«Четыре волны» кинематографа, скандалы, коррупция, «французский поцелуй» Рашида Нугманова, итоги кинофестиваля «Евразия», Адамбаев VS Бекмамбетов, и как я стал продюсером
«Четыре волны»: от времён военного коммунизма до капитализма
Пока я писал этот материал, пришла мысль о том, что про само наше кино можно снять сериал типа латиноамериканского «мыла», потому что тут есть все: интриги, конфликты, скандалы, харассмент, положительные герои, авантюристы, чиновники большого ранга, элементы хоррора, трагикомедии, фигурируют большие деньги, а главное есть история, особенная, ни на что не похожая, которая еще не завершена. Впрочем, судите сами.
В 2007 году генеральный директор студии «Казахфильм» подарил мне книгу (тираж в 1000 экземпляров) «Кино Казахстана», да еще с дарственной надписью, раритет по нынешним временам. Это была Анара Кашаганова, которую через некоторое время с поста убрали, потом убрали еще кого-то, которого назначили вместо неё, а потом пришел другой, которого тоже потом заменили… Интриги, подковерная и открытая борьба за власть над киностудией «Казахфильм» велись постоянно, потому что именно эта студия могла дать деньги на фильм, а могла и нет, «Казахфильм» был единственным государственным механизмом по финансированию кино в республике! Монополия полная…или почти полная. (Хотя сейчас ситуация меняется, уже есть независимые студии, которые, наверное, скоро буду делать погоду в нашем кино). А книга состоит из нескольких частей: каталог неигровых фильмов, игровых, раздел статистки по анимационным фильмам, четвертая часть – факты, цифры, документы, и пятая – это примечания и комментарии. Первый неигровой фильм «Пятилетие Казахстана» был снят в 1925 году, а соответственно игровой был снят в том же году под названием «Мятеж» правда, оба, на ленинградской кинофабрике «Совкино». А в 1930 году в Алма-Ата создается Казахское отделение Всероссийского треста «Востоккино», которое стало заниматься выпуском киножурнала «Последние известия», через несколько лет появляется уже Казгоскино, в 1938 года Управление по делам при Совнаркоме Каз.ССР, и уже в 1939-ом на киностудии Ленфильм, как написано в книге: «…снят первенец казахстанского художественного кино-фильм «Амангельды», где образ народного героя Амангельды создал Е.Умурзаков». Все эти цифры я не поленился выписать, чтобы показать, что казахстанское кино находится совсем даже не в юном возрасте!
Соответственно, казахстанский киновед и кинокритик Гульнар Абикеева (в сентябре текущего года доктору искусствоведения, киноведу Гульнаре Абикеевой французским правительством было присвоено звание Кавалера Ордена Искусств и Литературы! Поздравляем!) в одной из своих лекций о казахстанском кино разделила наш кинематограф на, так называемые, «четыре волны», высшая точка в развитии и силе искусства которых приходится на тридцати- и – сорокалетний возраст режиссеров.
Казахстанское кино уникально тем, что в нем одновременно работают четыре поколения, четыре абсолютно разных по своим задачам направления режиссеров. По ее мнению, «первая волна» – «старшее поколение» — это поколение режиссеров, которое начинало свою деятельность при СССР. Их задачей было показать глобальные проблемы, такие как коллективизация, джут, национальное самосознание казахского народа, как в фильме фильма «Атажурт», в котором поднимается проблема объединения и дружбы народов, живущих на территории Казахстана.
«Вторая волна» – это девяностые годы, так называемая, казахстанская «новая волна», которую она считает «истинным артхаусом высшей пробы». Именно произведения «новой волны» прославили Казахстан на мировом уровне и были признаны на таких кинофестивалях, как Каннский, Берлинский, Токийский и т. д. С начала девяностых годов, с появлением „новой волны“ о Казахстане заговорили как о стране, производящей элитарное артхаусное кино, считает она. Однако со времен, многие из тех режиссеров, следуя тенденциям времени, стали снимать так называемые «гламурные фильмы» и она считает, что эти фильмы «далеки от отображения социальной ситуации и социальных проблем.
