В фокусе медиа публикаций на национальных языках Центральной Азии в мае 2017 года: узбекские СМИ атакуют министерства, журналистские премии … и хвалят правозащитные организации. Кыргызские СМИ дебатируют по широкому спектру тем: от марихуаны до межэтнических отношений. В Казахстане май посвящен дискуссиям о советском наследии. В Таджикистане Рамадан принес повышение цен на продукты, с которым не в силах справиться даже сын президента. В Туркменистане объявили повсеместную борьбу с коррупцией – грядут новые посадки.
Узбекистан: Министерства под ударом
«Литература» – на уборку улицы, «математика» – на сбор металлолома». Под таким заголовком газета «Оила даврасида» опубликовала материал о принудительном труде в общеобразовательных школах, причем отмечается, что сейчас к принудительному труду привлекаются больше учителя, нежели ученики. В статье, основанной на несколько интервью с учителями средних школ, пишется, что преподавательский состав школ по поручению местных хокимиятов привлекается на разные общественные работы, как уборка улиц, сбор металлолома и т.д. Автор недоумевает по поводу молчаливой позиции министерства образовании страны.
В другом материале этой газеты ставится под сомнение деятельность министерства по трудоустройству граждан. Как пишет газета, некоторые вакансии, предложенные ведомством, на самом деле не существуют, другие давно уже заняты, а в иных случаях заявитель попадает на совершенно другие организации.
Не все то «Золотое перо»…
Наглядным примером изменений в узбекских СМИ в сторону открытости стало празднование Международного дня свободы, отмечаемого ежегодно 3 мая. Как и в прошлые годы, в Узбекистане главные награды национальной премии «Олтин калам» (Золотое перо) достались журналистам государственных СМИ. Но если раньше никто ничего не говорил по этому поводу, в этом году независимые журналисты не стали молчать. Некоторые журналисты отметили, что премия, которая составляет стократный размер минимальной зарплаты, была продана, другие были удивлены, что материалы, отправленные на конкурс в конвертах, даже не были распечатаны.
… и безграничная любовь к «Репортерам без границ»
Интересно, что некоторые издания в стране начали писать о международных организациях, даже тех, кто критикует Узбекистан, в позитивном ключе. Газета «Хуррият» в специальном материале ознакомила своих читателей с «Репортерами без границ». В материале рассказывается история организации, ее деятельность, позитивно отмечается авторитет организации и достижения по защите журналистов и свободы слова. Но рассказывая об индексе свободы слова в мире, газета умалчивает о позиции Узбекистана в рейтинге.
«Наш президент – самый лучший президент»
Газета «Халк сузи» пишет, что благодаря инициативам президента Мирзиёева, объявившего нынешний год годом диалога с народом, социальные проблемы населения решаются в ускоренном темпе, депутаты и представители других органов власти работают совместно, проводятся въездные встречи с населением, и т.д.
«Правда востока» в большой статье рассказывает о государственном визите Шавката Мирзиёева в Китай, где он также принял участие в экономическом форуме. Газета пишет: «В целом в ходе визита было подписано более 100 межгосударственных, межправительственных и межведомственных документов. Достигнутые договоренности предусматривают реализацию большого пакета инвестиционных проектов. Их общая стоимость превышает 23 миллиарда долларов США».
Welcome to Кыргызстан: We have marijuana?
«Легализовать марихуану, чтобы привлечь туристов»
В начале мая в Кыргызстане состоялось экспертное обсуждение Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики до 2040 г. Кыргызские СМИ заинтересовались высказыванием председателя Национального банка КР Толкунбека Абыдуглова. То ли в шутку, то ли всерьёз, главный банкир страны рассказал, как привлечь туристов в Кыргызстан. Газета «Алиби» написала 4 мая о том, что Абдыгулов предложил легализовать марихуану. Это, по его мнению, могло бы стать некоей фишкой Кыргызстана и привлечь туристов из стран СНГ. Газета упоминает, что предложение о легализации опия в Кыргызстане ранее озвучивал известный нарколог Женишбек Назаралиев, внеся раскол в общественное мнение по этому вопросу.
Выборы: Новые лица, новые законы, новые советы?
Президентские выборы, которые пройдут в Кыргызстане этой осенью, продолжают оставаться одной из центральных тем в информационном пространстве. Интересно, что в информационном поле все чаще появляются материалы о Таалатбеке Масадыкове, имя которого до недавних пор практически никому не было известно. Газета «АзияNews» в номере от 18 мая опубликовала материал под названием «Новое лицо, которое будет участвовать на выборах». В статье говорится о том, что Масадыков имеет опыт в качестве эксперта и специалиста в сфере международных отношений и борьбы с терроризмом. Хотя он не известен широкой общественности, складывается ощущение, что его готовят к президентской гонке внешние силы – пишется в статье.
