В фокусе медиа публикаций на национальных языках Центральной Азии в июле 2016 года: в Узбекистане готовятся праздновать независимость, и усиливается самоцензура СМИ, игнорирующих даже важные государственные новости. В Кыргызстане не стихает скандал вокруг баннеров, газеты спорят о влиянии Гюлена и призывают прекратить перекраивать конституцию. С ростом насилия в Казахстане предлагают бороться мерами против салафизма, но национальные СМИ вспоминают и о конфликтах, связанных с внутренней миграцией. В Таджикистане обсуждают проблему торговли людьми, коррупцию в госэнергетике и долги Китаю.
Узбекистан: Что скрывает официальная пресса?
С приближением государственного праздника День независимости, который отмечается 1-го сентября, страницы узбекской печати заполнились материалами о великих достижениях республики в годы независимости под руководством бессменного Ислама Каримова. Пример – ежедневная газета «Халк сузи», которая в каждом номере размещает большое количество материалов, рассказывающих об успехах и процветании страны.
На этом фоне некоторые авторы делают редкие попытки поразмышлять об отсутствии критического взгляда в узбекской прессе. Публикация в региональной газете «Кашкадарья» перечисляет причины, почему узбекские журналисты не хотят писать на острые темы. Но обходя основную причину (цензуру в лице самой власти), автор больше упрекает своих коллег в робости и нежелании навлечь на себя неприятности за критические материалы. «Почему журналист должен жить, опасаясь, что ему достанется за критику? Почему он не может писать о проблеме, которая волнует общество?» – спрашивает автор, который при этом искренне убежден о защищенности журналистов и свободы слова в стране на самом высоком уровне: «Если даже лично сам глава государства поддерживает [их], почему журналисты продолжают закрывать глаза на проблемы, почему остаются лицемерами?»
Трудно представить, что критические материалы могут выйти в центральной печати, особенно накануне независимости. Центральная узбекская печать, включающая в себя правительственные, ведомственные и партийные издания, даже воздержалась от опубликования резонансного письма Премьер-министра Республики Узбекистан Ш.М.Мирзиёева в адрес Премьер-министра Республики Таджикистан К.Расулзода по поводу спорного строительства Рогунской ГЭС. Письмо было размещено на официальном сайте МИД, но не было опубликовано в печати, даже в газете «Правда Востока», учредителем которой является Кабинет Министров Узбекистана. В этом письме Мирзиеёв пишет, что стремление «правительства Таджикистана любой ценой продолжить строительство Рогунской ГЭС, не может не вызывать чувство тревоги», и считает, что «руководство Таджикистана может решить непростые проблемы с энергообеспечением страны за счет строительства малых и средних ГЭС, используя для этого многочисленные реки и водные ресурсы на территории Таджикистана».
Информация о неожиданном заседании Совета безопасности Узбекистана под руководством президента Каримова, где обсуждалась ситуация в соседнем Афганистане, а также «вопросы по обеспечению безопасности и нейтрализации вызовов и угроз на южных рубежах страны, укрепления сотрудничества с соседними государствами региона по борьбе с терроризмом и экстремизмом», была вывешена только на сайте МИД.
Показные дебаты провели две партийные газеты «Узбекистон овози» (Народная демократическая партия) и «Миллий тикланиш» (партия Национального возрождения). Горячий спор вызвал законопроект «Об охране и использовании растительного мира», по которому представители двух партий заявили разные мнения и посчитали необходимым организовать соответствующие дебаты в прессе.
В разгар вступительных экзаменов газета «Адолат» подняла вопрос о необходимости организации электронной сдачи документов на поступление в высшие образовательные учреждения. Как пишет газета, сегодня только Институт информационных технологий предоставляет такую возможность. «Каждый год около полумиллиона абитуриентов сдают документы в различные вузы. Внедрение электронного приема сэкономит время, деньги, также освободит от стресса и недопонимания, которые испытывают не только абитуриенты, но и родители», – отмечает издание.
По сведениям газеты «Uzbekistan today», власти Узбекистана ведут переговоры по защите прав трудовых мигрантов в России, где в данное время число узбекских трудовых мигрантов составляет около 1,5 миллионов, и большинство не имеет никаких прав и до недавних времен не признавались властями. «Подписаны меморандумы и соглашения с Японией и Российской Федерацией, которые направлены на защиту прав трудовых мигрантов» – сообщает газета со ссылкой на директора Агентства по внешней трудовой миграции Улугбека Назарова.
