В политической литературе сотрудничество между странами, регионами и в глобальном масштабе в значительной мере предопределяется восприятием сторон о друг друге. Это восприятие формируется, исходя из разных факторов, таких как история, торговля, культура и т.д. Как правило, с появлением национальных государств многие действия и бездействия объясняются национальными интересами. Термин объемлет практически все и включает в себя понятия и ценности, которые универсальны.
Мой опыт в рамках культурного и делового обмена по программе Фонда Рамсфелда помог сделать интересные наблюдения. Программа организовала для нас встречи с рядом лиц, начиная от гения внешней политики США периода «детент» Збигнева Бжезинского и руководителей Государственного департамента до представителей академических кругов, бывших сенаторов и секретарей департаментов. Эти встречи предоставили мне отличную возможность из первых уст узнать логику взаимоотношений США со странами Центральной Азии и со всем миром.
Очень примечательно, что в США и Центральная Азия в целом (если не отвлекаться на мелкие разногласия относительно принципов и форм правления) имеют общий интерес. Как бы наивно это не звучало, но это так. В интересах США то, чтобы Центральная Азия была консолидированным, устойчивым и экономически развитым регионом. Данную позицию на презентации новой стратегии взаимоотношения США с ЦА озвучил заместитель секретаря Государственного департамента г-н Блинкен. Если рассматривать стратегию США в глобальном масштабе, она сформирована на видении демократического мира и униполярности мировой системы. В случае Центральной Азии каждая страна в рамках своих национальных программ работает над достижением таких же целей, как развитие устойчивого общества, экономическое развитие и сохранение своих суверенитетов. Поэтому нужно отметить, что, несмотря на разногласия в методах достижения целей и различия в возможностях и масштабах, универсальными остаются ценности.
Программа Фонда Рамсфелда как раз заполняет вакуум недостающей платформы для налаживания культурных и деловых связей между сторонами. К примеру, во время встречи бывший сенатор Кол Джон поделился следующим мнением: «в Центральной Азии имидж США представляется в качестве «гиганта», который строит конспирации и хочет управлять всеми остальными, и сможет решить все проблемы в одночасье при желании. США же из-за того, что об этой стране сложился имидж «гиганта» за границей, невольно становится соучастником событий, к которым они были даже не подготовлены реагировать и реагировать на которые было не в их интересах». Если вспомнить выборы 2008 года, президент Обама выиграл их, потому что американский народ четко дал понять то, что его приоритеты – это развитие экономики и создание рабочих мест, а не ввязывание в борьбу других.
Однако ситуация в Украине и возможный договор с Ираном по ядерной программе вызывает массу критики в адрес администрации Президента Обамы. В частности, встречи с республиканцами не раз подтвердили их несогласие с нынешней политикой «управления сзади» (leading from behind), которая используется президентом Обамой. В частности, по мнению Майкла Рубина, администрация не учла уроки прошлого о том, что изоляция США от внешнего мира неизбежно ведет к потерям и нестабильности, поэтому он утверждает, что США должны быть активным лидером в разрешении кризисов в Украине и в Иране. Такие дискуссии внутри политической элиты США обычно недоступны для обычных людей. Поэтому неудивительно, что имидж США в Центральной Азии, который непосредственно выстроен через призму национальных и региональных медиа каналов, настолько искажен, что люди очень часто верят во всякого рода конспирации.
Кроме того, необходимо отметить то, что в рамках программы для нас было большим открытием – это плюрализм игроков в формировании решений по тем или иным вопросам. Я имею в виду роль лоббистов и заинтересованных групп в принятии решений в США. В частности, для участников программы была организована встреча с фирмой Blue Star, сотрудники которой рассказали о том, как работают лоббисты и в целом рассеяли мифы о всемогущих лоббистах. В частности, роль лоббистов в решении той или иной проблемы заключается в сведении с нужными людьми, а решение вопроса зависит насколько заинтересованное лицо путем аргументов сумеет убедить то или иное лицо, принимающее решение. Для граждан и стран ЦА очень важно понимать, как и где делаются решения, которые непосредственно будут иметь влияние на них.
И конечно, эта программа помогла нам понять, как функционируют научно-исследовательские институты. Но важнее, что дискуссии эти проходят открыто и помогают обычным людям на доступном языке понимать комплексные и трудные ситуации.
Фонд Дональда Рамсфелда в сотрудничестве с Институтом Центральной Азии и Кавказа при Школе перспективных международных исследований (SAIS) Университета Джонса Хопкинса осуществляет программу стипендий для молодых лидеров Центральной Азии и Кавказа. Цель программы заключается в содействии более глубокому пониманию и развитию крепких отношений между Соединенными Штатами и странами региона. Программа была запущена осенью 2008 и с тех пор несколько десятков молодых лидеров из Центральной Азии, Кавказа, Афганистана и Монголии приняли участие в программе для осуществления своих научно-исследовательских проектов и развития связей со своими коллегами в Соединенных Штатах. Программа длится шесть недель, участники встречаются с американскими политиками, государственными должностными лицами, аналитиками, руководителями бизнеса, журналистами, учеными и региональными экспертами.
Информацию о стипендии Рамсфелда можно получить здесь