырдарья и побережья Каспийского моря, создает постоянную серьезную угрозу загрязнения основных источников воды для сельского хозяйства и источников средств к существованию.
Можно ли избежать наиболее негативных последствий?
Разработка независимых данных с открытым доступом для поддержки мониторинга и управления рисками безопасности, связанными с климатом
Надежные данные с открытым доступом могут помочь в разработке эффективной политики и предотвращении использования «скрытых» данных. В настоящее время ограниченный доступ к независимым данным в Центральной Азии препятствует эффективному своевременному предупреждению и реагированию. Лидеры Центральной Азии и службы безопасности обычно считают этот тип информации чувствительным. Повышение потенциала для независимого научного анализа и интеграция в глобальные сети мониторинга изменения климата могут помочь предотвратить дезинформацию и политические кампании, которые усиливают напряженность внутри самих стран и в отношениях между ними.
Проведение анализа затрат и выгод совместных мероприятий для своевременного предупреждения и оказания помощи при бедствиях
География Центральной Азии такова, что граждане одного государства могут находиться в непосредственной близости от служб помощи соседнего государства. Тем не менее, трансграничное раннее предупреждение и оказание помощи при бедствиях еще не созданы. Политическая география региона способствует изоляции друг от друга более, нежели сотрудничеству между ними, и страны особенно скептически относятся к любым корректировкам протоколов национальной безопасности. Проведение анализа затрат и выгод потенциальных моделей для региональных рамок может помочь создать аргумент, который поможет раскрыть их политическую волю.
Предоставление технической помощи для разработки технико-экономических обоснований для низкоуглеродистой устойчивой инфраструктуры и сопутствующей политики социального перехода
В настоящее время прямые иностранные инвестиции в регионе невелики и не отдают приоритета низкоуглеродистым устойчивым инвестициям. Техническая поддержка для проведения технико-экономических обоснований может помочь открыть возможности для низкоуглеродистых устойчивых инвестиций в регионе, в том числе в рамках инициативы «Пояс и путь». Например, в дополнение к инвестициям в возобновляемые источники энергии существуют значительные возможности для модернизации сельского хозяйства и промышленной практики, которые могут привести к значительной экономии средств за счет эффективности. В тандеме социальная политика, включая переподготовку, поддержку предпринимательства и повышение мобильности, могла бы способствовать справедливому переходу от высокоуглеродистых отраслей к низкоуглеродистым устойчивым альтернативам. Участие общественности в процессе принятия решений также должно поддерживаться для преодоления социальной напряженности, связанной с переходом и строительством инфраструктуры.