Кыргызстан: Спорные баннеры, влияние Гюлена, многострадальная Конституция
В июле в Кыргызстане развернулся настоящий «Баннер-гейт», который уже более месяца остается едва ли не самой «горячей» темой в СМИ и социальных сетях. Дело в том, что 13 июля, накануне визита в Кыргызстан канцлера Германии Ангелы Меркель, в столице на центральных улицах появились огромные баннеры с надписью «Мой бедный народ, куда мы идем?» На баннере изображены фотографии женщин в кыргызской национальной одежде, а также женщин в хиджабах. СМИ опубликовали заявление Кадыра Маликова, руководителя аналитического центра «Религия, право и политика», в котором он назвал эти баннеры провокационными и разделяющими общество и призвал правоохранительные органы обратить внимание на заказчиков, которые намеренно повесили баннеры накануне визита немецкого канцлера. Пока в социальных сетях развернулись бурные дискуссии о подоплеке и посыле истории с баннерами, президент Атамбаев во время совместной пресс-конференции с госпожой Меркель неожиданно объявил, что поддерживает эту инициативу, и распорядился профинансировать распространение баннеров по всей республике. Президент сказал, что данные билборды появились вовремя, потому что под видом религии в Кыргызстане идет навязывание чужой культуры, чужих взглядов, ценностей.
Многие кыргызские СМИ прореагировали на тему баннеров «против исламизации». Газета «Фабула» 15 июля рассказала о том, что баннеры разделили общество на две части – тех, кто считает их провокацией и оскорблением чувств мусульман, и тех, кто считает баннеры протестом против навязывания иностранной культуры, чужих ценностей и арабской/иранской одежды. Автор считает, что президентская поддержка этой акции может вызвать сопротивление религиозных фанатиков против самого президента. «Но кто-то же должен остановить негативные явления», – пытается убедить читателя автор и заключает свою статью сожалением о том, что девушки в Кыргызстане перестали заплетать косы, не стесняются выступать на конкурсах красоты практически без одежды, а часть облачилась в черные одежды.
В то же время, газета – «Майдан.kg» 20 июля опубликовала статью под говорящим названием « Стал ли «Баннер-гейт» всего лишь поводом понравиться Меркель?» В факте появления всего за ночь до визита Ангелы Меркель таких дорогостоящих баннеров автор Нургазы Мусаев видит своеобразную политическую игру и пиар-акцию. По мнению автора, несмотря на откат от демократических ориентиров и ценностей в сторону авторитаризма, для «матушки Европы» Кыргызстан все еще продолжает оставаться неким островком демократии. На фоне соседних авторитарных «…станов», это открывает перед Кыргызстаном хорошие возможности для получения международной помощи. Но эту картину портят отдельные проблемы с соблюдением прав человека и усилением влияния ислама. Эти баннеры, как и излишняя шумиха по поводу пересмотра дела осужденного правозащитника Азимжана Аскарова, созданы искусственно и после отъезда Меркель, об этом забудут, как полагает автор. Далее он критикует советников президента, которые, по его мнению, подвели президента, посоветовав ему идею с баннерами. Стоило ли ради грантов и кредитов очернять религию наших предков и скрывать идущие в стране процессы духовного развития, вопрошает автор. Между тем, электронное издание «Kyrgyztoday.kg» 25 июля сообщило, что в некоторых районах, в частности Кара-Суйском районе и Сулюкте, есть случаи срыва и поджога баннеров. А 28 июля ряд СМИ сообщили о том, что в городе появились другие баннеры с фотографиями женщин в национальной одежде и в современной европейской одежде. Но уже на следующий день, распоряжением мэрии, эти баннеры стали демонтироваться.
Устроят ли сторонники Гюлена переворот в Кыргызстане? Так озаглавлена статья, напечатанная в «Kyrgyztoday.kg» 26 июля 2016 г. Автор Бактыбек Эргешов пишет о том, что в Кыргызстане свою деятельность ведут около 15-и турецких лицеев, один университет и различные культурные и благотворительные организации. Предупреждение министра иностранных дел Турции о том, что сторонники Гюлена облюбовали Кыргызстан в качестве базы влияния в Центральной Азии и разрастаются как паутина, было названо в статье «некорректным». В обществе немало тех, кто полагает, что лицеи «Себат» смогли выпустить много успешных выпускников, и неправильно смешивать политику с образованием. «Принесут ли пользу Кыргызстану семена, посеянные «Себатом», или повторится турецкий сценарий», пишет в заключении автор статьи.