Объясняя особенности «третьей волны» (Гульнар Абикеева сделала акцент на знаменитой российско-казахстанской комедии «Ирония любви»), кинокритик пишет, что режиссерам, которые начали свою работу в начале 2000-х, характерно погружение в российское культурное пространство. «Это нормально, мы все живем в этом пространстве, поэтому нет ничего удивительного, что и режиссеры стремятся делать фильмы по образцу российского кино». Вместе с тем, по словам Гульнар, эти режиссеры демонстрируют и профессионализм международного уровня, например, совместный с «Казахфильмом» фильм Акана Сатаева «Ликвидатор» производит впечатление «безукоризненностью режиссуры и выверенностью каждого кадра».
И наконец, «четвертая волна казахстанского кино» это «дети Независимости». Гульнар Абикеева отмечает смелость, нестандартность и яркость мышления, режиссеров, которые видны уже на мировом уровне. «Дети Независимости»- это поколение эстетов.
Скандалы, коррупция и премия «Тулпар»
А теперь уже о днях нынешних. Очень даже интригующе закончился XII Евразийский международный кинофестиваль (об итогах кинофестиваля я обязательно расскажу), неожиданно во время выступления на церемонии закрытия режиссер Адильхан Ержанов со сцены обвинил “Казахфильм” в коррупционных схемах. Правда, в последующем режиссёр и “Казахфильм” вроде бы нашли общий язык, и уладили конфликт. К слову сказать, не только «Казахфильм» обвиняли в коррупции. До этого случая были скандалы, связанные с именем министра культуры Арыстанбека Мухамедулы, которого тоже обвиняли в нечистоплотности. Например, обвинения в адрес министра прозвучали из уст народного артиста Казахстана Тунгышбая Жаманкулова. После этого министр решил восстановить справедливость и подал в суд на кинематографиста. Но как стало известно позже, он всё же попросил суд оставить иск без рассмотрения. Затем уже продюсер фильма “Феникс” заявил, что Арыстанбек Мухамедиулы через доверенных лиц требовал со съёмочной группы 150 тысяч долларов за финансирование проекта. За неимением средств, по словам актёра, денег Мухамедиулы они так и не передали. Вообще, наш министр уже успел засветиться в разных скандалах, и даже в дипломатическом, обидев братьев-кыргызов одним замечанием по поводу кыргызских девушек, которые работают гастребайтерами. И вот пока я пишу эту статью, против него выдвинули обвинения в харассменте сразу несколько женщин. Комментов у меня нет.
Пришлось делать акценты на этих скандалах, только потому, чтобы показать на каком ярком фоне с полукриминальным оттенком в кино Казахстана происходят очень даже важные перемены. Например, была учреждена Национальная премия в области кинематографии «Тулпар». Премия является профессиональной наградой, присуждаемой за выдающиеся достижения в области кинематографии и за исключительный профессиональный вклад в развитие отечественного кино. Премия будет вручаться ежегодно по итогам тайного голосования членов академии по следующим номинациям: “Лучший игровой фильм”, “Лучшая режиссерская работа”, “Лучший сценарий”, “Лучшая мужская роль”, “Лучшая женская роль”, “Лучшая операторская работа”, “Лучшая работа художника-постановщика”, “Лучшая музыка к фильму”, “Лучший центрально-азиатский фильм”. Кроме того, будет вручаться премия “За выдающийся вклад в казахстанский кинематограф”. Особенностью премии “Тулпар” является то, что конкурсные работы оценивают не жюри, а все члены академии – высокопрофессиональные специалисты своего дела. Киноакадемия является некоммерческой, неправительственной организацией, была учреждена в феврале 2016 года с целью поддержки и развития киноискусства в Казахстане. В академию входят 104 казахстанских и зарубежных деятелей кино. Прямо американский «Оскар», да и только! И вот уже первую премию “Тулпар” разделили несколько картин. Фаворитом академиков стал фильм “Кунанбай”(трейлер фильма), а президентом академии кинорежиссер Рашид Нугманов…
Рашид Нугманов: «Французкий поцелуй»
К тому же Рашид Нугманов – еще и председатель кинофестиваля «Евразия», которым является уже второй год. Известный по киноленте «Игла» (трейлер фильма), он, после знаменитого на весь СНГ фильма с Виктром Цоем в главной роли, уехал во Францию и жил там много лет, даже был в оппозиции к нынешнему режиму. И теперь вернулся (один из редких примеров, когда бывшие соотечественники, ценные специалисты, возвращаются на Родину!), и сразу включился в работу, и пусть времени прошло совсем немного, чувствуется, что господин Нугманов подходит к делу со всей серьезностью. Именно с его приходом в 2015 году “Евразия” обновила свой формат. Организаторы провели ребрендинг, сменили локацию, логотип и формат. Новый кинофестиваль теперь более ориентирован на поддержку кинематографа Казахстана и Центральной Азии.
