Совсем недавно интересная новость привлекла внимание. Так новый министр финансов Зимбабве Мтхули Нкубе заявил, что “криптовалюта сможет решить проблему ликвидности бюджета, улучшить платежеспособность страны, и пополнить валютные запасы страны”, испытывающей серьезные экономические и финансовые проблемы в течение многих лет. В частности правительство Зимбабве обязалось создать департамент криповалют в Национальном Банке для дальнейшего изучения вопроса и мониторинга рынка.
Гонка «блокчейн» технологий
В этом вопросе эта африканская страна не одинока, и ранее ряд других развивающихся и даже стран со средним уровнем дохода, но также имеющих проблемы с финансовой ликвидностью и желающих найти альтернативный источник пополнения валютных доходов, высказали интерес, создали условия и даже начали выпуск (так называемый майнинг криптовалют), например, Венесуэла, Беларусь – где президент Лукашенко подписал указ о развитии рынка криповалют в рамках декрета о развитии цифровой экономики. Российская Федерация также активно занимается внедрением технологий блокчейна, подготовкой законодательной базы и осваивает рынок майнинга валют. Появились даже криптоматы, а ЦБ РФ обсуждает вопросы налогообложения доходов от криптовалют.
Однако, крипотавлюты это не только мода и попытки бедных маргинальных стран с неразвитыми рынками и проблемами с доступом на рынки капитала заработать. Так, одним из мировых лидеров в обращении криптовалют является Республика Корея, где достаточно давно существует соответствующий рынок, принята стратегия развития технологии блокчейн, создана достаточно строгая регулятивная база, осуществляется надзор за предотвращением спекулятивных операций и налогообложения доходов от выпуска и торговли криптовалютами. Исландия также очень популярна в части выпуска криптовалют ввиду дешевой стоимости электроэнергии, необходимой для майнинга, развитого рынка цифровых технологий и благоприятного регулирования.
Бум в развитии криптовалют в последние годы поднимает ряд вопросов среди мировых экспертов финансовых рынков и их регулирования: являются ли криптовалюты панацеей от доминирования традиционных валют, например, доллара США; насколько стабильны и защищены криптовалюты от спекуляций, отмывания доходов; как предотвратить сильную волатильность на рынке криптовалют; и в принципе является ли данный феномен велением моды или, как принято говорить, «хайпом последних лет», или это всерьез и надолго. Пока что мировые регуляторы национальных и центральных банков, ФРС и Европейский ЦБ, консервативно и негативно принимают криптовалюты, безусловно угрожающие доминированию мировых резервных валют – доллару США и Евро. Несмотря на это, уже очевидно, что оставаться в стороне от криптовалют никто не хочет, и данный тренд захватывает все больше стран в мировую гонку.
Многие страны с серьезным уровнем развития цифровой экономики, рынка программного обеспечения, а также в целом развитых и либеральных финансовых рынков и регулирования – получают выгоды от внедрения и обращения криптовалют, уже сейчас представляющих собой альтернативный источник капитала, увеличивающих уровень финансового вовлечения и капитализации рынков, создающих прозрачную и доступную платформу для инвестора и индивидуального покупателя и продавца, а также использующих для регистрации и оказания целого ряда электронных услуг, как со стороны государства, так и рыночных агентов. Отмечается, что на рынке криптовалют, на котором с начала 2011 года доминировал биткойн, появляются новые, потенциально более стабильные и защищенные от спекуляций виды криптовалют.
Как работает рынок?
Вот как описывают перспективы криптовалют аналитики Офиса старшего экономиста Всемирного Банка в рамках последнего регулярного Обзора экономики Европы и Центральной Азии (май 2018 года). Анализируя вопрос, являются ли технологии блокчейн, позволяющие выпускать в обращение и торговать криптовалютами, рекламным трюком или трансформационными технологиями, в обзоре отмечается, что “появление криптовалют и технологии блокчейн является частью более широкой волны технологий, которые по разным причинам приобрели силу после глобального финансового кризиса 2008 года”. В настоящее время на традиционные магазины, сервисные компании и долгосрочные трудовые отношения воздействует появление крупных цифровых платформ, таких как Alibaba, Amazon, Uber, Airbnb и прочих.