Сайт «Super.kg» 31 мая написал о том, что парламент в третьем чтении одобрил поправки в конституционный закон “О выборах президента и депутатов Жогорку Кенеша”. Законопроект переносит дату президентских выборов на 15 октября, а также увеличивает избирательный порог для прохождения политических партий в парламент с 7 % до 9%. Поправка о новом избирательном пороге начнет действовать с января 2020 г.
Другая тема, которая в мае достаточно активно обсуждалась в кыргызских СМИ – тема народного курултая. В Кыргызстане определенными кругами, среди которых много представителей творческой и научной интеллигенции, уже достаточно долго обсуждается идея создания Курултая – Народного Совета, который должен, по мнению сторонников идеи, обеспечить справедливую власть. По их мнению, парламент, формируемый в Кыргызстане на партийной основе, не защищает интересов народа.
О предназначении курултая в интервью газете «Майдан» от 23 мая говорит Кадыр Кошалиев, заместитель исполнительного комитета движения. Кошалиев отметил, что институт курултая должен быть введен в конституцию как представительный народный орган, контролирующий президента и парламент.
Журналист Садырбек Чериков в своем блоге пишет, что заседание курултайцев, состоявшееся 23 мая – это курултай обиженных, имея в виду, что там присутствовали некоторые видные политики, оказавшиеся за бортом власти, в частности бывшие члены Временного правительства – Азимбек Бекназаров, Роза Отунбаева, экс-депутаты и экс-чиновники. Достойны ли они называть себя курултаем, учитывая, что исторически народный курултай включал в себя наиболее авторитетных представителей кыргызского народа – вопрошает автор.
Межэтнические отношения
Много шума наделала в СМИ история с опубликованием 23 мая на сайте “Ferghnanews.com” статьи Улугбека Бабакулова под названием “Люди как звери. В киргизском сегменте соцсетей звучат призывы к расправе над “сартами”. В статье Бабакулов фактически обвинил государственные службы Кыргызстана в том, что они не реагируют на призывы к межнациональной розни в кыргызском сегменте социальных сетей. Он также допускает, что, возможно, власть, сама заказывает подобные посты, чтобы отвлечь население от экономических и социальных проблем через использование националистической тематики.
Многие СМИ резко отрицательно отреагировали на публикацию в «Фергане». На электронном портале «Курч» 29 мая опубликована статья под названием « Еще один сепаратист поднял голову, или, какую цель преследует Бабакулов?». Автор статьи считает важным применение наказания к тем, кто намеренно разжигает межнациональную вражду. В то же время он назвал поступок Бабакулова провокационным. В статье также напечатаны мнения коллег Бабакулова по журналистскому перу и мнения политологов. Независимый журналист Садырбек Чекиров выразил мнение о том, что нельзя делать выводы о ситуации в Кыргызстане, опираясь на единичные комментарии в социальных сетях, особенно учитывая, что это может спровоцировать межэтническую напряжённость. Действия Бабакулова можно расценить как попытку раскачать мирный Кыргызстан и спровоцировать повторения 2010 года – считает политолог Айнура Арзыматова.
Казахстан: Дискуссия о советском наследии
В мае казахоязычные СМИ активно обращались к теме советского прошлого и его символического наследия в виде праздников и героев. В газете «Жас Алаш» появился материал, который предлагает совершенно иную трактовку 9 мая – дня, который в Казахстане, по-прежнему, отмечается как День Победы. В статье «9 мая – это не праздник, а день траура» известный казахстанский политолог Расул Жумалы приводит свои аргументы, почему Казахстану следует пересмотреть свое отношение к этой памятной дате. Автор считает, что «войну не казахи начинали, а Казахстан, как подчиненная страна, была вынуждена участвовать в ней». Приводится аналогия с Первой мировой войной, когда случилось восстание против решения царской власти отправить казахов на фронт. «…после того, как интеллигенция была уничтожена, а честь и достоинство растоптаны, казахи поддались пропаганде и стали считать Вторую мировую войну «своей». Другие причины, почему нужно относиться к этому дню как к трауру – «война происходила не на казахской земле» и «казахский народ в результате этой «победы» не выиграл, а, наоборот, пережил новые невзгоды».
