Писатель и исследователь Хамит Хамраев рассказывает о своей новой книге “Миссия ходжей”, недавно выпущенной алматинским издательским домом “Мир”. Книгу можно приобрести на сайте издательства.
История уйгурского народа крайне сложна и малоисследована. Еще меньше она отображена на страницах художественной литературы. В какой-то мере этот пробел восполняет роман-трилогия Хамита Хамраева «Миссия ходжей». Вышедшая в свет первая книга романа, названная «Шади-ходжа», охватывает исторический период времени конца XVI- первой половины XVII века.
Опираясь на такие исторические труды, как «Тарихи Рашиди» (История правления Абдрашид-хана) Мирзы Хайдара, «Хронику» Мирзы Чураса, и некоторые другие источники, автор рисует картины периода правления пяти уйгурских ханов.
Известно, что в этот период существовало Уйгурское Яркендское ханство, территориально охватывавшее все крупнейшие уйгурские древние города-оазисы. Уйгурское Яркендское ханство, созданное в 1514 году Султан Саид-ханом, имело ряд специфических особенностей. Прежде всего, следует сказать, что оно было основано в результате объединения исторического Уйгуристана и региона, получившего название Алтышар (Шестиградье).
Уйгуристан включал в себя такие города, как Турфан, Кумул, Карашар, Корла, Беш-Балык, Алмалык, то есть северо-восточную часть родины уйгуров, на которой с IX по XIII век располагалось Уйгурское Турфанское княжество, население которого исповедовало буддизм и которое добровольно вошло в состав Империи Чингиз-хана на правах пятого улуса.
В Алтышар входили такие города-оазисы, как Кашгар, Яркенд, Хотан, Уч-Турфан, Енисар и Аксу. Они располагались на юго-западе уйгурской территории, и в свое время входили в состав Караханидского государства, где Кашгар был столицей, а население исповедовало ислам.
Второй особенностью Уйгурского Яркендского ханства было то, что оно являло собой остаток Государства Могулистан, и потому вторым названием этой страны было Государство Могулия. В уйгурских источниках также можно встретить название Саидия, которое, совершенно очевидно, восходит от имени Султан Саид-хана.
Первая книга романа-трилогии «Миссия ходжей», которая, как мы уже отмечали, называется «Шади-ходжа», состоит из четырех частей. В каждой части описываются события строго определенного периода. Точнее, раскрываются картины правления конкретных ханов.
Так, в первой части «Мухаммад-хан III», говорится о сложной ситуации, вызванной междоусобной борьбой в период правления четвертого хана, если считать от основателя государства. В то же самое время, Мухаммад-хан III был и прямым потомком правителей Государства Могулистан, основанного великим Туглук-Тимуром, и потому, в романе даются экскурсы в историю, где описываются деяния наиболее заметных правителей Государства Могулистан, которые являются непосредственными предшественниками правителей Уйгурского Яркендского ханства.
Автор достаточно часто обращается к образу Юнус-хана – выдающегося правителя Государства Могулистан. Именно в период правления Юнус-хана, территория Государства Могулистан была наиболее обширной.
Важно понять, что из себя представляло Государство Могулистан, и какова была роль государств – его правопреемников, в истории Азии. Известно, что после смерти Чингиз-хана, территория Большой Центральной Азии, включавшей в себя так называемую современную Советскую Среднюю Азию и современный Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР, вошла в состав улуса его второго сына – Чагатая. Кстати, поэтому язык, использовавшийся на этой территории, получил название чагатайского.
В последующем, Улус Чагатая разделился на две части: Мавераннахр (Между бассейнами рек Амударья и Сырдарья) и Могулистан (Юго-восточная часть Казахстана, Кыргызстан, Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР). Первым правителем Государства Могулистан, созданного в 1348 году и был Туглук-Тимур, мавзолей которого и сегодня сохраняется в Алмалыке близ современного города Кульджа.