Другую точку зрения на тему о турецких лицеях высказала газета «Майдан.kg». Большая статья, вышедшая 27 июля под заголовком «Кто стоит за переворотом в Турции или есть ли угроза для Кыргызстана?», ссылаясь на иранские и арабские СМИ, утверждает, что Гюлен получил 200 млн. долларов США у арабов для организации переворота. Далее автор задается вопросом – «нет ли вреда для Кыргызстана от движения «Хизмет?». Утверждая, что гюленовцы без войны, «мирным путем» усилили свое влияние в Кыргызстане в сфере бизнеса, образования и даже проникли во власть, автор статьи сравнивает их с вирусом, внедряющимся в тело человека и разрушающим его. Автор полагает, что нельзя винить кыргызстанцев, получающих образование в турецких заведениях или работающих в турецких фондах и организациях. «Если бы наше государство было сильным и свободным от коррупции и было бы в состоянии предложить гражданам хорошую альтернативу, соотечественники работали бы для собственного государства», говорится в материале.
Тема готовящихся изменений в Конституцию Кыргызстана оказалась в фокусе СМИ в конце июля. «Состоится ли осенью референдум по изменению главного закона страны?» – статью под таким заголовком опубликовала газета «Супер-Инфо» (№ 17, 28 июля-4 августа 2016). Статья повествует о начавшемся 27 июля бурном обсуждении инициативы парламентариев провести референдум о внесении изменений в конституцию страны (от 2010 г.). Инициатива по изменению конституции появилась, несмотря на существующий мораторий на изменение Конституции до 2020 года. С момента принятия первой Конституции самостоятельного государства (1993) главный закон страны перекраивался многократно. Во времена президентов Акаева и Бакиева изменения в конституцию вносились в целях укрепления президентской власти. В итоге, в 2010 г. в стране произошли апрельские события, в результате которых президент Бакиев был изгнан из страны. Как показала новейшая история Кыргызстана, перекраивание конституции не привело к хорошим результатам, а напротив, породило неуважение к законам и уверенность, что законы можно менять в угоду власти, пишется в статье.
Казахстан: Внутренние причины насилия
После нашумевших терактов в городах Актобе и Алматы центральной темой в казахскоязычных СМИ остаются вопросы религиозного экстремизма и терроризма. Ключевым месседжем большинства публикаций стала необходимость законодательных мер против салафизма, объявленного на высшем уровне власти главным источником радикализации граждан в Казахстане.
Одно из популярнейших интернет-изданий на казахском языке qamshy.kz ставит вопрос ребром – «Мы смирились тем, что в мечетях они читают намаз, широко расставив ноги. А теперь закроем глаза на то, что они расхаживают на улицах с автоматом?». По официальной информации, задержанный террорист в Алматы напал на полицейских из желания отомстить за все свои страдания во время отбывания тюремного срока. Однако автор статьи полагает, что этот преступник, скорее всего, был подготовленным шахидом, который решил отправить на тот свет «защитников кафирского режима». Автор ставит под сомнение версию властей, что террорист был обычным продавцом сотовых телефонов. Убийство нескольких вооруженных полицейских не может быть делом рук рядового торговца. Автор призывает быть более разборчивым в вопросах противодействия экстремизму и не допустить, чтобы последователи салафизма представляли угрозу для общества и государства.
Главный муфтий страны Ержан Маямеров в своем интервью для газеты «Қазақ әдебиеті» (Казахская литература) утверждает, что остановить распространение радикальной идеологии можно только законодательными мерами. Он сообщает, что в некоторых районах имамы ДУМК хорошо знают о людях, которые ведут пропаганду радикальных религиозных взглядов. Представители духовенства передают эту информацию компетентным органам, однако, нет специального закона, чтобы привлечь этих лиц к ответственности. Традиционной религией в Казахстане является ислам ханафитского масхаба, акыда Матуриди. Все другие исламские течения должны быть признаны радикальными или чужеродными, считает лидер Духовного управления мусульман Казахстана.
Республиканское официальное издание «Егемен Қазақстан» в материале «Готовы ли мы к переезду?» рассуждает о причинах низкой миграционной активности казахского населения южных регионов. Последние несколько лет правительство РК пытается стимулировать миграцию из южных регионов страны в северные, чтобы «разгрузить» трудоизбыточные области. Однако, даже несмотря на выделяемую помощь, казахи не спешат покидать свои родные края. Проблема, с одной стороны, в низкой информированности людей о возможностях программы. С другой, существуют проблемы культурно-ментального характера. Традиционно у казахов очень сильные родственные связи, поэтому они предпочитают жить среди своей соплеменников, даже если испытывают проблемы с работой и жильем. Чтобы переломить ситуацию, автор материала предлагает предусмотреть возможность для переезда целых аулов. Только так можно повысить привлекательность программу переселения.
