С развитием культурного туризма в Узбекистане особенную важность приобретают музеи страны как выставки национального богатства, духовного и культурного наследия. Каково сегодняшнее состояние музеев в Узбекистане? Как их модернизировать? Как превратить в современные, открытые для всех «сокровищницы», беспристрастно демонстрирующие национальную динамику? Об этом в беседе с CAAN рассказывает Роберт Альмеев, директор НИЦ «Наследие Бухары», единственный доктор исторических наук, защитивший диссертацию на тему музееведения в Узбекистане.
Музеи: старые и новые
Система министерства культуры Узбекистана сегодня насчитывает 110 музеев, в них хранятся около 2 миллионов музейных предметов и экспонатов, возраст которых от 1 млн. лет до современности.
В настоящее время есть специальная государственная программа, которая направлена на совершенствование системы музеев на территории Узбекистана, строительство новых музеев, новой инфраструктуры, развития связей, научное изучение, поиск новых музейных предметов и экспонатов, увеличение вовлеченности молодежи .
Сегодня молодежь до 18 лет, школьники имеют право два раза в неделю посещать музеи бесплатно. Организовываются различные акции бесплатного посещения музеев, например, в начале учебного года, в Международный день музеев. Помимо этого, создаются виртуальные музеи в интернет-пространстве.
За годы независимости появились новые музеи и реорганизованы некоторые бывшие музеи, отражающие различные области человеческого знания и деятельности. Среди них: Государственный музей истории Узбекистана, Государственный музей Темуридов, Государственный музей искусств имени И.В. Савицкого в Нукусе, Государственный Термезский археологический музей, Навоийский областной историко- краеведческий музей, Джизакский исторический музей, музей истории Пайкенда, Мемориальный музей ал-Бухори в Самарканде, Мукуми в г. Коканде, Абдуруфа Фитрата, Файзулло Ходжаева, Бахоуддина Накшбанда в Бухаре. Создано большое количество тематических филиалов, стационарных выставок, отражающих деятельность древних предков, историю, искусство, культуру, государственность Узбекистана на протяжении нескольких тысячелетий. Работа по строительству новых музеев продолжается.
Примечательно, что во время пребывания в Бухарской области 10 марта 2017 г. президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев ознакомился с проектом строительства Государственного музея истории города Бухары. Этот музейный комплекс будет занимать площадь 1,2 га., предусматривается выделить на эти цели 68,3 миллиарда сумов. Музей будет оснащен самым современным оборудованием и инвентарем, оргтехникой, системой безопасности, по мировым стандартам.
Сбылась мечта жителей Узбекистана, особенно музейных работников и Бухары, зарубежных гостей, ведь вопрос строительства музея поднимался с 30-х годов ХХ в.
В Бухаре уже действует Бухарский государственный архитектурно-художественный музей-заповедник. Его история начинается с 1922г., когда был создан первый небольшой государственный музей, который располагался сначала в здании бывшего китайского банка, затем в других памятниках архитектуры. С 1947 года музей располагается в цитадели Арк — бывшей резиденции бухарских эмиров. В 1988 г. он обретает статус республиканского значения и подчинения и переименовывается в Бухарский государственный архитектурно-художественный музей-заповедник.
Музей имеет свой сайт: http://bukhara-museum.uz/
Этот многопрофильный музей состоит из 12 филиалов. В самостоятельных экспозициях (28), расположенных в 94 залах, отражены вехи истории Бухары и ее вклад в развитие общечеловеческой цивилизации. В музее-заповеднике хранятся 140 тысяч экспонатов, освещающих 7000-летнюю историю, материальную и духовную культуру Бухары. В музее регулярно издаются сборники научных трудов ученых Узбекистана и других стран, издаются книги, монографии, буклеты, красочные путеводители. Проводятся научно-практические конференции. 98% работающих научных сотрудников и экскурсоводов имеют высшее образование. Ежегодно этот музей посещают 500 000 отечественных и зарубежных посетителей.
