Недавние акты насилия в России, связанные с предполагаемыми террористами из Центральной Азии, положили начало новым взаимоотношениям российских властей и российского общества с приезжими из республик Центральной Азии. В интервью CAAN Иззат Амон, известный таджикский правозащитник, проживающий в Москве и занимающийся проблемами трудовых мигрантов из Центральной Азии, комментирует последние события и размышляет о том, что они могут означать для мигрантов и принимающей страны.
Что Вы можете рассказать о задержаниях центральноазиатов в связи с обвинениями по терроризму?
Здесь в России незаконные задержания выходцев из Центральной Азии и ущемление их прав сотрудниками правоохранительных органов является обыденным делом, но после теракта в метро Санкт- Петербурга и заявления директора ФСБ Бортникова о том, что «трудовые мигранты начинают составлять основной костяк террористических групп в России»[1], ситуация еще более ухудшилась. Мигрантов на каждом шагу незаконно останавливают, проверяют и часто выдворяют. Если раньше недобросовестные сотрудники правоохранительных органов как-то боялись правозащитников, то теперь они почувствовали определенную поддержку и оправдание своим незаконным действиям. Все эти действия делаются ради пресловутой безопасности и защиты прав собственных граждан. К огромному сожалению, после трагических событий в метро Санкт-Петербурга, здесь в России тех, кто придерживаются мнения, что любая цель оправдывает средства, становится больше.
По неточным подсчетам, в России находятся около 20 миллионов трудовых мигрантов. Из них где-то 5 миллионов являются выходцами из центральноазиатских государств. Конечно, не все приехавшие в Россию трудовые мигранты из ЦА являются законопослушными гражданами и среди них есть те, кто примкнули к радикальным движениям, но это совсем малая часть. У нас в России привыкли обвинять во всех бедах других. После питерского теракта этими «другими» стали трудовые мигранты из Центральной Азии.
Если после других терактов ответственность на себя брали какие-то террористические группировки, то за этот взрыв в метро и гибель ни в чем неповинных людей никто не взял на себя ответственность. Примечательно, как сразу же без суда и следствия нашли «виноватых». Этими виноватыми стали случайно попавшие на камеру люди с бородой: выходец из Дагестана и русский парень, принявший ислам. Узнав о том, что их подозревают в теракте, они сами пришли в полицию и заявили о том, что никакого отношения к трагическим событиям не имеют. Позже нашли погибшего в метро выходца из Кыргызстана. Началась волна обысков и задержаний всех друзей и знакомых погибшего уроженца Кыргызстана, гражданина России Акбарджона Джалилова. Некоторые задержания показывали по ТВ. Они были настолько нелепыми, что даже обычный человек мог увидеть нестыковки. Поэтому в версию правоохранительных органов о том, что главными виновниками взрыва метро являются выходцы из Киргизии, мало кто верит.
Вы упомянули о задержаниях. По телевидению показали, как брата Джалилова задерживают в Москве. Тем не менее, его родители утверждают, что в это время он находился в больнице в Оше. Были ли какие-нибудь опровержения со стороны российских властей?
Нет, после якобы задержания брата Джалилова в Москве со стороны сотрудников служб безопасности и показа видеоролика по гостелевидению никаких заявлений со стороны уполномоченных органов не было. Люди скорее поверили словам родителей брата Джалилова и лечащему врачу, чем в постановочное задержание. Конечно, очень много неясностей в этой трагедии. Как могли сотрудники госбезопасности России беспрепятственно вывести человека из больницы и привезти в Россию – остается загадкой. Порой, мне кажется, что те, кто создают эти постановочные фильмы, забывают о том, что на дворе 21 век.
Что предпринимают власти этих республик для защиты своих граждан, если, как утверждают правозащитники, права приезжих из Центральной Азии сегодня массово нарушаются?
Знаете, мигранты из Центральной Азии давно уже не ждут помощи от своих государств. В России прекрасно знают и понимают, что мигранты из ЦА не защищены у себя дома, поэтому и позволяют себе без суда и следствия делать с ними чего захотят. Могу привести в пример историю малыша Умарали – вес мир тогда встал в защиту родителей, кроме властей Таджикистана.
Насколько все-таки ощутима радикализация мигрантов и какие основные причины стоят за ней?
