В Казахстане накануне праздника независимости бастуют шахтеры. Но страна подписала важное соглашение с ЕС и, по мнению наблюдателей, уверенно движется по “западному пути”. В Кыргызстане СМИ интересуются, как будет решать старые проблемы новый президент. Таджикистан попал в центр внимания правозащитных организаций за задержание независимого журналиста. “Тихой революцией” называют реформы президента Мирзиёева индийские аналитики. Как мало надо, чтобы о тебе с восторгом заговорили практически все ведущие мировые СМИ!
Обзор мировых СМИ за последние две недели
Опять декабрь
Декабрь – особенный месяц для Казахстана. В этом месяце страна не только празднует независимость, но и вспоминает печальные события декабря 1986 (Желтоксан) и 2011 (события в Жанаозене) гг. В этом декабре бастуют шахтеры в Карагандинской области.
Reuters сообщает, что забастовка шахтеров компании ArcelorMittal происходит на всех шахтах компании и рабочие требуют 100-процентного повышения заработной платы. По данным министра труда Казахстана Дюсеновой, шахтеры получают от 208,000 тенге (примерно $620) до 326,000 тенге (примерно $970) в месяц. Как и у всех жителей Казахстана, долларовый эквивалент заработка у шахтеров снизился в результате девальваций, кроме того, угольная индустрия Казахстана переживает непростые времена из-за падения внутреннего и внешнего спроса.
О социальных последствиях другого проекта, эксплуатирующего казахстанские природные ресурсы, рассказывает этот материал.
В Западном Казахстане завершается самый масштабный этап в истории Карачаганакского месторождения нефти и газа – переселение жителей села Берёзовка. О том, сколько стоит куст малины, почему в этом селе стало много желающих купить опустевшие дома и о том почему из всех жителей села без компенсации жилья осталась пенсионерка, читайте в нашем репортаже.
Европейский аналитик Тони Мишель пишет о транзите власти в Казахстане:
77-летний Назарбаев, очевидно, покинет политику раньше, чем позже. И в сегодняшних условиях, как никогда важно, чтобы Европа была готова к любым сценариям. В частности, источником нестабильности является структура элиты Казахстана. Что отличает их от других стран региона, это то, что они гораздо более разнообразны и, порой, агрессивные. В Казахстане вы найдете нефтяных и газовых магнатов, прозападных банкиров, региональных и клановых лидеров и молодое поколение бюрократов, которые отучились в западных университетах в рамках программы Болашак («Будущее») – все они хотят найти свое место в политике. Другой фактор – реакция Москвы, если к власти в Казахстане придет более националистическое правительство. Реакция России может иметь любую форму, от экономического давления до крымской «пьесы». Европа должна помнить о всех возможностях. Скорее всего, новый казахстанский лидер будет принимать решения на основе консенсуса и позволит большие ослабления для гражданского общества. ЕС должен поддерживать и скромно вознаграждать такие послабления, чтобы создать импульс.
Рекомендации оказались своевременными – Европейский парламент официально ратифицировал важное соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС) с Казахстаном, первое для стран Центральной Азии.
The Independent написал о смене алфавита в Казахстане. Издание, коротко рассказывая об истории алфавитов казахского языка, пишет, что очередная замена больше продиктована политическими мотивами, чем лингвистическими.
Автор статьи – Эндрю Лин, заведующий кафедрой социальных и гуманитарных наук в университете Вестминстера, первоначально, опубликовал свою статью на сайте The Conversation. Он утверждает, что «несмотря на огромные практические проблемы, связанные с заменой одного алфавита на другой, в стране массового лингвистического разнообразия приказ №569 будет работать без оглядки на «волну возмущенных реакций среди склонных к националистическим комментариям в России». По мнению автора, быстрый подъем экономики в новом веке позволяет Казахстану яснее заявить о своей приверженности западным идеалам, общаться с Западом, изучать английский язык и принять его алфавит.