Научная концепция « Очик Хазина» (« Открытая сокровищница»)
Статистические данные свидетельствуют, что обычно только 10-15% имеющихся музейных предметов вовлекаются в экспозиционную, исследовательскую деятельность. Остальные недоступны для посетителей и исследователей. Что с ними можно делать? Построить специальные хранилища (фондохранилища) в виде экспозиционных залов? Вряд ли посетители музеев будут стремиться туда, где их ждут бесконечно однообразные ряды полок и стеллажей с однотипными предметами и малопонятными научными этикетками. Но каждый посетитель, придя в музей, должен иметь право получить информацию о том, что находится в этих хранилищах. Такая информация может быть выдана в виде изображения на экране компьютера, распечатки информации автоматической поисковой системой, консультации музейного сотрудника в специальном помещении типа читального зала библиотеки.
Можно лишь удивляться тому, что в библиотеках, архивах, фильмотеке, фонотеке специалистам создаются комфортные условия с любыми первоисточниками, а в большинстве музеях этого нет.
Осмысление данной проблемы в логике построения новой «производственной» теоретической модели музея в условиях рыночной экономики послужило основанием для разработки особого проекта «Очик хазина» (Открытая сокровищница).
Мне представляется просторное помещение, оборудованное охранной сигнализацией и оснащенное многорежимными кондиционерами, компьютерами, копировальной техникой, оптической и измерительной аппаратурой, средствами телекоммуникации, с базами данных других музеев. Ближайшим аналогом «Очик хазины» в зарубежной музейной практике является «Эксплораториум», интерактивный научный музей в Сан-Франциско, шт. Калифорния, США, созданный еще в 70-годы. Принципиальные отличия нашего проекта заключаются в том, что интерактивный подход к показу музейных ценностей предлагается вводить не как единственно возможный, основной, как в Эксплораториуме , а как дополнение к иным способам удовлетворения познавательных и творческих потребностей музейных посетителей. «Очик хазина» мыслится как особая, наиболее активная форма приобщения к музейным богатствам Бухары.
Этот проект был задуман в 1991 г., но осуществление его началось в незначительных масштабах лишь в 2000 г. из-за объективных и субъективных причин – отсутствия средств, нехватки специалистов, специального помещения. С помощью гранта посольства США в Узбекистане и при поддержке Министерства культуры Республики Узбекистан было отремонтировано небольшое помещение, закуплено более 20 компьютеров и другой оргтехники, приглашены специалисты из ВУЗов Бухары. Так был создан первый в Узбекистане компьютерный центр в музее с необходимым штатом. За последующие годы были созданы и изданы цветной, на трех языках, каталог 500 раритетов Бухарского музея-заповедника, 5 томов всех музейных коллекций основного фонда, много другой литературы. Заканчиваются работы по созданию виртуального музея.
Историко-культурные ценности Узбекистана за рубежом
Многие европейские страны-победители в 19 веке, начиная с Франции Наполеона, во время колониальных и других войн, создавали комиссии, приглашали специалистов для отбора культурных ценностей и вывоза их из завоеванных стран, территорий. Это имело место в Греции, Египте, Средней Азии, в том числе Узбекистане. Разграбление и уничтожение культурных ценностей продолжается и в наши дни, где идут войны: Ливия, Ирак, Сирия и др. Кроме этого, культурные ценности свободно покупались и продавались, их часто дарили от лица правителей. Есть еще один казуистический, отвратительный способ незаконного вывоза культурных ценностей – контрабанда.
Понятно, что сегодня решить вопрос возвращения культурных ценностей, вывезенных в период колониальных войн, очень сложно. Доходит до абсурда, когда одни чуть ли не кричат: «верните наши культурные ценности, вы ведь вывезли их в результате военных действий», а «победители», иногда снобы-«зазнайки» из числа известных музейных работников, отвечают: «никогда не отдадим, а попробуйте вернуть их таким же способом». Понятно, что после войн прошло столько времени и сегодняшние музейщики не готовы отдать «добро».