С начала внедрения 2009 году технология блокчейн была отработана, чтобы усилить безопасность и стабильность. С начала 2018 года было выпущено 17 миллионов биткойнов с суммарной стоимостью 137 млрд. долл. США. Появились многочисленные альтернативные криптовалюты и многие компании и исследовательские группы изучают дополнительные блокирующие приложения, чтобы повысить безопасность и усилить надежность. Критовалюты инициировали волну финансовых инноваций, оказывая конкурентное давление на финансовый сектор, особенно его трансграничные трансферты.
Технология блокчейн позволяет совершать транзакции и обмениваться информационными потоками между субъектами напрямую (P2P) без участия компаний-посредников. Криптовалюты – это самое передовое применение технологии блокчейн: деньги создаются без участия центральных банков, платежи облегчаются, так как финансовые учреждения не задействуются.
Потенциальные преимущества контрактов P2P (people to people), используемых при регистрации права владения и продаж криптовалют, очевидны. Они могут быть доступными для людей, не имеющих доступа к финансовым инструментам. Oни также могут увеличить доступ к финансовым услугам, которые в настоящее время ограничены из-за недоверия к финансовым институтам, особенно в Центральной Азии. В настоящее время многие страны региона страдают от слабой правовой базы в части исполнения контрактов. Т.н. “умные договоры”, используемые в технологии блокчейн, являются безопасными, даже если контрагенты не знают друг друга. Кроме того, не нужны государственные агенты которые часто создают дополнительные возможности для коррупции и затрат для бизнеса. Платформы криптовалют могут сделать эти финансовые продукты более ликвидными, если новые продукты могут быть проданы за пределами специализированных рынков и использоваться для приобретения широких видов товаров и услуг.
Однако стали очевидными и серьезные ограничения. Имеются свидетельства того, что децентрализованная организация рынков без доверенных посредников может быть дорогостоящей. Волатильность стоимости криптовалюты ставит под сомнение ее жизнеспособность как альтернативы традиционным средствам денежных платежей.
Регион Европы и Центральной Азии
Появление технологии блокчейн вызвало шквал активности в регионе Европы и Центральной Азии. Начинающие компании добывают криптовалюты и предоставляют блокчейн услуги, в то время как физические лица используют криптовалюты для трансграничных операций или как спекулятивные инвестиции. Правительства, стремящиеся оцифровать и оптимизировать государственные услуги, экспериментируют с технологией блокчейн, чтобы сделать ее более безопасной и прозрачной.
В то время как всесторонний анализ рынков криптовалют и блокчейна в регионе Восточной Европы и ЦА недоступен, ряд данных свидетельствуют о том, что страны региона более активны, чем многие другие части мира в этом направлении, вероятно, из-за сочетания следующих факторов: правительства многих стран – от Эстонии до Грузии и Словении – экспериментируют с технологиями блокчейн; во многих странах региона существует серьезная государственная поддержка рынка ИТ, компаний программного обеспечения, а благоприятный бизнес-климат стимулирует стартапы, особенно в Восточной Европе; относительно незарегулированный финансовый сектор обеспечивает плодородную почву для экспериментов; отсутствие унаследованных технологий в финансовом секторе; отсутствие доверенных посредников привлекают новые финансовые инструменты.
Например, правительство Литвы поддерживает открытие бизнес-инкубаторов для развития стартапов блокчейн технологий в партнерстве с аналогичными центрами в Мельбурне и Шанхае. Отдельно Центральный банк Литвы предлагает однолетние стартапы для начинающих компаний, которые разрабатывают новые цифровые финансовые технологии. В Эстонии изучаются возможности использования технологий блокчейн в медицине и регистрации государственных электронных услуг. Грузия исследует возможность поддержки “умных контрактов” для усиления практик правоприменения и защиты бизнеса от коррупции. Сербия и Таджикистан проводят эксперименты в сотрудничестве с Программой Развития ООН в части использования технологии блокчейн для развития рынка денежных переводов. Азербайджан экспериментирует с цифровыми идентификаторами для банковского использования блокчейн. Шведский Центральный Банк рассматривает выпуск собственной цифровой валюты. В целом небольшие страны региона ЕЦА с благоприятным деловым климатом, относительно развитыми инструментами финрынка и отсутствием монополии на финансовом рынке имеют хорошие возможности для внедрения новых финансовых инструментов основанных на технологиях блокчейн.