Династия, основанная Туглук-Тимуром, естественно, получила название туглуктимуридов (не путать с династией тимуридов на территории Мавераннахра), и была представлена тринадцатью ханами, пока в результате многочисленных столкновений с соседними государствами, утратив большую часть территории, не сошла с исторической арены.
Вместе с тем, последний правитель Государства Могулистан – Мансур-хан – сын Ахмад-хана I, и соответственно, внук Юнус-хана, сумев сохранить лишь часть некогда могущественной страны, а именно, территорию Уйгуристана, которая, как мы уже отмечали выше, включала в себя северо-восточную часть современного Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР, объединившись со своим братом – Султан Саид-ханом, владевшим Алтышаром, продлил династию туглуктимуридов.
Правителем нового государства стал, как мы уже отмечали, младший брат – Султан Саид-хан, однако за потомками старшего брата – Мансур-хана сохранялось наместничество, в рамках государства, над территорией Уйгуристана.
Правление Мухаммад-хана III, описываемое автором книги – Хамитом Хамраевым, характеризуется междоусобной борьбой за власть, основанной именно на противостоянии потомков Султан Саид-хана и сородичами по другой ветви династии.
Как известно, Мухаммад-хан III был внуком Султан Саид-хана. Он наследовал власть в государстве после своего отца – Абдрашид-хана, и брата – Абдукерим-хана. До времени его правления, историческим Уйгуристаном, а именно, регионом Турфана, Карашара, Кумула, вместе с прилегающими городами и селами, правил Мансур-хан, переживший своего братишку, а затем его сын – Шах-хан. Являясь наместниками, и Мансур-хан, и Шах-хан подчинялись Яркенду, который был столицей государства.
Однако во время правления Абдукерим-хана, и особенно, Мухаммад-хана III, в связи с трагическими коллизиями, линия Мансур-хана прервалась и правление в регионе Уйгуристана, а именно, Турфане, Карашаре, и Кумуле, перешло к другой ветви династии.
Вторая часть книги, названная «Шах-Шуджадин Ахмад-хан», посвящена описание деятельности сына Мухаммад-хана III.
При Шах-Шуджадин Ахмад-хане, междоусобная борьба в Уйгурском Яркендском ханстве лишь обострилась. В романе описываются многочисленные походы, вызванные противостоянием Алтышара с Уйгуристаном, что негативным образом отразилось не только на благосостоянии народа, но и на безопасности государства.
Многочисленные могущественные соседи Уйгурского Яркендского ханства, начинали играть все более существенную роль в государстве. Если правители Турфано-Карашаро-Кумульского региона искали поддержки у Казахского ханства, заключая династийные браки, то главные ханы, находившиеся в Яркенде, укрепляли связи с родственными династиями Бухарского ханства, и особенно, Империи Великих Моголов. Известно, что основатель Империи Великих Моголов – Захириддин Мухаммад Бабур и основатель Уйгурского Яркендского ханства, или, как его по-другому называли, Государства Могулия, – Султан Саид-хан, были двоюродными братьями. Мать Захириддина Мухаммад Бабура – Кутлуг Нигар-ханум была старшей сестрой отца Султан Саид-хана – Султан Ахмад-хана I.
Результатом междоусобной борьбы стало убийство Шах-Шуджадин Ахмад-хана. На трон Уйгурского Яркендского ханства вступает его малолетний второй сын – Абдулатиф.
Правлению Абдулатиф-хана, который сыграл исключительно положительную роль в истории уйгурского народа и уйгурской государственности, посвящена третья часть романа.
Многочисленные реформы, осуществленные, и еще более грандиозные – неосуществленные, могли радикально изменить положение Уйгурского государства. Однако ранняя смерть Абдулатиф-хана перечеркнула эти надежды. Более того, противостояние элит лишь обострилось.
Четвертая часть романа, названная «Султан Ахмад-хан II. Султан Махмуд-хан II», посвящена описанию обострения борьбы за престол Уйгурского Яркендского ханства между двумя братьями. В связи с тем, что Абдулатиф-хан не оставил наследников, два его племянника делали все, чтобы стать хозяином «Шамал-Бага» – резиденции Уйгурских правителей.
