Несмотря на большой прогресс в обеспечении гендерного равенства в мире, во многих бедных станах мира девочки по-прежнему лишены доступа к образованию, особенно среднему, а в некоторых странах этот доступ сильно сокращается в последнее время. Это происходит по целому ряду причин, среди которых социальные, культурные и религиозные факторы, растущая бедность и неспособность семей оплачивать образование девочек, отсутствие возможностей для получения навыков и знаний и найти достойную работу девочкам и женщинам в будущем, ранние браки, плохие условия в части наличия воды и санитарии в школах и дома, и прочее.
В начале июля 2018 года Всемирный Банк выпустил один из интересных отчетов в серии, посвященной образованию и гендерным вопросам, – Missed Opportunities: The High Cost of Not Educating Girls (“Упущенные возможности: высокая цена исключения девочек из обучения”).
Отчет приводит интересные факты:
- В глобальном масштабе девять из десяти девочек получают начальное образование, но только три из четырех – среднее образование (примерно 9 лет обучения). В странах с низким доходом менее двух третей девочек получают начальное образование, и только одна из трех оканчивает нижний порог средней школы (неоконченное среднее образование).
- Девочки, которые оканчивают среднюю школу, лучше подготовлены и чаще имеют более крепкое здоровье, жизненных успех, меньшее количество детей, которые также менее подвержены риску заболевания и смерти и, скорее всего, тоже преуспеют. Кроме того, девочки со средним образованием с большей вероятностью будут участвовать в рабочей силе в качестве взрослых и получат высокий социальный статус, а также будут принимать решения по дому и в обществе.
- Заработок и уровень жизни: если бы каждая девушка во всем мире получала бы 12 лет качественного образования, пожизненный заработок женщин мог бы увеличиться на 15 триллионов долларов США до 30 триллионов долларов США во всем мире. Женщины только с начальным образованием зарабатывают на 14-20% больше, чем женщины без образования вообще, но те, кто имеет среднее образование, получают почти в два раза больше.
- Ранние браки и ранние роды: всеобщее среднее образование для девочек может фактически искоренить ранние браки (вступление в брак до 18 лет) и имеет потенциал снизить на 75 процентов риск ранних родов для женщин (с первым ребенком до 18 лет).
- Рождаемость и рост населения: всеобщее среднее образование для девочек может способствовать снижению роста населения на треть в странах с высокими темпами рождаемости и увеличению использования контрацептивов на одну четверть в этих странах. Это может также способствовать сокращению глобального прироста населения на 0,3 процентного пункта.
- Здоровье, питание и благополучие: в развивающихся странах всеобщее среднее образование для девочек может повысить уровень знаний женщин о ВИЧ/СПИДе и дать им возможность принимать решения об их собственном здоровье. Это также может улучшить их чувство психологического благополучия, снизить риск насилия со стороны мужей и снизить риск смертности детей в возрасте до пяти лет и недоедание детей.
- Принятие решений: всеобщее среднее образование для девочек может способствовать увеличению на десять процентов доли женщин, способных к принятию решений в семье, и на одну пятую вероятность регистрации рождений для их детей.
- Социальный капитал и институты: всеобщее среднее образование для девочек может позволить им более активно вовлекаться в общественную жизнь, иметь надежных друзей, когда они в этом нуждаются.
Как образование детей влияет на экономику?
Исследуя данные ряда стран и используя более 50 различных показателей, отчет Всемирного банка дает подробное объяснение того, на что и как влияет исключение девочек из процесса и системы образования. Примеры включают общие показатели рождаемости, заработок женщин, показатели смертности детей в возрасте до пяти лет и задержки роста и общее поведение. Отчет также исчисляет денежные или экономические издержки от некоторых потенциальных последствий необразования девочек.
Концептуально можно было бы рассмотреть как минимум четыре основных вида выгод и расходов: (i) более высокие доходы; (ii) более высокое благосостояние из-за снижения роста населения; (iii) экономия бюджета (или затраты); и (iv) другие преимущества, в том числе с точки зрения индивидуальных восприятий, как только что упоминалось выше в части социального и общественного статуса. В этом исследовании денежные затраты оцениваются только для двух первых категорий – более высокий заработок для женщин во взрослой жизни и более высокий уровень благосостояния из-за снижения роста населения. Что касается экономии бюджета и расходов, в исследовании отмечается, что обеспечение более качественных образовательных возможностей для девочек (и мальчиков) обязательно приведет к экономии бюджета, так как базовые услуги и пособия будут предоставляться меньшему количеству населения. Наконец, обучение девочек имеет последствия не только для отдельных лиц и домашних хозяйств, но и для стран и всего мира. Повышая уровень жизни за счет более высоких доходов и более низкого роста населения, обучение девочек приведет к сокращению масштабов нищеты. Кроме того, поскольку девочки и женщины из более низкого социально-экономического положения наиболее затронуты исключением из образования, включение в систему образования девочек также будет способствовать повышению общего благосостояния, которое определяется как достижение более высоких темпов роста доходов для нижних 40 процентов населения.