О вывозе культурных ценностей с территории Хивинского, Бухарского, Кокандского ханств в конце 19 – начала 20 веков в Россию написано много статей, даже есть книги, где описано, когда, где, что именно из культурных ценностей было вывезено, и где сейчас они находятся. Как-то у руководства одной страны спросили: «сколько будет стоить нам вернуть хранящийся у вас меч известного полководца»? Им ответили: «годовой бюджет вашей страны». Больше этот вопрос не поднимался.
Сегодня ставить вопрос о немедленном возвращении культурных ценностей некорректно, хотя этот вопрос всегда волнует общество. В настоящее время произведения искусств из Узбекистана хранятся и экспонируются во многих музеях мира, попавших туда в разное время как законно, так и нет. Так что, от всех требовать немедленного возврата? Думаю, это путь в никуда. Не совсем правильно. Для этого надо добиться обоюдного согласия, спросить мнения международных экспертов, изучить нормы международного права. Что же делать? А давайте вначале создадим Проект по составлению каталога произведений искусств, культурных ценностей, которые были изготовлены в Узбекистане? Попробуем сделать виртуальный музей, назвать его «Всемирный музей волшебства искусств Узбекистана» и разметить его в интернете, чтобы все могли увидеть шедевры нашей страны, изготовленные народными мастерами и художниками. Как профессиональный музейный работник, готов участвовать в этом проекте и в составлении его научной концепции.
Модернизация музеев, частные музеи
Как можно модернизировать музейное дело? В первую очередь, важно откровенно показывать в экспозициях, выставках музеев все плюсы и минусы истории страны, регионов. Необходимо попытаться избавиться от идеологических клише, искажений, перекосов.
Конечно, необходимо внедрение современных, в том числе информационных технологий. Сегодня ведется большая работа по созданию Государственного национального фонда. Скоро появятся 10 ведущих виртуальных музеев страны в интернете. Почти все музеи имеют свои сайты.
Другим инновационным походом может служить взаимосвязь музеев и мастеров. Нужно развивать творческую деятельность мастеров декоративно-прикладного искусства, художников, реставраторов, работающих по индивидуальным заказам. Их деятельность лежит в сфере интересов музеев или имеет поисковый характер, музеи стараются выступать в качестве патронирующей организации, выделяя для них помещения, представляя возможность ближе ознакомиться с коллекциями по профилю их деятельности, оказать содействие и методическую помощь в их профессиональной деятельности. Единственное условие – открытый для посетителей характер деятельности.
Экспозиция дома богатого купца Ф.Ходжаева
Что касается частных музеев, то в Законе Республики Узбекистан от 2008 г. «О музеях» упоминаются вопросы создания частных музеев. Но по различным причинам (отсутствие помещений, затраты на охрану, бюрократические препоны) многие частные коллекционеры, имеющие соответствующие условия, не делают этого. Часто, учитывая уникальность коллекций, их приглашают на выставки.
Для создания частных музеев пока нет четких подзаконных актов, как их определять и создавать. Для частных музеев надо создать сегодня режим наибольшего благоприятствования и соответствующие министерства должны помогать им, как они помогают предпринимателям и фермерам.
Что нужно делать?
По данным Всемирной туристской организации UNWNTO (ЮНВТО) культурный туризм растет беспрецедентными темпами и составляет сегодня примерно 40% от объема мирового туризма. А ведь Узбекистан – это государство-музей. Один из центров человеческой цивилизации. У нас все древние города, многие архитектурные памятники включены в списки Всемирного наследия.
Музеями Самарканда, Бухары, Хивы, Нукуса многое сделано для привлечения зарубежных и отечественных туристов. Но чтобы соответствовать мировым стандартам, предстоит еще большая работа.
