Вступление Казахстана в Евразийский экономический союз сопровождалось заметной активизацией в кругах казахских националистов, которые призывали к отказу от интеграции, считая ее угрозой независимости. В результате власти страны неоднократно заявляли о том, что Казахстан вступает в ЕАЭС при условии ограничения интеграции сферой экономики и оставляет за собой право выхода из союза в случае угрозы независимости страны. Вопрос членства в Евразийском экономическом союзе, таким образом, связан с вопросом национальной идентичности граждан Казахстана. Некоторые проводившиеся ранее исследования показывали, что среди этнических русских, проживающих в республике, чувство принадлежности к казахстанской нации развито значительно меньше, чем среди этнических казахов. На примере отношения представителей двух крупнейших этнических групп к перспективе глубокой, политической интеграции в ЕАЭС можно проследить разницу в развитии их национальной идентичности. В силу специфики северных областей страны, жители этого региона представляют особый интерес.
Проведенные в рамках данного исследования фокус-групповые дискуссии с жителями Павлодарской области показали, что отношение к глубокой интеграции в ЕАЭС сильно связано с фактором этнической принадлежности. Для этнических русских создание союзных наднациональных институтов власти (единого парламента, союзного правительства, армии) является желательным логическим продолжением начатой интеграции. Они склонны объяснять свою позицию необходимостью объединяться вокруг России перед лицом «общей» внешней угрозы. Казахи же относятся к такой перспективе с настороженностью, видя в ней угрозу достижениям периода независимости. А создание союза казахи объясняют устоявшимися экономическими и культурными связями между Казахстаном и Россией.
Тесная связь между отношением к интеграции и этнической принадлежностью указывает на актуальность вопроса развития национальной идентичности, ее вторичности по отношению к этнокультурной. Вступление в ЕАЭС вновь обнажило проблему развития национальной идентичности граждан Казахстана. Вопрос о том, может ли выбранная властями страны политика межэтнического согласия с лозунгом «единство в многообразии» способствовать истинной интеграции всех этнических групп в единую нацию, остается открытым. Население северных областей продолжает оставаться биполярным, подобно тому, каким было все казахстанское общество сразу после распада Советского Союза, когда «титульная» этническая группа не составляла большинство, а крупнейшее этническое меньшинство в одночасье оказалось под управлением Алма-Аты, а не Москвы.