Думаю, так называемая “радикализация мигрантов” ни что иное, как большой миф. Мигранты, как и другие члены любого общества, являются активными людьми и реагируют на социально-политические процессы, происходящие в мире в общем и в стране пребывания в частности. Имея внутри страны миллионы приезжих из разных стран мира, многие из которых работают на поднятие экономики, и рассчитывая на то, что эти люди ни на что не будут реагировать, конечно же, является ошибкой. Мигранты из ЦА в большинстве своем являются мусульманами. Происходящие процессы в исламском мире на них тоже влияют. Надо создать условия для их интеграции в странах пребывания, чего мы на сегодняшний день не замечаем в России. Они – мигранты, брошенные на произвол судьбы. В своих странах, откуда они приехали в Россию, никому не нужны. Они не нужны и в России. Думаю, комплекс социально-политических проблем влияет на мигрантов и их радикализируют. Поэтому моё мнение: в процессе радикализации мигрантов виноваты страны, чьими гражданами они являются.
Но Вы согласны с тем, что приезжие из Центральной Азии становятся более религиозными в России? И что многие из центральноазиатов выехали в Сирию именно из России?
Нет, я с этим мнением не согласен, что приезжие из ЦА в России становятся более религиозными. Знаю сотни мигрантов из ЦА, которые у себя на родине вели праведный образ жизни, читали намаз, придерживались религии, но оказавшись в России стали пить, гулять и совершать все, что им захочется. Все зависит от мировоззрения человека. Иногда что-то повлияет на человека и он становится злым и теряет контроль. Такое может происходить с человеком где угодно, не только в России. Таджикский полковник Гулмурод Халимов жил и работал в Таджикистане, но тем не менее что-то его побудило присоединиться к ИГИЛ.
Почему из России едут в Сирию? Да потому что удобно. К тому же, мигранты-радикалы в России зарабатывают деньги, после чего уезжают в Сирию. Я не согласен с мнением, что якобы они едут туда воевать за деньги. Ко мне приходят родители ребят, которые воюют в рядах ИГИЛ, и далеко не все бедные. Были случаи, когда молодые студенты престижных ВУЗов Москвы оставляли учебу и отправлялись воевать в Сирию.
К сожалению, жителей ЦА связывают с терактами не только в России, но и уже и в Европе, и в Турции. Комментарии?
Терроризм стал многогранен и многонационален. Для террориста теперь границ не существует. Обманутые молодые выходцы из ЦА большее время проводят в интернете. Просмотр террористических роликов влияет на этих людей. К сожалению, в большинстве своем, правительства стран ЦА сами виноваты в том, что их граждане оказываются в рядах ИГИЛ и других террористических групп. Нет программ по адаптации и воспитанию молодых. Они брошены на произвол судьбы. Коррупция и кумовство в странах ЦА растут с каждым днем. У молодёжи нет перспектив развития. Социальные лифты не работают. Ощущение того, что он никому не нужен, заставляет молодого человека доказать другим, что и он герой.
Что теперь будет? Больше депортаций или более пристрастное рассмотрение выдачи гражданства? Чем создание имиджа террориста закончится для мигрантов?
Да, конечно, государственный маховик уже заработал. Результат показа постановочного фильма и заявления директора ФСБ Бортникова – тысячи выдворенных из России без суда и следствия. То же самое касается выдачи и лишения гражданства. Тысячи людей были лишены гражданства без обоснований. Создание имиджа «мигранта-террориста» закончится всегда в пользу сторонников изоляции России и отсечения ее от своих, так называемых, стратегических партнёров. Как известно, всякое действие порождает противодействие. Не находя понимание ни у себя на родине, ни в странах пребывания, мигранты все больше радикализируются. Последствия этой ошибочной политики, что для стран ЦА, что для России, может обернуться в большую катастрофу.
[1] Первый зампред комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Франц Клинцевич заявил, что Россия может вернуться к обсуждению вопроса о визах для трудовых мигрантов из бывших республик СССР в целях предотвращения террористической угрозы. «Международные договоры не позволяют сегодня ввести визы. Мы разрушим очень серьезные связи. Но ситуация такова, что, так или иначе, мы можем вернуться к некому обсуждению данного вопроса, потому что Россия будет вынуждена защищать своих людей и территорию от этого зла», — отметил Ф.Клинцевич.
Фото: Leonrid – GFDL 1.2+, https://ru.wikipedia.org/w/index.php?curid=6879441