Мало того, Рашид Нугманов хочет внедрить в систему нашего кино французский опыт. Он считает, что принципы поддержки кино во Франции приемлемы и для Казахстана. Таким образом, в Министерстве культуры и спорта РК сформирована рабочая группа по разработке новой концепции развития кинематографа в нашей стране до 2050 года. Господин Нугманов сам входит в эту группу от Национальной киноакадемии. Французский опыт, как он утверждает, является лучшим примером, соответственно, предлагается его использовать, потому что французская модель государственной поддержки – одна из сильнейших в мире и элементы этой модели было бы полезно внедрить в нашей стране. Французы в свою очередь готовы оказать экспертную поддержку Казахстану. И вообще, как утверждает Рашид Нугманов, там под эгидой Министерства культуры возник центр кинематографии, который и привёл к тому, что сегодня во Франции кино процветает. Отечественные фильмы смотрят миллионы, они престижны и прибыльны. Французам удалось создать самодостаточную систему, когда все налоговые поступления с показа фильмов в кинотеатрах, на телевидении и из других источников аккумулируются в данном центре, который затем реинвестирует их в национальное кино на открытой конкурсной основе.
А это уже совсем интересно, потому что «Казахфильм» был всегда (наверное, если не считать времена СССР) закрытой, непрозрачной структурой, где деньги, выделенные государством, распределялись непонятным образом, где, по слухам, существовала система «откатов», отсюда все скандалы и частая смена руководства студии (с описания которой я как раз начал эту статью). Итак, очень важным моментом в этом процессе названа открытость и беспристрастность распределения средств на проекты. Например, как во Франции, где два раза в год Национальный центр кинематографии проводит конкурсы. Любой человек может проверить, какие проекты были поданы на конкурс, какие решения по ним были приняты. Это не какие-то кулуарные запуски фильмов по неясным мотивам. Создание такого центра, жизненно важно для Казахстана. Его основу должен составлять независимый экспертный совет, который регулярно ротируется из числа заслуживших доверие кинематографистов и деятелей культуры. Это было бы большим шагом вперёд для Казахстана.
Далее вот еще некоторые тезисы: другая важная задача такого центра – это законодательные инициативы, которые помогли бы принять новый закон о кино, в том числе, направленный на привлечение частных инвестиций в кинематограф, чтобы люди, у которых есть средства, пусть даже небольшие, могли вкладывать их в кинопроекты с реальными перспективами их возврата. В Казахстане можно и нужно снимать недорогие картины, считает Рашид Нугманов, ведь рынок у нас ограниченный и в то же время достаточный для того, чтобы окупались фильмы с разумным бюджетом. Когда будет создана такая система, отчисления с показа фильмов начнут поступать в этот центр. В стране с рыночной экономикой бремя финансирования кинематографа не может висеть исключительно на плечах государства. Кинематографу, чтобы сохраниться, необходимо развивать институт независимого продюсирования, искать и поддерживать талантливых режиссёров, и не только лабораторное кино, но и кино для широкой казахстанской аудитории. Между тем уже и Тимур Бекмамбетов (наш режиссер с мировым именем, который теперь россиянин и обитатель Голливуда) положительно отнесся к концепции развития казахстанского кино. Хотелось бы пожелать Рашиду и всему нашему кинематографу успехов во всех этих начинаниях, хочется верить, что наше кино вступит в новый век без откатов, скандалов и коррупционных схем. Тогда и придет, наверное, время уже «пятой волны». Кстати, к тому же мнению склоняется и кинокритик Гульнара Абикеева, что уже пришло время этой самой «пятой волны», новых режиссеров и нового кино.