Аналитики Всемирного Банка предоставляют следующие объяснения популярности и потенциала технологий блокчейн в Европе и Центральной Азии:
- В восточной части региона рыночные финансовые сектора – относительно новые и продолжают динамично формироваться, особенно рынки страхования и капитала.
- Страны видят потенциал использования платформы блокчейн технологий для регистрации земли и кадастров недвижимости.
- Глобальный финансовый кризис в 2008 году и падение цен на нефть в 2014 году подорвали доверие к традиционным финансовым институтам. В восточной части региона банковские депозиты сравнительно небольшие, а потребители ищут альтернативные способы инвестирования сбережений.
- Во всем регионе банки доминируют в финансовых секторах. Венчурный капитал, который не требует залога, неразвит. Новые формы привлечения сбережений на основе блокчейн могут помочь заполнить данный пробел.
- Спрос на новые способы осуществления трансграничных трансфертов является высоким. Денежные переводы в регионе – большие; связанные с ними высокие транзакционные издержки – обременительны. В регионе также имеется значительная доля незаконных финансовых потоков, связанных с отмыванием денег, уклонение от уплаты налогов и обход капитала или санкций.
- Правительства в регионе предоставляют широкий спектр услуг. Они контролируют и разрабатывают системы социального обеспечения, и большинство из них играют интегрирующую роль в госуслугах в здравоохранения, социальном обеспечении и образовании. Растет спрос, чтобы сделать данные услуги более эффективными и прозрачными. Многие правительства экспериментируют с технологиями блокчейн для достижения этих целей.
- Ряд правительств, особенно в восточной части региона (но не в Центральной Азии) ищут способы разбить монополию крупных компаний на рынке ИТ технологий и финансовых услуг.
В то же время криптовалюты и технология блокчейн ставят целый ряд программных задач в части мер регулирования и политики как финансовой, так и в целом экономической со стороны вовлеченных государств:
- Первой задачей является применение правил финансового надзора, защиты прав потребителей и налогового администрирования.
- Вторая задача заключается в том, чтобы справиться с чрезмерным использованием электроэнергии при добыче биткойнов и некоторых других криптовалют.
- Третья задача состоит в том, чтобы определить, должно ли правительство поддерживать начинающие компании, специализирующиеся на технологии блокчейн.
- Четвертая задача состоит в том, чтобы определить, может ли технология блокчейн использоваться правительствами и центральными банками для повышения качества их услуг. Политики должны найти баланс между сдерживанием ажиотажа и раскрытием полного потенциала новых трансформационных возможностей
Также важной задачей является недопущение продвижения технологий блокчейн для потенциально незаконного перемещения и отмывания капитала вне достаточного надзора регулятора. В России, например, важная причина использования технологий блокчейн – это желание разработать альтернативные способы трансфера крупных средств. Россия уже является крупнейшим эмитентом криптовалюты (более 956 млн. долл. США), за ней следуют Соединенные Штаты (811 млн. долл. США) и Швейцария (514 млн. долл. США). Одной из целей этого амбициозного проекта является предоставление альтернативы международной межбанковской платежной системы SWIFT. В России также есть наибольшее количество пользователей цифровых электронных кошельков на платформе блокчейн (UNDP 2018).
Уроки от Узбекистана
Страны Центральной Азии, конечно же, не могут стоять в стороне от мирового тренда, и было бы интересно понять потенциал, возможности и риски развития рынка криптовалют в регионе, и понять – сможет ли широкое внедрение криптовалют в ЦА привести к более широкой финансовой инклюзии, развитию рынка цифровых технологий и привлечению международного капитала, как отмечается в вышеприведенных источниках и как это уже происходит в развитых странах, либо криптовалюты останутся простым «хайпом» регулятора и ограниченного количества компаний монополистов рынка, пытающихся «намайнить» ликвидность для правительств и узкого круга лиц.