Вторая крупная линия, развертываемая в романе «Миссия ходжей» – это отображение междоусобной борьбы за влияние на правителей государства, со стороны лидеров противостоящих суфийских группировок.
Как известно, в тот период, огромное влияние как на широкие круги населения, так и на правителей государства, имели представители суфийского ордена «Накшбандие ходжаган». Основатель ордена – крупный проповедник Махдуми Аъзам, известный тем, что был духовным наставником Захириддина Мухаммада Бабура, прославился гораздо больше благодаря созданному им учению. Ходжи пользовались огромным уважением благодаря тому, что считались потомками Пророка Мухаммада и четырех первых праведных халифов.
На территории Уйгурского Яркендского ханства влияние ходжей было особенно сильным. Однако спецификой ситуации было то, что Орден разделился уже при сыновьях Махдуми Аъзама. Старший его сын – Мухаммад Имин, более известный как Ишан –и Калан, создал религиозно-политическое движение, которое получило название «белогорцев». Белогорцы пользовались беспрекословным авторитетом в Кашгаре, где, в основном, и проживали их последователи – мюриды.
Четвертый сын Махдуми Аъзама – Мухаммад Исхак-Вели, или как его чаще называли – Ходжа Исхак, в противовес брату, создал движение «черногорцев», которое, соответственно, по его имени, часто называли «исхакия». Ставкой черногорцев была столица государства – город Яркенд.
В первой книге романа «Миссия ходжей» отображен образ Шади-ходжи, который был сыном основателя секты черногорских ходжей.
Особенностью жизни и деятельности этого неординарного человека является то, что на протяжении нескольких десятков лет, он был ближайшим советником пяти правителей. Именно поэтому, его образ проходит через весь роман.
Роль Шади–ходжи, так же как и последующих ходжей, в судьбе уйгурского народа крайне неоднозначна. При этом, черногорских ходжей возвеличивают в регионе Яркенда, в то время как ходжей-белогорских восхваляют в Кашгаре.
В первой книге романа «Миссия ходжей» лишь крайне схематично отображается образ Аппак-ходжи – фигуры, вызывающей споры и по прошествии нескольких веков. Вместе с тем, многие наши современники вообще не в курсе о деятельности его отца – Мухаммад Юсупа. В романе предпринята попытка в какой-то мере восполнить этот пробел.
Третьей линией, отображенной в романе «Миссия ходжей», является противостояние, сначала скрытое, а затем явное, между потомками Мухаммад-хана III и его сводного брата Абдрахим-султана, который также принадлежал к династии туглуктимуридов.
Эта линия повествования, в какой-то мере, переплетается с линией противостояния яркендских ханов с турфанскими наместниками.
Таким образом, первая книга романа «Миссия ходжей» представляет собой многоплановое произведение, в котором впервые предпринимается попытка раскрыть в художественной форме малоизвестные события некогда блестящей цивилизации.
Важно отметить, что по сегодняшний день, в таких городах, как Кашгар, Яркенд, Турфан, сохранились архитектурные памятники того периода времени. К несчастью, в силу известных причин, их остается все меньше и меньше. В книгу включены иллюстрации некоторых из них. Надо надеяться, что с их исчезновением, не исчезнет память о таком сложном периоде истории уйгурского народа, как время существования Уйгурского Яркендского ханства.
Необходимо добавить, что во второй книге романа «Миссия ходжей», продолжается повествование о правлении ханов из династии туглуктимуридов. Здесь говорится об открытом противостоянии белогорских и черногорских ходжей. Это противостояние усиливается в связи с вступлением на историческую арену такого мощного государства того периода, как Джунгарское ханство.
В третьей книге романа «Миссия ходжей» говорится о правлении еще трех ханов из династии туглуктимуридов. Междоусобная борьба между ними приведет к тому, что династия завершится, и к власти в Уйгурском Яркендском ханстве придут ходжи.