Почему девочек исключают из процесса и системы образования?
Например, в Индии, город Гургаон, соотношение девочек к мальчикам только в начальных школах сократилось с 881 до 840 на 1000. Основными причинами указывается постоянные отключения электроэнергии в общественных сельских школах, ужасающие условия водосанитарии особенно для девочек, давление общества и семьи, не видящих смысла в образовании девочек, учитывая их статус и отсутствие возможностей на рынке труда помимо самозанятости и низкооплачиваемого надомного труда.
Но во многих странах, даже если это может не отражаться, из ответов родителей на опросы о причинах отказа в обучении для девочек очевидно, что социальные нормы и гендерные роли также влияют на вероятность девочек оставаться в школе. Например, в случае с Нигером исследование предполагает, что большинство девочек не продолжают свое образование за пределами начального образования по этим причинам:
- Плохие результаты обучения и стоимость. Сельские школы настолько бедны качеством и ресурсами, что многие дети оканчивают начальную школу, не получая достойного образования. Школы не взимают плату за обучение, но родители жалуются на то, что стоимость формы, сборы, транспорт, обеды и прочие издержки, связанные с потерей работы их дочерей, вряд ли стоят плохих результатов обучения, которые они видят.
- Плохие результаты на экзаменах. Выпускники могут сдавать только экзамен по окончании средней школы. Если они потерпят неудачу, они не имеют права продолжать образование. Когда девочки не сдают экзамены, родители говорят, что у них мало выбора, кроме как начать искать подходящего жениха, за которого их дочь может выйти замуж.
- Отсутствие близлежащих средних школ. Немногие сельские общины имеют свою собственную среднюю школу. Родители должны отправлять своих детей в близлежащие города и покрывать расходы на транспортировку и проживание и питание. Дети остаются с родственниками, а родители неохотно оставляют своих дочерей без присмотра.
- Принудительное исключение замужних девушек подросткового возраста. Как только девушка выходит замужем, ее, скорее всего, исключат из школы. Мужья не проявляют особого интереса к поддержке образования своих жен-подростков, особенно если они должны поступать в частную школу. Это расходы, которые они не могут себе позволить. Напротив, страх того, что дочерям не разрешат отчисление из школы для вступления в брак – это жалоба некоторых родителей.
- Некоторые семьи никогда не зачисляют девочек в школу, возможно, отчасти потому, что родители сами не имеют образовательных возможностей. В некоторых случаях учителя могут отказаться от регистрации детей, которых считаются слишком взрослыми, чтобы начать начальную школу.
- Влияние родственников и требований на первых дочерей. Члены семьи могут влиять на мнение родителей о ценности обучения девочек, причем не всегда с положительными результатами. Решения по обучению также могут зависеть от состава домохозяйства и деятельности других детей. Для старших дочерей шансы посещать школу малы, поскольку они должны помогать матери дома в течение дня.
Среднее образование и рождаемость
Из анализа выходят два вывода. Первый вывод заключается в том, что, по-видимому, получение среднего уровня образования потенциально влияет на общую рождаемость практически во всех странах, тогда как установлено, что начальное образование имеет статистически значимое потенциальное воздействие только в одной трети стран. Второй вывод заключается в том, что, когда потенциальное воздействие статистически значимо, они намного больше во вторичном среднем образовании, чем на начальном уровне. Другими словами, обеспечить всеобщее начальное образование вряд ли будет достаточно для ускорения демографического перехода в странах с высоким уровнем рождаемости. Но позволяя девочкам завершить свое среднее образование, вероятно, будет иметь гораздо большее потенциальное воздействие. Фактически, разница в потенциальном воздействии начального и среднего образования на рождаемость на протяжении всей жизни еще выше. Это связано с тем, что если девочки могут завершить свое среднее образование, они вряд ли будут вступать в брак в раннем возрасте. Для девочек, получающих среднее образование, нужно также включать косвенные потенциальные последствия за счет ликвидации ранних браков. Например, замужество в возрасте 13 лет, а не после 18 лет приводит во всех 18 странах к статистически значимому увеличению общей рождаемости, при этом среднее потенциальное воздействие в разных странах приводит к росту детей за всю жизнь женщины на 26,3 процента.
Помимо мер по улучшению возможностей получения образования и отсрочки брака, а также раннего деторождения, программы, предоставляющие экономические возможности для женщин, помогают сделать инвестиции в образование более привлекательными для девочек и их семей. Улучшение возможностей получения образования и трудоустройства для девочек и женщин может иметь значительные затраты, но выгоды от повышения уровня образования для девочек могут также способствовать экономии бюджета и развития стран.
