Каракалпакская автономия расположена на правом берегу Амударьи на северо-западе Узбекистана. В XIX веке эта территория входила в состав Хивинского ханства, до тех пор пока в регион не пришла Российская империя.
В основу этнического формирования каракалпаков легли племена печенегов – потомков кочевых тюркских племён и коренного сакского населения низовьев Сырдарьи. Каракалпакская государственность начинается с Ногайского ханства, образованного в конце XIV века под руководством Эдыгея, предводителя ногайцев (мангытов). К началу XVIII века каракалпаки, живущие на берегах Сырдарьи, сумели объединиться в Каракалпакское ханство. Границы этого государства проходили по верхнему течению Сырдарьи. Их государство соседствовало также с калмыками Поволжья, Башкирским улусом и казахским Младшим жузом. В 1723 году, когда калмыки захватили среднюю часть Сырдарьи, каракалпаки были вынуждены бежать. Первая группа ушла к верхнему течению Сырдарьи, в сторону Ташкента, вторая группа обосновалась по нижнему течению Сырдарьи на землях, которые позже вошли в состав Хивинского ханства.
Россия и Хива
Эти «недружелюбные манёвры» следующим образом описывал в своем очерке о Хивинском ханстве член-корреспондент Императорского Русского археологического общества И. Веселовский: «Хива всегда обращала внимание нашего правительства не только с торговой стороны, сколько по вопросу о невольничестве и по волнениям в киргизских степях, так как Хива не только сама неоднократно производила эти волнения, но и оказывала деятельное участие, когда волнение возникало и не по её вине. Так она постоянно поддерживала возмущавшихся против нас Киргизских султанов. Бывали случаи, когда хан хивинский рассылал в степь своих эмиссаров, чтобы возбуждать Киргизов к неповиновению нашему начальству. Он много вредил при введении между Киргизами Оренбургскаго Ведомства нового Положения и немало способствовал волнениям, происходившим в степи в 1869, 70 и 71 годах. Его эмиссары, с воззваниями за печатью хана и его министров, разъезжали в Киргизскихъ степях, мутили народ и явно подстрекали к возмущению» [3].
Чтобы раз и навсегда покончить с «проблемным соседом» в марте 1873 года был объявлен военный поход в Хиву. Этой военной операции «способствовали как общая динамика продвижения России вглубь региона, так и личная инициатива первого Туркестанского генерал-губернатора Константина фон Кауфмана. Под его командованием в этом походе было задействовано в общей сложности 12 300 солдат. Войска выступили в Хиву из трех пунктов – из Оренбурга, с Кавказа, через Красноводск, и из Ташкента (главный отряд). Под Хивой три отряда объединились и 29 мая заняли Хиву. В итоге, по выражению И. Веселовского, «то, что не удалось в 1717 году Бековичу, в 1839-м – Перовскому, было достигнуто самым блестящим образом Константином Петровичем фон-Кауфманом в 1873 году, и бесконечный, длившийся целые столетия Хивинский вопрос был, наконец, разрешён им вполне».
Потерпев сокрушительное поражение, 12 августа 1873 года Хива была вынуждена подписать с Россией унизительный для неё «мирный договор», по которому она фактически теряла независимость, а сам хивинский хан Мухаммад Рахимхан II признавал себя «покорным слугою Императора Всероссийского».
Ханство сохранялось лишь на левом берегу Амударьи, а его территория сократилась в три раза. Границей между русскими и хивинскими землями была определена Амударья. Весь правый берег вместе с дельтой реки, согласно договора, отходил к России. Хивинский хан отказывался от всяких непосредственных и дружеских сношений с соседними ханами и от заключения с ними каких-либо торговых и других договоров без разрешения высшей русской власти. Ханство отказывалось от своих претензий на Устюрт, восточное побережье Каспийского моря, левобережье Сырдарьи. [2].
Также в соответствии с данным договором, на Хивинское ханство налагалась тяжелая контрибуция в размере 2 млн. 200 тыс. рублей «для покрытия расходов русской казны на ведение последней войны, вызванной самим ханским правительством и хивинским народом». Эти деньги должны были быть собраны с хивинского народа, так как денег в казне у хана не было. Их уплата планировалась с рассрочкой в 20 лет.
На вновь захваченных землях на правом берегу Амударьи Российская империя образовала новую административную единицу – Амударьинский отдел в составе Туркестанского генерал-губернаторства, где впоследствии будет создана каракалпакская автономия.
При захвате российскими войсками Хивы в ее архивах были найдены списки населения ханства. Согласно этим документам, оседлое население Хивинского ханства составляло тогда до 300 тысяч человек, еще около 160 тысяч составляли кочевники киргизы и каракалпаки. [3].
Установление советской власти в регионе
В результате первой мировой войны и революции 1917 года Российская империя прекратила своё существование. Пришедшие к власти большевики сразу провозгласили право наций на самоопределение, но последующие события показали, что это была лишь декларация, а новые власти не собираются предоставлять национальным окраинам реальную независимость.