Несмотря на то, что майнинг криптовалют может быть недорогим в ЦА, учитывая дешевизну электроэнергии в Узбекистана, Казахстане, Таджикистане и Кыргызстане (порядка 531-2800 долларов США за один биткойн, согласно мирового рейтинга стоимости генерации биткойна), условия для полного позитивного и инклюзивного использования потенциала криптовалют в ЦА пока недостаточно благоприятные, учитывая неразвитость финансовых рынков и ИТ технологий, монополизм на рынках, коррупцию в госуправлении. Видимо, этот вопрос выходит за рамки степени технологической готовности для выпуска криптовалют, как это часто представляют себе чиновники и регуляторы центральных банков. Вопрос здесь более системный, и касается в целом степени развития конкурентных рынков, в том числе цифровых технологий и финансов, качества государственного регулирования и предотвращения коррупции, уровня благоприятности инвестиционной и бизнес-среды в целом, практик правоприменения в рамках законов. Кроме того, для таких стран, как Таджикистан и Туркменистан, остро встает необходимость расширения доступа и снятия монополии на рынке информационных технологий, которые пока что жестко монополизированы национальными регуляторами при серьезном конфликте интересов.
Пока что на сегодняшний день из стран региона ЦА лидером в анонсировании продвижения и легализации технологий блокчейна и рынка криптовалют является Узбекистан, занимающий третье место в глобальном рейтинге стоимости майнинга биткойна. Видимо, это происходит в рамках общей динамичной тенденции экономических реформ, и также учитывая традиционно сильную кооперацию с инвесторами Южной Кореи, одного из глобальных лидеров на рынке блокчейна. Как бы там ни было, в последнее время правительство Республики Узбекистан ввело ряд законов для поддержки развития и благоприятного регулирования для местной криптоиндустрии, а именно легализации торговли и майнинга криптовалют – Узбекистан это единственная страна в ЦА по этим реформам – а также освобождения местных криптоторгов от налогообложения.
Президент страны Шавкат Мирзиёев подписал закон, легализующий деятельность криптобиржи и обменников, который вступил в силу 2 сентября 2018 г. Согласно указу, иностранные граждане могут торговать только криптовалютами в Узбекистане путем создания дочерней компании в стране. В законе также указывается минимальное требование к капиталу в приблизительно 710 000 долл. США для регистрации криптообмена и продаж. Более того, криптотрейдеры не будут облагаться узбекскими правилами фондового рынка и будут освобождены от обязанности уплачивать налоги с доходов от торговли. Согласно новому законодательству, криптообмен должен также соответствовать законам о борьбе с терроризмом и борьбе с отмыванием денег. Они также обязаны хранить информацию о криптовых транзакциях, личных данных клиентов и их соответствиях в течение пяти лет. Правительство РУз также не обошло стороной вопрос поддержки технологий блокчейн. В сентябре 2018 года Президент Мирзиёев также распорядился о создании государственного фонда развития блочейна под названием «Цифровой траст». Основная цель фонда – интегрировать блокчайн в различные правительственные проекты, в том числе в области здравоохранения, образования и культуры. Организация также будет отвечать за международные инвестиции в узбекскую цифровую экономику. Сообщается, что Digital Trust будет финансироваться Национальным агентством по управлению проектами в дополнение к международным кредитам и грантам.
Кроме того, в июле Мирзиёев подписал приказ «О мерах по развитию цифровой экономики в Республике Узбекистан». В документе содержатся положения о том, что блокчейн должен быть интегрирован в систему государственного управления. Программа будет предусматривать внедрение с 1 января 2021 года блокчейн-технологий в деятельность государственных органов, в том числе при осуществлении государственных закупок, оказании государственных услуг и верификации сведений о личности, ведении государственных реестров и классификаторов. Блокчейн также будет внедряться в систему корпоративного управления крупных коммерческих организаций с преобладающим участием государства в уставном фонде, в том числе для совершенствования бизнес-процессов, оптимизации производственных, административных и операционных процессов и внедрения современного менеджмента и управления ресурсами.
Очень хочется надеяться на то, что цифровые платформы на основе блокчейн не обойдут стороной Центральную Азию и будут широко внедрены как инструмент развития ИТ рынков, финансового вовлечения и расширения качества и видов финансовых услуг, будут стимулировать новые технологии, помогут снизить коррупцию и улучшить качество оказания основных общественных услуг. Но данный вопрос выходит за рамки языка цифровых технологий и компетенции участников рынка криптовалют. Для того, чтобы это произошло, нужны более системные структурные реформы в экономике и государственном управлении в целом.