В заключение можно сказать, что потенциальные негативные последствия исключения девочек из образования являются как значительными, так и широкими, и они исчисляются в триллионах долларов только в разрезе роста доходов и снижения населения. Наконец, важный вывод заключается в том, что обеспечение всеобщего начального образования недостаточно. Выгоды от образования намного больше на уровне среднего и высшего образования, чем на начальном уровне. Инвестирование в проверенные программы и политику будет иметь ключевое значение для обеспечения лучшего будущего для девочек и предоставления странам возможности реализовать свой потенциал развития. Это имеет огромный экономический смысл.
А что в Центральной Азии?
В то время как данное исследование не охватывает конкретно причин и анализа исключения из образования девочек в Центральной Азии, целый ряд других исследований на данную тематику указывают на крайне опасную тенденцию исключения девочек из образования, особенно на среднем уровне. Так, например, по оценкам ЮНИСЕФ и ООН в Таджикистане и Кыргызстане, в то время как уровень вовлечения девочек в начальное образование достигает почти 100 процентов (95-98%), оканчивают среднюю школу в среднем только около 65-75% девочек, а в некоторых отдаленных сельских районах даже меньше половины. На фоне доминирующей трудовой миграции мужского населения, оставшееся население, особенно девочки, остаются крайне необразованными, неподготовленными, не имеющих никаких навыков на рынке труда, часто состоящих в браке с раннего возраста с большим количеством детей, которых они не способны воспитать и прокормить, что создает крайне неблагополучную почву для развития целых поколений, их маргинализации и нищеты.
Так, например, согласно т.н. Индексу образования ООН (мера оценки средних и ожидаемых лет обучения), Таджикистан занимает 133 место из 187 стран – самый низкий из всех бывших советских республик. Кыргызстан – 125 место, Туркменистан – 103 место, Узбекистан – 116, Казахстан – 70, Россия – 57). Особую озабоченность вызывает растущий гендерный разрыв между мальчиками и девочками в доступе к образованию. Несмотря на обязательное начальное и среднее образование в Таджикистане, дети из малообеспеченных семей, особенно девочки, часто выходят из школы, прежде чем оканчивают необходимые 9 лет обучения. Согласно статистике ЮНЕСКО, различия начинают появляться в пятом классе (в возрасте 11 лет), когда почти 10 процентов девочек не посещают школу по сравнению с примерно 2 процентами мальчиков. Хотя это не является обязательным, эта разница увеличивается в старшей средней школе (с 16 лет) с 48 процентами девочек – по сравнению с 30 процентами мальчиков – которые не посещают школы.
Вместо того, чтобы посещать занятия, молодые женщины должны заботиться о семье, воспитывать детей и ухаживать за пожилыми родственниками. Преимущественно мужская трудовая миграция в Россию, среди других стран, также ухудшила положение женщин, которые вынуждены опираться на поддержку старших дочерей, а те – вынуждены помогать матерям работать, в то время как младшие дочери заботятся о своих младших братьях и сестрах.
Бедность, конечно, уменьшает возможности получения образования для девочек. Хотя начальное и среднее образование является бесплатным, низкие зарплаты учителей и нехватка финансовых ресурсов привели к тому, что родители вынуждены давать взятки учителям для регистрации своих детей в школе. Требование, обязывающее учеников носить (и оплачивать) школьную форму, является дополнительным финансовым ограничением для бедных семей. Эти проблемы усугубляются для домашних хозяйств в отдаленных, горных районах, где поездки в школу и из школы являются чрезмерно дорогими.
Результатом этих ограничений является то, что родители обычно предпочитают уделять приоритетное внимание образованию своих сыновей вместо своих дочерей. Действительно, поскольку девочки и молодые женщины считаются «единственными» временными членами семьи – они будут жить со своими семьями мужей после брака – уменьшаются родительские стимулы для инвестиций в образование их дочерей.
Напрашивающийся вывод вполне очевиден. В то время как правительства Центральной Азии ставят в приоритеты развитие экономики, крупные региональные, транспортные и энергетические проекты, безопасность и предотвращение внешних угроз, образование особенно среди девочек и женщин не рассматривается как актуальная проблема. Вероятно, это пока не настолько очевидная проблема, учитывая, что взрослое поколение в регионе, включая женщин, активно на рынке труда и все имеет образование, хотя бы в городах. Но игнорирование проблемы грозит огромными социальными и экономическими издержками в будущем, демографическими проблемами, потенциалом конфликтов среди молодежи, дальнейшей маргинализации, в том числе девочек и женщин, и их исключению из жизни общества, рынка труда и права голоса в семье. Женщины и девочки должны иметь равные права и возможности и особенно – в образовании. Ведь затраты и усилия непропорциональны угрозам и потерям для будущих поколений.