О росте казахско-китайской торговли зерновыми и масличными пишет CNBC.
Железнодорожный контейнерный центр в древней столице Китая Сиань используется Казахстаном для переработки масла и зерна, которые назад переправляются в Казахстан в виде готовой продукции. По сообщению издания, экспорт муки из Казахстана в Китай в 2016 году по сравнению с 2014 году вырос в восемь раз. Также сообщается об интересе китайских бизнесменов открыть в Казахстане заводы по изготовлению лапши для китайских рынков.
В то же время, Казахстан не оставляет без внимания этнических казахов, живущих в Китае. Радио Свобода пишет о том, как проблему китайских казахов обсуждали дипломаты разных уровней двух стран.
Шокирующий материал размещен на сайте Human Rights Watch о том, что китайские власти в Синьцзяне собирают образцы ДНК, отпечатки пальцев, сканированные имиджи радужной оболочки глаза и типы крови всех жителей региона в возрасте от 12 до 65 лет.
Софи Ричардсон, директор HRW по Китаю, заявляет: «Обязательный сбор биоданных всего населения, включая ДНК, является грубым нарушением международных норм в области прав человека, и это еще более тревожно, если это делается тайно, под видом бесплатной программы медицинского обслуживания”.
Кыргызстан: Старые проблемы нового президента
Тинан пишет, что Жээнбекову придется соблюдать баланс интересов между регионами и бизнес-группами в стране. В какой-то мере это удавалось Атамбаеву, а недостаточное внимание к этой тематике стало причиной свержения Акаева и Бакиева. Также новому президенту нужно решить, восстановит ли он центральную власть в Оше или оставить все как есть. Другим важным вопросом для президента Жээнбекова, пишет Тинан, является «необходимость найти баланс между оценкой реальных рисков и вопросами религиозных свобод и гражданских прав».
Жээнбекову нужно будет подумать не только об улучшении отношений с Казахстаном и Узбекистаном, но также и о стабильности в Кыргызстане в свете возможных потрясений в Таджикистане и Казахстане во время транзита власти в этих стран.
В материале указывается на важность борьбы с коррупцией в стране. «Если Жээнбеков продолжит программу Атамбаева по борьбе с коррупцией, усилия должны выходить за пределы политических оппонентов СДПК».
Сооронбай Жээнбеков. © Пресс-служба правительства / Сабыр Аильчиев
Таджикистан отдохнет на Багамах
В то время как Кыргызстан оглядывается на своих соседей, Таджикистан ищет друзей в далеких заморских странах.
The Jordan Times подытоживает визит таджикского президента Эмомали Рахмона в Хашимитскую Иорданию и его переговоры с местным королем Абдаллахом. Таджикистан и Иордания подписали шесть соглашений о сотрудничестве в сферах экономики, торговли, научном и техническом сотрудничества, туризме, сельского хозяйства и т.д. Арабское издание также подчеркивает, что таджикский президент заявил о важности поддержки прав палестинцев в Иерусалиме в свете переноса посольства США в Израиле туда.
Эмомали Рахмон в Иордании. Фотография пресс-службы президента РТ
Таджикистан идет еще дальше в поисках друзей – на днях страна установила дипломатические отношения с Содружеством Багамских островов. Хотя комментаторы багамского веб-сайта Tribune242 спрашивают, “что такое Таджикистан и кто туда летает или оттуда прилетает”, наверняка дипломатические отношения со страной, где можно отдыхать и прятать деньги, не повредят никому.
Увы, в Багамах не сможет спрятаться Каромат Шарипов, правозащитник с таджикскими корнями, который в Москве руководил рядом организаций по защите трудовых мигрантов.
Каромата Шарипова на днях лишили российского гражданства и депортировали в Таджикистан, в страну, гражданство которой у него никогда не было, пишет Радио Свобода.
Но в центр внимания правозащитных организаций попало задержание независимого журналиста.
