22 мая 2018 года Программа по Центральной Азии Университета Джорджа Вашингтона организовала дискуссию, посвященную итогам недавнего визита президента Узбекистана Шавката Мирзиеева в США, включая обсуждение будущей роли Узбекистана в стратегии администрации в Центральной и Южной Азии.
В мероприятии приняли участие следующие спикеры: Скотти Рид, Офис-директор по Центральной Азии, Бюро по делам Южной и Центральной Азии, Государственный департамент США; Пол Стронски, Фонд Карнеги за международный мир; Навбахор Имамова, служба «Голос Америки-Узбекистан»; и Марлен Ларуэль, Университет Джорджа Вашингтона.
Дискуссия попыталась обобщить и проанализировать результаты насыщенных событий нескольких дней (15-17 мая), в ходе которых президент Узбекистана совершил свой первый официальный визит в США, встретился с президентом Трампом и подписал ряд важных двусторонних соглашений, ознаменовавших «новую эру стратегического партнерства» между двумя странами. Как и в случае с визитом президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в начале этого года, США подтвердили свои обязательства перед Центральной Азией, а также свое намерение оставаться вовлеченными в регионе. Между тем для Узбекистана визит стал важным признанием нового курса реформ.
Обзор выступлений с мероприятия, 22 мая 2018
Скотти Рид назвал визит Мирзиёева «динамичным». Он подтвердил, что Центральная Азия – как регион сам по себе и как часть Евразии в более широком смысле – продолжает занимать видное место в внешнеполитической повестке администрации США. Он также считает, что это был “исторический” визит с учетом нынешнего потенциала, который с обеих сторон будет способствовать укреплению качественно лучших отношений между Узбекистаном и США, чем они были в прошлом. Кроме того, визиты президентов Казахстана и Узбекистана в этом году заложили основу для более широких стратегических отношений США со странами региона, охватывая весь масштаб и широту управления, безопасности, экономики и торговли.
Г-н Рид назвал регион с его растущим молодым населением и экономическим потенциалом «жизненно важным, стратегическим и ключевым». Он указал, что Центральная Азия может служить образцом и подчеркнул, что местное население не должно стоять перед антагонистическим выбором.
Рид рассказал про недавние визиты, которые официальные представители Госдепартамента провели в Душанбе и Бишкеке в начале этого месяца, в которых как власти, так и население показывали подлинное стремление к доступу к информации и участию в различных проектах США в Центральной Азии. Эти встречи и события подчеркивают необходимость того, чтобы США взаимодействовали с обществом на разных уровнях: на улицах, в школах и через гражданское общество.
Во время визита президента Мирзиёева обе страны подписали Меморандум о взаимопонимании в области образования и культурного обмена, который обеспечит более тесное сотрудничество между университетами, облегчит передачу сельскохозяйственных знаний и поддержит экспорт и экономику Узбекистана. Другой важный вопрос, затронутый в ходе визита, который обсуждался с USTR (Торговым представителем Соединенных Штатов) и Департаментом казначейства, касался первого этапа переговоров, которые могли бы ускорить присоединение Узбекистана к Всемирной торговой организации. В результате договоренностей визита, в этом году в Ташкенте планируется провести ряд мероприятий для бизнеса, в том числе Торговый инвестиционный форум и Центральноазиатский торговый форум.
Рид также затронул вопросы, связанные с Афганистаном, который благодаря усилиям администрации президента Мирзиеева начал реинтегрироваться в Центральную Азию и восстанавливает свою «региональную идентичность». Г-н Рид отметил, что президент Гани даже высказался, что видит «новый свет» в Центральной Азии, поскольку почувствовал политическое единение с регионом, а Ташкент его лично приветствовал в прошлом месяце в ходе Ташкентской конференции по Афганистану. США, по словам Рида, продолжают поощрять развитие отношений Узбекистана с Афганистаном и высоко ценят дипломатические инициативы и твердые обязательства президента Мирзиёева в региональных делах.
США и Узбекистан разработали четкий график следующих шагов и последующих встреч для поддержки прогресса, и г-н Рид отметил впечатляющий дух партнерства между двумя странами.
Пол Стронски признался, что, когда он служил в Совете национальной безопасности Белого дома в период с 2012 по 2014 год, он никогда не мог представить такую активность в отношениях между США и Центральной Азией, какой мы наблюдаем ее сейчас с визитами президентов Казахстана и Узбекистана в Белый дом. Администрация Трампа усилила свое внимание к Центральной Азии и, по-видимому, рассматривает Центральную Азию, по крайней мере, как региона сам по себе, а не только через призму Китая или России. Д-р Стронски описывает визит президента Мирзиёева как чрезвычайно примечательный, особенно отмечая открытость президента Узбекистана к региональному сотрудничеству и усилия по вовлечению Афганистана в обсуждения в области региональной безопасности. При этом новый подход Узбекистана к региональной безопасности под руководством Мирзиёева произошел очень быстро.
Пол Стронски
Пол Стронски – старший научный сотрудник программы России и Евразии Фонда Карнеги, его исследования сосредоточены на отношениях между Россией и соседними странами в Центральной Азии и на Южном Кавказе.
Небольшая либерализация, которая произошла в Узбекистане, позволяет США вновь участвовать в делах этой страны. До этого многие усилия США направлены на улучшение безопасности человека. Сейчас акцент делается на социальных и экономических проблемах, но в конечном итоге подход должен расшириться, чтобы обеспечить более широкий прогресс в области более широких прав человека. Узбекистан уже успел инициировать реформы судов, органов безопасности и приступить к борьбе с коррупцией – все эти меры направлены н улучшение инвестиционного климата, с надеждой на увеличение прямых иностранных инвестиций и торговли.
