По данным World Prison Brief, онлайн-базы данных, которая предоставляет бесплатный доступ к информации о тюремных системах по всему миру, в мире на 2016 год в тюрьмах содержалось около 11 млн человек. В номинальных цифрах заключенных в Центральной Азии немного (данные по Казахстану и Кыргызстану за 2017 год, Таджикистану – за 2010 год, Туркменистану – за 2013 год, Узбекистану – за 2014 год) – около 130 тыс. человек. Для сравнения – в России заключенных более 600 тысяч (среди которых есть и центральноазиаты).
При этом три страны региона (Узбекистан, Казахстан, Туркменистан) по общему количеству заключенных входят в первые 50 стран мира.
Женщин жестокая судебная система республик трогает меньше.
Тем не менее, тюрьмы Центральной Азии еще могут вместить больше человек. Данные (по Казахстану – 2014 год, по Кыргызстану – 2017 год, Таджикистану –2008 год, Туркменистану – 2006 год, Узбекистану –2014 год) свидетельствуют о том, что даже в самой свирепой к нарушителям закона стране региона – Туркменистане – есть пространство для новых заключенных.
За что сидят в тюрьмах Центральной Азии?
Национальные данные стран раскрывают картину преступлений и наказаний далее. В Казахстане и Таджикистане абсолютное количество зарегистрированных преступлений за последние 13 лет значительно возросло, при чем в Казахстане более чем в три раза. Раскрытые данные по Узбекистану говорят об относительно стабильной динамике количества преступлений, а Кыргызстан – единственная страна, где их количество сократилось.
Более половины преступлений, совершенных в странах ЦА, – кражи, мошенничество и экономические преступления. Доля экономических преступлений относительно высока в Таджикистане и Узбекистане, при этом в Узбекистане к таким преступлениям относятся преступления «против порядка функционирования органов власти». В Казахстане кражи и мошенничество составляют основу для правонарушений: два из трех зарегистрированных преступлений относятся именно к ним.
Казахстан значительно опережает другие страны региона по уровню преступности, где он превышает 2000 на 100 тыс. населения. При этом количество заключенных и в Казахстане, и в Кыргызстане значительно ниже по сравнению с уровнем преступности. Возможно, что именно мелкие кражи и мошенничество, составляющие большую долю совершаемых преступлений, не доводятся до суда. В то же время, в Узбекистане и Таджикистане мелкие преступления зачастую могут быть классифицированы как более тяжкие.
А в Туркменистане, который уверенно входит в мировые лидеры в рейтинге по количеству заключенных относительно населения, находясь на четвертом месте и уступая лишь Сейшельским островам, США и Сальвадору, на каждые 100 000 населения приходятся 583 заключенных (данные за 2013 год, Union of Independent Journalists of Central Asia).
Казахстан находится в угрожающем положении с точки зрения роста преступности. На протяжении последних десяти лет, уровень преступности увеличивался в среднем на 7% ежегодно. Растущая миграция в крупные города приводит к тому, что уровни преступности в г. Алматы и г. Астана в два раза превышают общереспубликанские показатели. При этом тюремные учреждения в Казахстане уже заполнены более чем на две трети.