Генеральная прокуратура арестовала Хайрулло Мирсаидова, 39 лет, в Худжанде по обвинению в растрате средств; разжигании межнациональной, национальной или религиозной ненависти; подлоге; и предоставлении ложных показаний после того, как он добровольно появился в Генеральной прокуратуре для допроса. Обвинения были предъявлены после того, как Мирсаидов обратился к президенту Таджикистана с призывом расправиться с коррупцией со стороны местных властей.
Друзья и недруги Туркменистана
International Policy Digest анализирует отношения между Туркменистаном и Азербайджаном.
Издание пишет, что, несмотря на разногласия между двумя странами о статусе месторождений вокруг Каспийского моря, соседи по Каспию хорошо сотрудничают в других сферах, особенно в вопросах транспортировки.
Другому соседу – Афганистану, Ашхабад обещает увеличить квоту для обучения афганских студентов и снизить цену на энергоносители (афганское агентство Пажвок).
А вот с Ираном у Ашхабада дело идет в международный суд.
PressTV пишет, что Туркменистан в начале года приостановил подачу газа в Иран, требуя оплату за предыдущие поставки. Переговоры не принесли успеха, и теперь Туркменистан угрожает Ирану международным судом и хочет взыскать 1,8 миллиарда долларов за поставки десятилетней давности. Иран также грозится судом за прекращение поставок вопреки договоренностям.
O’zbekistonga tashrif buyurish!
“Тихой революцией” называют реформы президента Мирзиёева индийские аналитики. Как мало надо, чтобы о тебе с восторгом заговорили практически все ведущие СМИ!
Издание указывает на ряд позитивных шагов узбекских властей и на потепление региональных отношений. В течение последних 14 месяцев Мирзиёев четыре раза ездил в Казахстан, в Туркменистан три раза, в Россию дважды, один раз в Кыргызстан, Китай, Турцию, Саудовскую Аравию, США и Южную Корею. Он также принимал лидеров Казахстана (дважды), Кыргызстана (дважды) и и по разу каждого руководителя из России, Турции, Афганистана и т. д.
Репортаж Аль-Джазиры об узбекском “предполагаемом” террористе Сайфулло Саипове предлагает интересные подробности о личности самого Саипова, его жизни и воспитании (“он носил всегда отполированные ботинки и выглядел как джентльмен” – утверждает его сестра), а также о регулировании ислама в Узбекистане.
Организованные правительством судебные процессы, нарушения прав и жестокие пытки, такие как избиения, удушье, поражение электрическим током и изнасилование, на протяжении десятилетий означали подавление религии. «За прошедшие 100 с лишним лет узбеки абсолютно не могут отличить друга от врага», – сказал Кутбиддинов «Аль-Джазире», имея в виду годы пропаганды в коммунистическую эпоху и правление Каримова. «Они давно потеряли способность различать, и именно поэтому очень часто ими легко манипулировать».
Еще одним положительным знаком открытия Узбекистана стало разрешение BBC впервые за 12 лет снимать репортаж в Узбекистане. Этот короткий видеорепортаж можно посмотреть здесь.
Не только BBC, но и простым туристам стоит поехать и посмотреть достопримечательности Узбекистана, пишут сразу несколько веб-сайтов на английском языке.
Например, британский Standard, который приводит 10 причин, почему стоит поехать в Узбекистан. Истории у тех, кто уже побывал в Узбекистане, также разные – позитивные, как у гостей новозеландского Stuff, и не такие уж и хорошие, как у американской гости из сайта The Тraveler.
Памятник Шахи Зинда (в переводе с таджикского: «Живой царь») в Самарканде. Один из древнейших существующих городов мира, Самарканд был основанный в VIII веке до нашей эры. Являясь ровесником Рима, во времена существования Самарканда началось составление Библии и проводились первые Олимпийские игры в древней Греции. Фотография Fulvio Spada, Wikimedia Commons CC-BY-2.0