В 1920 году на месте упразднённого Хивинского ханства была образована Хорезмская Народная Советская Республика.
Но через три года в регионе начался новый передел границ. Был объявлен курс на национально-территориальное размежевание, в соответствии с которым проживающие в Средней Азии национальности, в том числе и каракалпаки, должны были получить свои «национальные государства».
В советской историографии создание национальных государств в Средней Азии традиционно представлялось как «историческая необходимость» и «вековая мечта о национальной государственности». Так, в «История Каракалпакской АССР», опубликованной в 1974 году, создание каракалпакской области описывается следующим образом: «каракалпаки достигли своей национальной государственности только с установлением советской власти. Таким образом, многовековая мечта объединения каракалпакской земли стала реальностью».
Однако, западные ученые и современные исследователи из самой Центральной Азии считают, что главную роль при национальном размежевании региона на самом деле играли не устремления местных народов, а политика, вырабатываемая большевиками в центре. Судя по историческим сведениям, значение каракалпакской идентичности оставалось очень ограниченным вплоть до размежевания, утверждает Арне Хоуген, автор работы, посвященной национально-территориальному размежеванию Центральной Азии.
Узбекские историки в свою очередь считают, что советские лидеры в целях укрепления власти центра стремились разъединить родственные народы, чтобы «лишить их возможности совместно бороться за свою независимость».
Поэтому, с учетом национальной специфики Туркестана, была выдвинута идея размежевания по национально-территориальному признаку. Вопрос о национально-территориальном размежевании и создании нескольких республик обсуждался в Центре, в Туркестане, в Бухарской и Хорезмской республиках, на пленумах их компартий, а также координирующего их деятельность органа – Среднеазиатского бюро ЦК РКП (б). [6]
В частности, Исполнительное бюро Центрального комитета Хорезмской республики сразу официально отказалось от разделения их страны по этническому признаку. Хорезм, таким образом, снова защищался от российского вторжения, как это происходило много раз в более ранние века, считает западный исследователь Э. Оллворт. «И в 1924 году Хорезм вновь отразил удар своего противника. В Москве Политбюро ЦК РКП 12 июня 1924 года подтвердило сохранение Хорезмской республики в качестве единственного неоднородного [по национальному составу] субъекта в Центральной Азии» [8].
Когда всем стало очевидно, что Хорезм будет разделен на части, ситуация изменилась. Каракалпакские коммунисты начали активно поднимать перед Среднеазиатским бюро вопрос о создании автономной области для каракалпаков. Как констатирует Арне Хоуген, до размежевания, не наблюдалось националистических настроений среди каракалпаков, напротив, сам проект по размежеванию спровоцировал их национальные требования. [5]
Вскоре Среднеазиатское бюро ответило на требования каракалпаков, учредив комиссию для обсуждения вопроса об образовании будущих каракалпакских районов Амударьи и Хорезмской республики. По итогам ее работы в 1924 году Амударьинская область была преобразована в Каракалпакскую национальную область в составе России. В ее состав были переданы также Ходжейлинский и Кунградский районы бывшей Хорезмской республики. Сам Хорезм, от которого после завоевания Хивы осталось лишь название, был окончательно упразднен и разделен. Его центральная часть в настоящее время составляет Хорезмскую область Узбекистана.
Дальнейшая судьба Каракалпакии
В дальнейшем каракалпакскую автономию перекидывали как мячик из РСФСР в Казахскую АССР и из Казахской АССР обратно в Россию. Так, в 1925 году Каракалпакская автономная область оказалась в составе Казахской автономной республики, которая сама тогда находилась в составе России. В 1930 году Каракалпакская автономная область была выведена из состава Казахской АССР и вновь перешла в непосредственное подчинение РСФСР. В 1932 году Каракалпакская автономная область преобразована в Каракалпакскую автономную республику в составе России. Наконец, в 1936 году Каракалпакская автономная республика была выведена из состава РСФСР и вошла в Узбекскую ССР, вновь оказавшись в составе среднеазиатского субъекта.
После распада СССР, 9 января 1992, Каракалпакская АССР была преобразована в Республику Каракалпакстан. В 1993 году был подписан межгосударственный договор сроком на 20 лет о вхождении республики в состав Узбекистана.
Литература:
- Ульфат АБДУРАСУЛОВ. «Тайны хивинского двора»: политическая борьба в Хиве в период Российского протектората. Журнал «Восток Свыше». Ташкент. 2015, № 3 (XXXVIII).
- Очеркъ о Хивинскомъ ханстве И. Веселовского.
- Наши соседи въ Средней Азiи Хива и Туркменiя С.-Петербургъ. 1873.
- Хива. С.-Петербургъ. 1902.
- Хоуген. The Establishment of National Republics in Soviet Central Asia. First published 2003 by Palgrave Macmillan
- История Узбекистана (1917-1991 годы). К. Усманов, М. Садиков. Ташкент. 2011.
- Эдвард Оллворт. «Современные узбеки. Исследования национальностей». 1990.Арне