Оппозиционное издание «Жас Алаш» публикует материал, посвященный 10-летию событиям в микрорайоне Шанырак. В 2006 году здесь произошло столкновение между правоохранительными органами и жителями микрорайона, лишившимися в результате решения суда своего жилья. Конфликт закончился трагически – погиб один полицейский и несколько людей были осуждены на длительный срок. Сейчас микрорайон выглядит благополучно, однако, автор статьи считает, что казахстанская власть так и не извлекла никаких уроков. Как и в случае жанаозенских событий, виновниками этого конфликта стали невинные люди. При этом никто из чиновников не понес наказаний, и не было справедливой оценки действиям полицейских, действовавших вне рамок своих полномочий.
Таджикистан: Торговля людьми, похищенные девочки и таджикские рабы в степях Казахстана
Одной из главных тем последних выпусков таджикских газет стало торговля людьми. Хотя 30-ого июля мир отмечал международный день против торговли людьми, таджикские газеты в основном обратили внимание на эту тему после нашумевшего задержания группы лиц, похитивших семилетнюю девочку. Шум был поднят после того, как в новостях появилась информация о том, что в машине, с помощью которой похитили девочку, а также в арендованной квартире, куда намеревались доставить ее, были найдены медицинские препараты. Немедленно похищение было связано с другими относительно недавними пропажами детей в Таджикистане. Но таджикский МВД опроверг все эти версии и заявил, что задержанная группа лиц не имеет отношения к пропаже детей, а девочку женщина, которая руководила этой бандой, похитила из-за личной неприязни к ее матери.
«Озодагон» в своем последнем номере от 3-ого августа, приведя этот случай в пример, опубликовал огромный материал о торговле людьми в Таджикистане. В статье приводится официальная статистика, согласно которой в первой половине нынешнего года 44 человека были отправлены таджикскими судами за решетку по статьям, связанным с торговлей людьми, тогда как в прошлом полугодии только десять человек были осуждены за это. В то же время газета, ссылаясь на таджикскую генпрокуратуру, пишет, что еще никогда в истории Таджикистана ни один из случаев торговли людьми не был связан с трансплантацией органов, а все были связаны исключительно с сексуальной и трудовой эксплуатацией.
«Имруз Нюз» пишет о «таджикских рабах в степах Казахстана», приводя истории молодых людей из Таджикистана, которых держали в рабстве в Казахстане и принуждали к работе. В номере от 29-ого июля пишется, что многие из этих молодых ребят садились на поезда, идущие в Россию, и их останавливали на границе Казахстана с Россией из-за того, что им запрещен въезд в РФ. Газета пишет о несостоятельности действий представителей таджикских властей по защите прав мигрантов за рубежом. Приводится пример, как главу представительства таджикского министерства труда в России депортировали из-за нарушения миграционных норм.
«Нигох», пожалуй, сегодня является самой смелой из всех газет в Таджикистане. В очередном номере газеты опубликован материал, критический анализ которого не вписывается в нынешнюю эпоху «глубокой самоцензуры». В нем пишется о проблемах государственной энергетической компании «Барки Тоджик». Резюме статьи – данная компания настолько погрузилась в коррупцию, что правительство больше не в состоянии контролировать ее. В статье пишется об огромных долгах компании различным финансовым структурам, главным из которых является «Ориенбанк», принадлежащий брату жены президента страны. Газета не удивляется, что банк продолжает давать огромные кредиты по сути обанкротившейся компании под большие проценты, поскольку «кредитование является инструментом в будущей приватизации. Борьба за приватизацию энергетической системы Таджикистана продолжается». Согласно госпрограмме, компания «Барки Тоджик», которая регулирует всю энергетическую систему страны, должна быть расформирована в три отдельные компании и приватизирована.
Газета «Миллат» цитирует Умеда Давлатзода, заместителя министра экономического развития и торговли РТ, что не надо бояться роста китайских инвестиций в таджикскую экономику и, соответственно, роста задолженности страны перед Китаем. Давлатзода утверждает, что китайские инвестиции не представляют тот объем, чтобы угрожать национальной безопасности страны, а также говорит, что статистические и аналитические отчеты международных финансовых организаций в отношении экономики Таджикистана не отражают реальность.