Первое – рассмотреть научную реставрацию дворцов правителей, памятников архитектуры, где расположены музеи, не только снаружи, но и во внутреннем интерьере.
Второе – для всех музеев, расположенных на основном туристическом маршруте, для музейных экспозиций заказывать индивидуальные витрины, техническое, информационное оборудование.
Третье – разработать с соответствующими научными академическими институтами научные концепции, тематико-экспозиционные планы всех музейных экспозиций, в которых должны быть освещены все стороны истории и возникновения узбекской государственности.
Четвертое – при создании экспозиций подлинные трехмерные предметы и экспонаты должны быть взяты за основу.
Пятое – продумать, без торопливости решить вопрос передачи в регионы тех музейных экспонатов, которые по различным причинам были переданы ранее в головные музеи страны и не только, и имеющие уникальное значение и не выставлявшиеся в экспозиции, т.е. хранящиеся в запасниках. Проводить систематическую учебу научных сотрудников и экскурсоводов с привлечением известных ученых.
Кроме того, мне представляется, что необходимы и другие меры:
Создать специальную комиссию по музеям будущего, определению их четкой миссии, хотя бы на 10 лет, проанализировать сеть музеев, их профили, разработать научную концепцию музеев Узбекистана с привлечением международных специалистов.
Внести соответствующие изменения в Закон Республики Узбекистан «О музеях», постановления Кабинета министров по этому вопросу. Прошло 9 лет после его принятия и некоторые статьи нуждаются в доработке, например, о частных музеях, о создании национального музейного фонда.
Усовершенствовать и создать четкую систему управления музеями, используя существующие и принятые международные нормы с тем, чтобы она отвечала требованиям будущего.
Почти все областные музеи нуждаются в здании или дополнительных помещениях для хранения музейных предметов и экспонатов. Рассмотреть вопрос строительства новых фондохранилищ, с соответствующей охраной, нормами температурно-влажностного режима.
Создать при Музее истории Узбекистана или Академии наук Музейный отдел или лабораторию (мозговой центр), чтобы там занимались развитием и рекомендациями по вопросам музееведения и памятниковедения.
Составить научную концепцию музеефикации памятников археологии, архитектуры, природы, как объектов изучения, так и для привлечения дополнительного потока туристов.
При проектировании и строительстве новых зданий музеев, а это целые ансамбли, осуществляющие многоцелевые функции, следует учитывать их оснащение с учетом международных стандартов по все параметрам. Это включает сопутствующую инфраструктуру: стоянки для автомашин, концертные залы, компьютерно-игровые залы для детей, учебные и лекционные залы, кафе или рестораны, помещения для ремесленников, художников, магазины по продаже сувениров с музейной символикой.
Требуется усилить научно-просветительскую деятельность музея, составить специальную программу по обслуживанию посетителей. Наладить постоянные связи с детскими садами, со школами, вузами, лицеями, колледжами, общественными организациями.
Роберт Альмеев с1985 г. по 2011 г. работал генеральным директором Бухарского государственного архитектурно-художественного музея-заповедника. В настоящее время возглавляет научно-исследовательский центр «Наследие Бухары» (по статусу ННО). Автор многих научных концепций, которые успешно осуществлены. Среди них: Развитие ремесел Бухары: «Умрбокий мерос» («Вечно живое наследие»), Компьютеризация музеев «Очик хазина» (« Открытая сокровищница»), «Музеефикация архитектурных памятников Бухары». Автор 10 книг, 20 брошюр, 250 научных, научно-популярных статей. Стажировался в Смитсонианском Институте (Вашингтон), Американском университете. Награжден бронзовой медалью ЮНЕСКО, серебряной медалью Академии наук художеств Республики Узбекистан. Кавалер ордена «Дустлик» («Дружба» ) и др.
Photo: Flickr, Jean-Pierre Dalbéra, Le musée des arts décoratifs (Tachkent, Ouzbékistan)