Другой камень преткновения – это георгиевские ленты, которые для одной части населения являются привычным символом Дня победы, а для другой – элементом современной навязчивой российской пропаганды. В этой связи неоднозначную реакцию вызвало решение властей г. Шымкент удалить с памятника Славы в городском парке изображение георгиевской ленты и вместо нее нарисовать сине-желтый орнамент из флага Республики Казахстан. Интернет-издание qasym.kz публикует два противоположных мнения пользователей соцсетей по данному обстоятельству. Если одна сторона считает, что это является покушением на историю страны, то для другого лагеря это – показатель храбрости властей, которые решили отказаться от чужой идеологии.
В отличие от частных СМИ, официальные издания избегают «чувствительных» топиков касательно советского периода. Так, праздничный выпуск на 9 мая «Егемен Қазақстан» был посвящен 25-летию казахстанской армии. Материалов, рефлексирующих о советском прошлом, практически не было.
Однако, другая редакционная политика наблюдается в случае освещения другой памятной даты – 31 мая, которая отмечается в Казахстане как День памяти жертв политических репрессий и голодомора. В редакционной колонке «Егемен Қазақстан» пишется о череде трагических событий, из-за которых казахский народ чуть было не прекратил свое существование. Редактор газеты начинает отсчет с национально-освободительных восстаний в 1916 году, которые были жестоко подавлены царской администрацией. Следующей трагической страницей считается февральская революция, которая сначала подарила казахам надежду на получение независимости, но затем обернулась катастрофой: «Октябрьская революция для нашего народа стало началом тяжелых времен, которые продлились на многие года. Мирный народ стал жертвой войны между белыми и красными…». Далее упоминаются периоды насильственной коллективизации, голодомора и репрессий против национальной интеллигенции, память о которых, по мнению автора, должна существовать всегда.
Пожалуй, самым дискутируемым вопросом стало проведение марша «Бессмертный полк» – акция, которая получила в последние годы широкое распространение в странах постсоветского пространства. В Казахстане эта акция прошла в ряде городов, что вызвало бурную реакцию со стороны пользователей соцсетей. Из официальных лиц свое отношение к этому маршу выразил только министр информации и коммуникаций Д.Абаев, который сообщил, что лично поддерживает проведение данного мероприятия. Ответ министра было транслирован через центральное телевидение, затем перепечатан во многих масс-медиа (например, ult.kz): «Поддерживаю, так как этот марш является данью памяти предков, погибших и служивших в Великой Отечественной Войне».
Таджикистан: Все пытаются заработать на Исламе
Сын президента – укротитель цен?
Цены на продовольствие, традиционно повышающиеся в священном месяце Рамадан в Таджикистане, были в центре внимания таджикских газет. Каждый год власти пытаются противодействовать повышению цен на базарах. И этот год не был исключением – разве что, теперь сам новый мэр Душанбе Рустам Эмомали, сын таджикского лидера, решил побороться с повышением цен.
Еженедельник “Озодагон” в своем последнем майском номере от 31 мая большими буквами на первой полосе спросил: «Хватит ли сил у Рустама Эмомали одолеть повышение цен?» Раджаб Мирзо, известный таджикский аналитик и журналист, ответил: “Первые дни Рамадана показали, что новый мэр не достиг никаких результатов в регулировании цен, наоборот, цены повысились”. Раджаб Мирзо пишет, что новый мэр, в отличие от старого, не привлекает гражданское общество в решении общественных проблем. Он продолжает: все в Таджикистане знают, что у каждого продукта есть “свой хозяин, и только он имеет право импортировать этот продукт и никто больше. И только этот хозяин назначает цену”. Журналист пишет, что Рустам, который раньше руководил Таможенной службой и Агентством по борьбе с коррупцией, хорошо владеет ситуацией и знает специфику ценообразования в стране, и если он не решит проблему прямо на месте, то ничего не добьется.
“Фараж” в номере от 31 мая в продолжение темы пишет, что цены в Рамадан, как всегда, повысились “до небес”. Журналист приводит новые цены на продукты, согласно которым, на одном из главных продуктовых базаров столицы, базаре “Дехкан”, килограмм картофеля стоит до 5.5 сомони, килограмм лука стоит до 2.2 сомони, морковь до 3.2 сомони, помидор до 6 сомони, рис до 15 сомони, мясо коровы до 39 сомони, и т.д. Что же это за мусульманство, спрашивает газета?
Таджики не пьют …
Еженедельник “Озодагон” в номере от 24 мая опубликовал таблицу потребления алкоголя в СНГ, согласно которой Таджикистан является наименее пьющей страной, где на человека приходится меньше чем три литра алкоголя в год.