Добавлю, что я встречался с Рашидом Нугмановым перед тем, как он приступил к новой работе пару лет назад. Мы провели за беседой целый вечер, на летней площадке культового когда- то, но теперь уже забытого городского кафе, в компании еще одного известного кинодеятеля. Рашид много рассказывал о кино, в том числе о планах на «Евразию», и тогда его мечтой было привезти на кинофестиваль самого Квентина Тарантино, его любимого режиссера. Но пока она не осуществилась…
Итоги кинофестиваля «Евразия», который пошел в народ
А теперь хотелось бы снова вернуться к кинофестивалю Евразия, главного киношного события этой осени. Председателем жюри был известный российский режиссер Валерий Тодоровский. Кроме него среди членов жюри были китайский режиссер Нин Ин, Актан Арым Кубат, Реза Миркарими, Досхан Жолжаксынов и Гримур Хаконарсон. И в этом году, помимо питчинга (Питчинг – от англ. «pitch» — выставлять на продажу, презентация кинопроекта с целью нахождения инвесторов, готовых его финансировать) проектов для молодых режиссёров, прошёл важный круглый стол, посвящённый проблемам социально значимого кино (речь здесь о фильмах про людей с особыми потребностями). Прошла серия мастер-классов от мэтров: режиссёров Валерия Тодоровского и Актана Арыма Кубата, самого знаменитого каскадёра в Казахстане – Жайдарбека Кунгужинова, а также Эрве Шнайда – режиссёра монтажа, в чьей фильмографии все ленты Жан-Пьера Жёне (в том числе и знаменитая “Амели”) и картина Ларса фон Триера “Европа”. Мало того, впервые кинофестиваль “Евразия” можно сказать, пошел в народ, фильмы шли бесплатно, но в залах больше половина мест было свободно. Аншлаг наблюдался только на показе двух картин: драмы “Дорога к матери” Акана Сатаева (трейлер фильма) и долгожданной картины от Рустема Абдрашова.
XII Международный кинофестиваль «Евразия» завершился красочной церемоний закрытия во Дворце Республики. Главную награду кинофестиваля — Гран-при — завоевала картина House of Others («Чужой дом») режиссера Русуданы Глурджидзе (Грузия-Россия). В номинации «Лучшая режиссерская работа» приз получил Адильхан Ержанова за фильм «Чума в ауле Каратас» (трейлер фильма). Награду за лучшую мужскую роль вручили Народному артисту Юрию Померанцеву за роль в фильме «Раз в неделю» режиссера Игоря Пискунова. Приз в аналогичной женской номинации получила французская актриса Эмануэль Деворс Фермока. В специальной номинации от жюри статуэтку завоевал филиппинский режиссер Луи Игнасио с фильмом «Area» («На районе»).
На «Евразии» наравне с международным жюри работало жюри кинокритиков — ФИПРЕССИ и НЕТПАК. Приз от жюри ФИПРЕССИ получила картина режиссера Эмира Байгазина «Раненый ангел» (трейлер фильма). От жюри НЕТПАК награда «Лучший центрально-азиатский фильм» досталась ленте «Дом других» режиссера Русуданы Глурджидзе.
Помимо конкурса полнометражных фильмов впервые прошел международный конкурс короткометражных работ. Награду получил студент академии имени Жургенова Дархан Тулегенов за свою картину «Луч утренней зари».
Итак, в рамках кинофестиваля было показано более 110 работ со всего мира, включая программу фильмов из Казахстана и Центральной Азии под брендом «Созвездие Шакена». Мероприятия фестиваля были разделены на три части: «Любовь к городу», в рамках которой были организованы кинопоказы в общественных местах; «Любовь к кино» — основная конкурсная и внеконкурсная программа; и «Любовь к профессии» — серия мастер-классов, пресс-конференций, круглых столов, профессиональных встреч представителей индустрии. Например, в рамках серии мероприятий бизнес-площадки EURASIA SPOTLIGHT прошел круглый стол на тему «Социально значимое кино в Казахстане сегодня». Одним словом, в отличие от заглохшего было пару лет назад нашего кинофеста «Евразия», движение есть, кажется, оно набирает силу.
Адамбаев VS Бекмамбетов
И снова возвратимся к Тимуру Бекмамбетову, который предложил сделать отечественное кино более популярным, снизив цены на билеты либо введя особые абонементы. Он мотивировал это тем, что ситуация в России, и ситуация в Казахстане с продвижением фильмов на большие экраны практически мало отличается, он так же справедливо отметил, что местным кинопроизводителям сложно соперничать с американскими киностудиями. «Инвестиции несоизмеримые, а люди ходят покупать один и тот же продукт – фактически. Но в наше кино вложено на два порядка меньше средств и ситуация абсолютно неравная. Поэтому наши кинематографисты заведомо проигрывают, так как зритель выбирает лучшего качества, дороже продукт за ту же самую цену»,— вот что сказал Тимур Бекмамбетов на одной из своих пресс- конференций. Иначе говоря, цена на билеты, по словам Бекмамбетова, должна быть адекватной вложенным инвестициям. Далее он заявил, что если бы цена билета на казахский фильм была доступной для зрителей, то в кинотеатрах мы бы увидели совсем другую аудиторию. А средняя цена в 920 тенге (это примерно около 3 долларов США) за сеанс остается высокой для рядовой казахстанской семьи. А значит, считает режиссер, в кино ходит маленькое количество людей с очень определенным вкусом, они диктуют кинематографу, какое должно быть кино…
А вот некоторые наши кинематографисты вступили категорически против предложения мэтра. Например, режиссер и продюсер Нуртас Адамбаев (трейлер его фильма «Тараз»), картины которого идут в прокате вполне успешно, считает, что казахстанцы готовы платить за свой местный хороший и качественный фильм, что наши зрители с удовольствием смотрят отечественное кино и что все уже давно наелись западными и российскими лентами. Вместо того, чтобы уменьшать цены на билеты на местное кино, может, стоит постараться сделать что-то реальное, чтобы отечественное кино пользовалось не меньшим спросом? Тратить бюджетные деньги с умом и снимать интересные фильмы, или оказывать поддержку частным студиям, которым и так приходится нелегко, считает он. Далее казахстанский режиссер раскритиковал предложения по абонементам, которые напомнили ему талоны на продукты питания в тяжелые времена. И вообще удешевить билеты на отечественные фильмы – это равносильно унижению нашего кино, и пусть лучше Тимур Бекмамбетов предлагает все это в России, так как он не работал в местном кино, заявил Нуртас Адамбаев. В общем ситуация с полемикой почти библейская: Давид против Голиафа! Известно правда, чем все это завершилось, но в нашем случае концовка остается открытой. А я попросил уже упомянутую выше Гульнар Абикееву прокомментировать эту ситуацию, и по ее мнению, нужно вообще снижать цены на билеты, вне зависимости от страны производства!
