Узбекистан занимает третье место в мире по объемам производства шелка после Китая и Индии. Хотя, согласно данным Международной комиссии по шелководству, страна увеличила производство шелка с 2008 по 2014 гг на 42% (до 1100 тонн шелка), ее доля в мировом производстве сравнительно невелика – около 0,6%, так как львиная доля мирового шелка производится Китаем – 82%, а Индией – 16%. Тем не менее, доля республики среди стран СНГ в общем объеме производства шелка составляет свыше 85%.
Шелк – источник твердой валюты: 70% урожая в виде шелка-сырца, сухих коконов, шелковой нити, пряжа, нити и ткани идет на экспорт в Индию, Иран, Китай, Бангладеш, Южную Корею, Объединенные Арабские Эмираты, Турцию и Россию. Остальное перерабатывается местной текстильной промышленностью. Кроме того, шелководство – это трудозатратная отрасль и обеспечивает работой тысячи домохозяйств в сельской местности.
Богатые традиции производства шелка в Узбекистане, климат, высокая плотность населения, а также избыточность трудовых ресурсов в сельской местности делают шелководство перспективной отраслью для инвестиций.
Коконы – дело семейное
Суннат Базарбаев называет себя фермером – шелководом. Вся семья Сунната из пяти человек работает на это дело 24 часа в сутки. Спят по очереди всего по три часа, на ногах – с четырех часов утра. