Выступление президента Кыргызстана Алмазбека Атамбаева 9 мая 2017 года в Бишкеке на митинге-реквиеме по случаю Дня победы в Великой отечественной войне вызвало большой резонанс в обществе и многочисленные обсуждения: что хотел сказать президент Атамбаев, каков его основной посыл, кому он предназначался и зачем?
Читателям предлагается небольшой анализ общественной реакции на выступление президента.
Трудно назвать речь президента Атамбаева слишком уж неожиданной. В Кыргызстане уже привыкли к своеобразной, часто эмоциональной манере публичных выступлений президента на разных торжествах или мероприятиях, освещаемых СМИ. Как правило, выступления Атамбаева, в которых он высказывает собственное понимание тех или иных вопросов, очень бурно обсуждаются. Широкий спектр оценок и мнений является, с одной стороны, подтверждением наличия плюрализма мнений в стране. С другой стороны – это свидетельство разделенности общества и, если так можно выразиться, недостатка общенационального консенсуса по важнейшим вопросам истории и духовной культуры Кыргызстана, перспективам развития государства, текущего состояния общества, наших отношений с соседями и странами дальнего зарубежья и др.
Итак, 9 мая текущего года в Кыргызстане каких-то особенных ожиданий от выступления президента на торжественном мероприятии по поводу 72-й годовщины победы в Великой отечественной войне не было. Однако в этот раз выступление президента получило гораздо больший резонанс в информационном пространстве не только внутри Кыргызстана, но и за его пределами, в частности в России. Почему?
Ксенофобия и мигрантофобия подстегивается некоторыми российскими политиками и общественными деятелями
Дело в том, что в своей речи на митинге-реквиеме в честь Дня победы в Бишкеке президент Атамбаев обрушился с жесткой критикой на конкретные российские личности, практически обвинив их в разжигании межнациональной вражды, в ксенофобии и истерии по поводу трудовых мигрантов из Кыргызстана. В своей речи президент отметил вклад кыргызстанцев в победу в ВОВ, героизм граждан Кыргызстана, воевавших на фронте и работавших в тылу, огромные потери, понесенные республикой в войне. В частности, он эмоционально сказал о том, что на войну было мобилизовано практически все взрослое мужское население республики, при этом треть ушедших на войну не вернулись домой. Президент подчеркнул, что в годы войны Кыргызстан принял сотни тысяч беженцев из России, Украины, Беларуси, а также депортированных граждан.
На этом фоне Атамбаев с большим сожалением отметил, что в нынешней России все чаще слышны голоса ксенофобов, которые пытаются разжечь вражду между Россией и Кыргызстаном.
Президент Атамбаев привел два примера, которые, по его мнению, свидетельствуют о том, что враждебное отношение в России к мигрантам из Кыргызстана намеренно подпитывается отдельными политическими и общественными деятелями. Он отметил интервью многолетней давности российского писателя Михаила Веллера агентству «Росбалт», в котором тот якобы оправдывал скинхедов, утверждая, что они неосознанно выполняют функции защиты российского государства. Вторым примером оказалось выступление депутата российской Госдумы Константина Затулина относительно мигрантов из Кыргызстана. По словам Алмазбека Атамбаева, российский депутат в эфире государственного телеканал «Россия-1» призвал ужесточить меры к мигрантам из Кыргызстана, «обосновав это тем, что, дескать, киргизы — чужаки, они не относятся к числу народов, исторически проживающих в России». Президент Кыргызстана заявил, что после недавно совершенного террористического акта в метро Санк-Петербурга, в результате которого погибло 16 человек, а главным подозреваемым оказался уроженец Кыргызстана, получивший уже российское гражданство, узбек по национальности Акбаржон Джалилов, отдельные политики и ряд СМИ буквально развернули истерию против мигрантов из Кыргызстана.
Президент Атамбаев высказался категорически относительно того, что терроризм не имеет национальности . «В семье не без урода. В любом народе есть подлецы и есть герои. Но нельзя по Гитлеру или Чикатило, по Брейвику или Ткачу судить о народе в целом» – отметил Алмазбек Атамбаев.
Кыргызы в России – не чужаки, Россия – историческая прародина кыргызов…
Отдельного внимания заслуживает та часть речи президента, в которой он пытается «доказать», что кыргызы в России не чужаки, поскольку Россия для них является исторической прародиной. Он утверждает, что исторически кыргызы проживали в Сибири, что Енисей, Алтай и Манас для каждого кыргыза неразрывно связаны. По мнению президента Атамбаева, кыргызы являются родственным народом для этносов, проживающих в Российской Федерации, в частности – для татар, башкир, хакасов и тувинцев. В «доказательство» президент Атамбаев предлагает свою интерпретацию происхождения таких слов как «Сибирь», «Байкал», «Енисей» от кыргызских слов «шибер» (место, богатое травой), «бай-көл» ( богатое озеро), «эне-сай» ( мать-река). По утверждению Атамбаева, многие великие граждане России имеют алтайские корни, о чем якобы свидетельствуют их фамилии. К числу таких «алтайцев» были причислены Карамзин, Аксаков, Тургенев, Есенин, Ушаков, Кутузов, а также современные деятели – Нарышкин, Шойгу, Кара-Мурза и другие. «Наш народ помнит свои корни и всегда будет рядом с братской Россией, в том числе и в трудные для нее дни, как это мы уже показали в годы Великой Отечественной войны»,- сказал Алмазбек Атамбаев. В продолжение темы, кыргызский президент высказывает свою убежденность в том, что сила и могущество России заключается в единстве всех населяющих ее народов, и в непримиримой борьбе против ксенофобии и расизма. При этом он приводит президента Владимира Путина в качестве примера, на который должны равняться другие российские политики.
Против ксенофобии, но с ксенофобией?
Безусловно, важно отметить и «третью» часть информационного посыла президента Атамбаева. Речь идет о том, что обвиняя Веллера и Затулина в разжигании межнациональной розни в России, подстегивании ксенофобских настроений, Алмазбек Атамбаев внезапно допускает выпад с намеком на национальность указанных личностей. Он в частности сказал: «…не Затулиным и Веллерам говорить о том, что киргизы чужды России. Скорее это их предки, судя по фамилиям, прибыли в Россию или из пустынь Палестины или из лесов Европы». Этот выпад против Веллера и Затулина в социальных сетях Кыргызстана подвергся сильной критике. Слова президента Атамбаева были восприняты как явное противоречие его основному посылу, направленному против ксенофобии и расизма. Пытаясь выступить против ксенофобии и дискриминации кыргызских мигрантов, в то же время Атамбаев сам опускается до явно ксенофобских высказываний, – полагают пользователи соцсетей.
Какую реакцию вызвало выступление президента в Кыргызстане?
Первыми прореагировали на высказывания президента в социальных сетях, в частности в кыргызском сегменте фейсбука и в комментариях к публикациям на различных информационных сайтах. Затем появились газетные статьи и интервью кыргызских политологов. Позиции и мнения разделились. Часть кыргызстанцев высказали свою поддержку президенту Атамбаеву относительно осуждения им ксенофобии в отношении мигрантов из Кыргызстана.
Так, комментируя материал по данной теме на сайте «Азаттык радио», некоторые читатели пишут:
«Терроризм не знает границ и национальностей. Под влияние вербовщиков может попасть кто угодно. Понимаю как обидно (это мягко говоря) должно быть президенту, что из-за безумного фанатика страдают граждане, да еще и высказываются такие неприятные слова».
«Россия нам друг и брат, но если они не будут давить, пресекать ксенофобов, националистов, сами скатятся до идеологии фашистов».
Ряд кыргызских политологов и экспертов также посчитали, что президент Атамбаев правильно поднял вопрос об отношении к мигрантам в России, и не только к кыргызам, но и ко всем выходцам из Центральной Азии. В частности, политолог Марс Сариев полагает, что в России работает целостная ксенофобская кампания и Атамбаев раскрыл позицию Кыргызстана в отношении проблемы терроризма и расизма. Следуя своей традиции, Марс Сариев исходит из конспирологических теорий, полагая, что «Есть специальные силы, создающие ненавистное настроение по отношению к мигрантам из Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана. Также предпринимаются попытки разрушить изнутри Россию подстреканием к радикальным действиям».
Другой эксперт, Алмазбек Акматалиев обращает внимание на то, что Кыргызстан является членом ЕАЭС и ожидания того, что положение кыргызских трудовых мигрантов в России улучшится со вступлением в ЕАЭС, не оправдались. В интервью «Марал Радио» он сказал следующее:
«Честно говоря, в ЕАЭС Кыргызстан ввела Россия. Когда вступали в это объединение, было сказано, что будут улучшены условия для мигрантов из Кыргызстана, уменьшатся бюрократические проволочки, они будут хорошо себя чувствовать в странах Таможенного союза, будут созданы отличные условия… Теракт в Санкт-Петербурге совершил гражданин России, выходец из Кыргызстана, узбек по национальности, но неправильно применять жесткие меры ко всем мигрантам».
Эксперт в сфере международных отношений Эдил Осмонбетов в беседе с «Tuz.kg» 12 мая отметил, что выступление кыргызского президента было смелым. «Он, как глава государства, должен защищать права своих граждан»,- считает эксперт. Осмонбетов также обращает внимание на то, что Кыргызстан и Россия входят в одно интеграционное объединение и что отношения между нашими странами должны строиться на доверии и взаимопонимании. Миграция, по мнению, эксперта, безусловно, имеет свои минусы, но содержит и плюсы, причем не только для Кыргызстана, но и России.
Еще один кыргызский политолог Эмиль Джураев обращает внимание на то, что тема миграции и ксенофобии щепетильна, но важно донести ее в правильном русле:
«Сейчас в политике, в политических коммуникациях каждое слово, каждая интонация значит многое. Часто правильный вопрос воспринимается неправильно из-за какой-нибудь мелочи»
В целом, важно обратить внимание, что эксперты, поддержавшие посыл президента против ксенофобии, дипломатично обошли стороной остальные высказывания президента.
О чем говорили критики президента?
Известный оппозиционный общественный и политический деятель Эдиль Байсалов поделился в соцсетях своим мнением относительно выступления президента 9 мая. Байсалов назвал речь президента скандалом. Его критика была направлена против взглядов Атамбаева на историю. Байсалов полагает, что настойчивое стремление президента убедить всех, что кыргызы – «свои» в России может привести к некорректной трактовке и вызвать обратный эффект. Он рассуждает следующим образом:
«Зачем же каждый раз выставлять из нас каких-то чужаков-пришельцев на своей собственной земле! Если мы свои на Алтае, то что же мы делаем тогда на Алатоо? Президент вообще задумывается о том, как его рассуждения отражаются в умах молодого поколения?! Тех же наших соседей, в конце концов?».
Но гораздо большую критику Байсалова вызывает другой пункт речи президента Атамбаева, в котором он намекает на нерусское происхождение Веллера и Затулина. По этому поводу он пишет:
«Атамбаев прямо намекает на еврейские корни Веллера?!
Он и депутата Госдумы – казака Затулина записал в евреи, но ведь тут додуматься просто надо, чтобы на празднике Победы над фашизмом, когда весь мир клянется “никогда больше!”, на площади Победы, рассуждая что -то про скинхедов, обратить внимание на происхождение своего оппонента из “пустынь Палестины”. Антисемитизм – позорен! Но антисемитизм 9 мая – это знак того, что мы вовсе никого не победили! Фашизм не побежден! Он живет и здравствует».[1]
Реакция в России
Довольно интересно то, что на выступление кыргызского президента прореагировали «герои» поневоле, то есть писатель Михаил Веллер и депутат российской Госдумы Константин Затулин.
На сайте «Rosbult.ru» 12 мая опубликован материал Михаила Веллера под названием «Я Атамбаеву не сакральная жертва дружбы народов!». В материале писатель пытается рассуждать о причинах такого выпада против него кыргызского президента. Во-первых, он обращает внимание на то, что интервью, на которое ссылается Атамбаев, состоялось 11 лет назад. В данном интервью, со слов Веллера, о киргизах речь вообще не шла, и про скинхедов он говорил как об опасной форме обострения инстинкта национального самосохранения. Он далее утверждает, что за прошедшие 11 лет ничего не говорил такого, что «можно было бы притянуть к данной теме хотя бы за уши». Относительно своей фамилии, Михаил Веллер сказал:
«По моему пониманию, Атамбаеву понадобились хотя бы два человека, которые по фамилиям кажутся не представителями титульной национальности, для того, чтобы сформировать у слушателей убеждение: наши два народа дружат, а вражду между нами сеют представители других народов — неких национальных меньшинств. Вот эта «технология» мне представляется категорически недопустимой».
Веллер назвал фразеологию, употребленную президентом Атамбаевым, фразеологией газеты «Правда» эпохи борьбы с «безродными космополитами» и «врачами-убийцами.
Ответил на выступление и обвинения в свой адрес и депутат российской Госдумы Константин Затулин. Депутат с сожалением отметил, что его слова были перевернуты, возможно, «подсказчиками президента», и попытка выдать приписанные ему слова как свидетельство неуважения представителей российского общества к кыргызскому народу и его участию в общей победе над врагом в Великой Отечественной войне, является ложью. Затулин обратил внимание на то, что телевизионная передача, на которую ссылается кыргызский президент состоялась 15 марта 2017 года, то есть до того как 3 апреля произошел взрыв в санкт-петербургском метро, в организации которого был обвинен уроженец Кыргызстана. То есть в истерии по поводу мигрантов из Кыргызстана, как полагает Затулин, он никак не мог участвовать. Далее, объясняя суть своих законодательных предложений, направленных на упрощение получения российского гражданства «носителями русского языка», Затулин подчеркнул, что многие киргизы могут претендовать на этот статус и, в последующем, на гражданство России. Относительно обвинений о том, что он назвал кыргызов «чужаками», Затулин отметил:
«Кличка «чужаки», а тем более призыв к «жестким мерам» в отношении каких-либо наших бывших советских сограждан начисто отсутствуют в моем лексиконе, в политической и научной практике. Откуда это взял господин президент?»
Весьма интересная реакция последовала от российского журналиста Олега Кашина. Его статью в российском издании «Репаблик» под названием «Атака, которую не заметит МИД. Почему киргизский президент хамит России?» перепечатали ряд кыргызских электронных изданий, в частности «Kloop.kg».
Кашин недоумевает, почему кыргызский президент заострил внимание на Джалилове, взорвавшим петербургское метро? Джалилов является гражданином России, и президенту Атамбаеву вовсе необязательно было брать на себя какую-то ответственность за него. Но он почему-то делает это, при этом фактически оправдывая Джалилова тем, что «возможно, именно ксенофобия и скинхеды как раз и подтолкнули его к экстремизму». Обобщая основные посылы президента Кыргызстана, Кашин пишет:
«Весь этот набор — «вы от нас произошли», «вы живете на исконных наших землях», «наши мальчики взрываются в вашем метро, потому что вы их до этого доводите» — все это действительно подходящий риторический арсенал для враждебно настроенного к нашей стране иностранца. Но Киргизия России не враг, она ей союзник и даже в каком-то смысле сателлит. Хамская риторика Атамбаева с учетом всего российско-киргизского союзничества звучит странно, но не будем делать вида, что она может как-то удивить российскую аудиторию — советская и постсоветская практика отношений Москвы с ее союзниками и сателлитами традиционно выглядит именно так, что еще неизвестно, кто здесь на самом деле старший брат…
Хамить России, раскланиваясь перед ее властями — это тоже норма. …
Атамбаев говорит с Россией ровно на том же языке, на котором с Россией привыкла говорить ее собственная власть, и это тот случай, когда голос иностранца позволяет хорошо расслышать то, что в нашей реальности давно стало привычным фоном».
Профессор Европейского университета Санкт-Петербурга, этнограф Сергей Абашин отметил, что в России к миграции разное отношение:
«Есть группы, которые заявляют, что миграция нам нужна, без миграции мы никуда не сдвинемся, ее нужно регулировать, конечно, ничего плохого в этом нет. В том числе, нет ничего плохого в миграции из Центральной Азии.
Есть группы интересов, которые думают, что миграция нам не нужна, что миграция – это опасно, что она несет разные проблемы, риски, в том числе терроризм, какие-то культурные привычки, что это раздражает народ и так далее».
Зачем это нужно президенту Кыргызстана?
Если внимательно просмотреть предыдущие публичные речи президента, особенно те, в которых он касается отношений между Кыргызстаном и Россией, несложно заметить, что некоторые идеи и информационные посылы президента российской и кыргызстанской публике повторяются. Вот и о ксенофобии он высказался не в первый раз. В прошлом году, его официальная речь на 9 мая также содержала резкую критику скинхедов. Отмечая о том, что в годы войны Кыргызстан принял сотник тысячи эвакуированных, а кыргызские семьи делились куском хлеба с беженцами из России, он напомнил братской России, что там голову поднимают современные фашисты – скинхеды. О кыргызских трудовых мигрантах президент буквально сказал следующее:
«После распада Советского Союза, из-за развала промышленности и агросектора, сотни тысяч кыргызов вынуждены работать в России. Они не просят, чтобы их даром кормили или дали бесплатно крышу над головой. Они вынуждены зарабатывать там деньги для себя и своих семей, внося при этом свой посильный вклад в экономику России. И они вправе ожидать со стороны россиян более уважительное отношение, хотя бы немного похожее на то, какое проявляли кыргызы к беженцам из России в трудные годы войны, – отметил президента».
В текстах официальных речей президента по случаю дня победы за предыдущие годы, которые иногда в отсутствие президента зачитывались его пресс-службой (например, в 2015 году) в более мягкой форме, но тоже достаточно последовательно присутствуют высказывания о важности сплоченности разных национальностей, о важности помнить уроки войны и хранить историческую память все народам, которые вместе защищали общую тогда родину.
Эти наблюдения позволяют говорить об определенной последовательности президента Атамбаева в его высказываниях по поводу места Кыргызстана в общей советской истории, в его попытках обратить внимание на негативное отношение к трудовым мигрантам из Кыргызстана в России.
Важно обратить внимание на то, что кыргызский президент часто делает эмоциональные заявления с «обидами» и на братский Казахстан. В Кыргызстане еще не забыт скандал об интервью, данном президентом Атамбаевым в этом году «Евроньюс» во время поездки в Европу. В этом интервью он сказал об экономической блокаде Кыргызстана со стороны Казахстана в 2010 году во время смены власти и межэтнической напряженности. В этом же контексте, возможно, следует рассматривать поощрение за активную гражданскую позицию от имени президента Атамбаева двух кыргызстанок, работающих в Москве, прокомментировавших высказывание казахстанского министра культуры. Как известно, 24 мая этого года министр культуры и спорта Казахстана Арыстанбек Мухамедиулы, рассуждая о творчестве писателя Чингиза Айтматова, высказал свои ощущения, когда он видит, как молодые девушки из Кыргызстана убирают общественные туалеты в Москве. Тогда, посчитав высказывания министра из Казахстана оскорбительными, кыргызский МИД направил ноту протеста Казахстану.
Каков эффект от всех этих демонстративных высказываний и действий Алмазбека Атамбаева, можно спорить. Существуют мнения в экспертной среде, что подобными эмоциональными выступлениями президент достигает обратного эффекта. В то же время, приходится признать, что у президента есть и довольно ощутимая поддержка простых граждан, считающих, что президент защищает свой народ, стремиться добиться уважительного отношения со стороны более могущественных соседей и союзников. В этом можно убедиться, анализируя комментарии пользователей интернет-сайтов и материалы в кыргызских СМИ.
Не первый раз кыргызский президент заявляет и об «алтайских фамилиях» в русской истории, о причастности кыргызов в какой-то мере к историческим процессам в России, о родственности кыргызов алтайским народам России и т.д. Подобные высказывания наталкиваются на серьёзную критику в экспертной среде внутри страны, так и за ее пределами как не выдерживающие критики и научно недоказанные. В вину президенту вменяется и недостаток политической корректности и дипломатичности, вредящие имиджу современного Кыргызстана. С другой стороны, не секрет, что есть и мнения некоторых известных политологов, считающих, что Атамбаев сделал очень многое для укрепления суверенитета Кыргызстана и отстаивания национальных интересов, пусть даже таким экстравагантным способом. К примеру, Валентин Богатырев считает, что вопреки бытующему мнению, политика Атамбаева на посту президента – это попытка вернуть Кыргызскую Республику в более суверенное состояние, чем оно было по итогам предшествующих лет. Он не так давно сказал:
«Если не гиперболизировать личностную, весьма неординарную картину поведения президента в контактах с внешнеполитическими партнерами, то придется констатировать, что в основе внешнеполитического балансирования лежит прагматизм и попытка максимально возможно реализовать национальные интересы в реальных условиях.
Эта тема очень большая и заслуживает обстоятельного и отдельного разговора. На поставленный выше вопрос, зачем это нужно президенту Атамбаеву, возможно, следует искать ответы и в русле дискуссий о незавершенном нациестроительстве в Кыргызстане и проблеме общественного восприятия проблемы национального достоинства.
Наряду со сказанным выше, есть и предположения, что, возможно, президент Алмазбек Атамбаев преследует свои собственные политические цели. Политолог Марс Сариев предположил, что упоминание о Джалилове и высказывание о том, что нельзя винить всех кыргызов или узбеков, возможно, есть попытка завоевать симпатии узбекского населения в контексте политического сезона 2017.
Есть в Кыргызстане и предположения аналогичные тем, которые допускает вышеуказанный российский журналист Кашин, считающий, что посредством таких «хамских» с его слов выпадов против России при одновременном реверансе в сторону высшего руководства страны, Атамбаев «выторговывает» какие-то преференции в обмен на лояльность Кыргызстана России.
[1] Стилистика автора строк сохранена.