Как я был продюсером
У меня есть собственный опыт съемок и продюсирования кино. Я сделал две документальные ленты – «Алма-Ата неформальная», одну по мотивам собственной книги, которая достаточно известна среди алма-атинцев, а так же так называемый «роукментари»: «Алма-Ата-город джаз, город блюз, город рок&ролл». В этих проектах волею судьбы мне пришлось выступить не только автором и режиссером, но еще стать продюсером обоих фильмов. Обстоятельства заставили влезть в шкуру того самого пресловутого типажа, который у многих ассоциируется исключительно с образом хитроумного деляги, который навязывает режиссерам и актерам свои правила, превратив их практически в своих рабов, снимает пресловутое « продюсерское кино» и думает только о том, как бы заграбастать кучу «гринов»! А раз так, то для начала пришлось искать деньги у частных инвесторов, потому что, обратившись к тогдашнему руководству «Казахфильма», я не дождался внятных ответов, вернее, их вообще не было, а потом уже самому пробивать дорогу кинолент к зрителю на большие экраны… и вообще делать еще много чего, чем как раз занимается продюсер. И как я убедился на собственном опыте, работа продюсера, это какой-то совсем другой мир, с другими законами, чистой воды бизнес, но бизнес особенный… Например, как заставить человека отдать свои кровные сотни тысяч тенге (или тысячи долларов) под воздух, под красивые обещания? Тут нужно быть гипнотизером, не иначе или тонким психологом! К тому же, я на собственной шкуре убедился, что сочетать одновременно продюсирование, режиссуру, а также быть автором фильма – это некая форма шизофрении, раздвоение личности… С одной стороны о низменном речь, о деньгах, и т.д., а с другой – витаешь в высоких материях, руководишь творческим процессом, мозги работают в другом направлении. Конфликт продюсера и творца в одной голове налицо! Но тут есть один очень большой плюс – ты сам все контролируешь, сам принимаешь окончательные решения, и никто тебе не указ. Не буду пересказывать перипетии поиска денег, съемок фильмов, скажу лишь, что мне удалось все сделать малой кровью, и даже долгов не осталось! Но это уже отдельная история.
И вот что хотелось сказать вкратце про прокат фильмов: выяснилось, что большинство кинотеатров просто игнорируют ленты отечественных производителей, а тем более наше документальное кино. Не берут их, но категорически не отказывают, такой хитрый ход, а просто под разными предлогами затягивают решение вопроса, старый приём советских бюрократов–заволокитить тему! Понятно, им важна прибыль, а разве соберешь кассу на документалке. Хотя на оба мои фильмы зритель пошел, и цены на билеты были сравнимы по цене с американскими фильмами, но тут свою роль сыграла не только реклама, но и тема, которая на данный момент интересует горожан. В этом вопросе Нуртас Адамбаев оказался прав на все 100! (И еще личные связи, немаловажный фактор в нашем социуме, но это, я считаю, этот социум, как раз не красит…) Показ вначале был в театре «Артишок», потом кинотеатрах «Цезарь», «Арман», и практически полные залы и это на документальное кино! (Правда, на показе в «Бекмамбетов синема» зрителей было мало, но тут есть свои нюансы, например, лучше показывать фильм в конце недели, а не в среду, и даже время показа играет роль, и еще много разного…). А когда через некоторое время, вдохновившись удачными показами, я обратился уже в другой пафосный кинотеатр, там на мое предложение о прокате фильма ответили, что теперь напрямую фильмы от студий (производителей) не берут, и дали мне телефон компании-промоутера, которая занимается прокатом фильмов. (А между тем, появление между прокатчиками и производителями посредника, скорее всего, наверняка приведет к удорожанию билетов!) Это было месяца два назад, как я отправил им всю инфу по фильмам и… с тех пор жду ответа. Личные связи задействовать уже надоело, и тогда, безжалостно подавив в себе коммерческие продюсерские амбиции, отдал фильмы на ТВ. Бесплатно. Зато их увидят сотни тысяч зрителей.
Теперь небольшой эксперимент: открываю расписание показов фильмов в кинотеатрах города Алматы, на специализированном сайте, выискиваю казахстанские фильмы и нахожу только два – «Дорога к матери» , где генеральным продюсером является дочь нашего президента, и картину Нуртаса Адамбаева «Тараз», а так сплошь западные блокбастеры, триллеры и боевики и еще между ними еще два российских фильма затесались. Получается одно дело концепция про кино, а другое суровые реалии местного капитализма! И все же, будем ждать перемен, вернее, «перемен требуют наши сердца», как пел Виктор Цой в фильме Рашида Нугманова «Игла», а значит, по логике, они обязательно наступят. Одним словом, сериал про наше кино, если кто–нибудь когда-нибудь будет его снимать, еще не закончен, интрига остается…
Тизер фильма Алма-Аа неформальная:
Трейлер фильма «Алма-Ата- город джаз, город блюз, город рокнролл» (вариант на английском языке)