Действительно, действия Узбекистана могут повысить привлекательность всего региона, однако Стронски подчеркнул, что узбекское правительство должно исполнять свои обещания в обеспечении законности и улучшении инвестиционного климата.
Стронски согласился с тем, что Узбекистан помог реинтегрировать Афганистан в регион через торговые, энергетические и инфраструктурные связи, которые будут способствовать региональной стабильности. По его словам, стремление Мирзиёева к региональному сотрудничеству является решающим поворотным моментом для ранее фрагментированного и проблемного региона, напомнив, что неудача регионального сотрудничества в прошлом объяснялась не только изоляционизмом президента Каримова и его трудными отношениями с другими лидерами Центральной Азии, но и политикой других стран региона – например, официальным нейтралитетом Туркменистана и характером этого режима. Усилия президента Казахстана Назарбаева по позиционированию себя в качестве глобального лидера также отдалили страну от центральноазиатских проблем. Более того, многие известные региональные инициативы, в том числе «Инициатива Пояс и Путь» и Северная распределительная сеть и другие, исторически направлены на транзит товаров через Центральную Азию, а не на установление связей внутри Центральной Азии. В то время как росту трансграничной торговле способствовало устранение тарифов и снижение цен в регионе, эта трансграничная торговля еще не институционализирована, как и не институализировано региональное сотрудничество в целом. Значительная часть недавнего успеха стала возможной благодаря новому подходу Мирзиёева к своим соседям.
Регион должен выйти за рамки персонализированных дипломатических отношений на более институциональные, где вмешательство на уровне президента не требуется для того, что должно быть регуляризированным приграничным сотрудничеством. К счастью, заметил Стронски, Узбекистан и Казахстан имеют растущий класс технократов на госслужбе, которые понимают эту потребность и должны работать, чтобы облегчить этот переход от персонализированных к институционализированным отношениям.
Навбахор Имамова
Навбахор Имамова является известным узбекским журналистом в «Голосе Америки» и ведущим аналитиком в Вашингтоне по геополитике и национальному развитию в Центральной Азии.
Навбахор Имамова напомнила о визите президента Мирзиёева в Нью-Йорк в рамках 72-й сессии Генеральной Ассамблее ООН в прошлом году и о том, что этот визит сопровождался высокими ожиданиями перемен в стране. Вполне возможно, что сегодня мы наблюдаем исторический момент, когда пресса становится более свободной, а связи между узбекскими диаспорами по всему миру становятся крепче. Теперь, после всех реформ прошлого года, возникает вопрос: насколько устойчивыми являются эти изменения? Имамова подчеркнула, что власти Узбекистана должны нести ответственность за прогресс в реформах. Население Узбекистана слышит большую риторику о необратимости реформ и о том, как власти реагируют на стремление народа к изменениям, сказала она, но им нужно быть в курсе изменений, которые происходят в стране.
Недавно г-жа Имамова была аккредитована в качестве корреспондента «Голоса Америки» в Узбекистане, что позволит ей исследовать реальность на местах. По ее словам, фундаментальные реформы в области экономики, безопасности, образования и здравоохранения должны освещаться профессионально.
По словам Имамовой, некоторые ведущие члены Олий Мажлиса признаются, что назрела необходимость в новом парламенте. Если будут созваны новые выборы, они должны наделить полномочиями законодателей, ценности которых соответствуют новому политическому климату. Кроме того, необходимо улучшить ситуацию с правами человека. Наблюдается замечательное увеличение открытой дискуссии по этим вопросам, и это первый шаг к реформе. Новая цель Узбекистана – стать современным демократическим государством, уважающим международные стандарты, и это требует новой ответственности, ответственности, которую как считает Навбахор, должны разделять и журналисты. Развитие свободной прессы ставит многочисленные вызовы, главным из которых является значительный рост освещения новостей внутри страны.
Марлен Ларуэль отметила, что президент Мирзиёев и его команда имеют подлинное видение реформ, которые они хотят реализовать, и заслуживают похвалы за это. Узбекистан примечательно демонстрирует, чтотавтократия может быть реформирована изнутри. Узбекская «революция сверху и изнутри» может наводить на некоторые параллели с реформами эпохи перестройки, трансформацией, инициированной советскими элитами, но открытие Узбекистана, как мы надеемся, даст лучший результат.
Д-р Ларуэль отметила, что необходимо отслеживать многие области непрерывной трансформации Узбекистана, в том числе динамику отношений между Узбекистаном и Казахстаном, которая должна значительно продвинуться от напряженных и конкурентных отношений в прошлом к совместному сотрудничеству и открытому обмену моделями и идеями.
Марлен Ларуэль
Заместитель директора и научный профессор Института европейских, российских и евразийских исследований (IERES), Школа международных отношений Эллиотта, Университет Джорджа Вашингтона.
Что может отметить для себя Узбекистан в пути развития Казахстана? Что он может заимствовать, а что нет? Будут ли реформы проходить по уникальному «узбекскому пути»?
Среди других вопросов Узбекистан должен пересмотреть свое историческое плохое управление водой (злоупотребление и перерасходование водных ресурсов). Отношения с Россией также важны, от взаимодействия с ЕАЭС до вопросов миграции. Будет ли узбекское правительство, традиционно отрицающее миграцию, теперь заниматься ею и пытаться диверсифицировать потоки? Могут ли мигранты и члены узбекской диаспоры интегрироваться в современное узбекское общество? Молодежь и человеческий капитал так же важны, как и прежде, поэтому внимание Мирзиёева справедливо сосредоточено на реформах образования. Наконец, Узбекистан должен решить, какой путь принять в отношениях с исламом. Президент Мирзиёев уже предпринял впечатляющие шаги, чтобы сделать ислам лучше интегрированным в образование и национальную идеологию, но отношения останутся критическими для будущего страны.