… и готовы воевать?
Тема религиозной радикализации не утихает в таджикских СМИ. “Фараж” опубликовала статью бывшего высокопоставленного представителя Объединенной Таджикской Оппозиции, бывшего кандидата в президенты от исламской оппозиции, и нынешнего члена Академии Наук Давлата Усмона о радикализации трудовых мигрантов. Господин Усмон выделяет два основных источника депрессии и психологического кризиса, ведущие к радикализации трудовых мигрантов из Центральной Азии. По его мнению, этими источниками являются ущемление прав и свобод трудовых мигрантов со стороны принимающей страны и социально-психологические проблемы, с которыми они сталкиваются в жизни. В то же время Давлат Усмон пишет, что нынешняя истерия с радикальными мигрантами является фейковой и создается какими-то кругами в России.
В другой статье того же номера два преподавателя университета в Таджикистане пишут о причинах, по которым дипломированные специалисты и студенты примыкают к радикальным группам. Неожиданно, учителя государственного ВУЗА в Таджикистане, ссылаясь на западных экспертов, пишут: «В странах Центральной Азии ограничивают религиозные свободы, и некоторые группы инакомыслящих преследуются в рамках борьбы с терроризмом и экстремизмом….. Кажется, что в ИГИЛе больше боевиков прибывает из стран, где религия ограничивается…».
Еженедельник «Таджикистан» в номере от 31 мая приводит историю пожилого таджикского музыканта, который поехал на заработки в Россию, чтобы помочь сыну-студенту в Таджикистане обучиться в университете. Журналист проследил жизненный путь героя своего материала от карьеры музыканта и хорошего отца в Таджикистане до трудового мигранта в России, от вступления в экстремистскую группировку до задержания и лишения свободы на восемь лет.
Туркменистан: Победоносная борьба с коррупцией
Отличительной чертой майского эфира национального телевидения являются репортажи о ветеранах ВОВ. Еще совсем недавно празднование Дня Победы 9 мая сводилось к возложению цветов, однако сегодня ветеранов не просто поздравляют по телевидению и у памятника “Вечный Огонь”, а призывают поддерживать и посещать их. Большое распространение получили репортажи о туркменах-участниках ВОВ и архивные фото, которые переполнили не только национальные СМИ, но и социальные сети. В итоге, праздник прошел очень патриотично.
Долой коррупцию во имя Родины!
На фоне празднования победы и поднятие национального патриотического духа Президент Бердымухаммедов объявил повсеместную борьбу с коррупцией. В прямом эфире телевидения, Президент объявил строгий выговор главе МВД и снял с должности генерального прокурора, а также освободил от занимаемых должностей девять сотрудников прокуратуры с возбуждением уголовного дела. Статья у всех одна – коррупция.
Факты выявления коррупционных схем обнаружили и в топливно-энергетическом комплексе. Какие последствия имело расследование – пока не сообщается. Однако, как сообщил председатель кабмина по нефтегазовому комплексу Максат Бабаев, «в ходе расследования, проведенного правоохранительными органами во всех предприятиях нефтегазового комплекса, обнаружены случаи взяточничества и коррупции среди сотрудников, занимающих руководящие посты. Лицам, запятнавшим себя такого рода уголовными преступлениями, нет места в туркменском обществе».
В результате коррупционного переполоха будут применяться более тщательные проверки в отношении кандидатов на должности государственных учреждений вне зависимости от уровня и важности. Президент подчеркнул, что школы и другие образовательные учреждения, включая академию госслужащих Туркменистана, должны внедрить такие предметы как этикет, верховенство закона и право. Президент поручил Меджлису Туркменистана подготовить программу по борьбе с коррупцией и призвал общественность присылать свои предложения к программе.
Газовый конфликт с Ираном
Как сообщает национальное издание Tasnim со ссылкой на управляющего директоры Национальной Газовой Компании Ирана (NIGC), Иран подготовил необходимые документы, и готовится к подаче иска в арбитражный суд. Иран намерен подать иск в отношении Туркменистана по трем пунктам: цены на газ, нанесение вреда в результате прекращения подачи газа в зимнее время, и объем газа, поставленного в Иран. Представители Ирана подчеркивают, что в случае достижения договоренности с Туркменгазом, они не станут подавать иск. Туркменская сторона не делает каких-либо заявлений, кроме того, что Иран не выполняет свои обязательства по оплате за поставленный газ, в результате чего было принято решение о прекращении поставок.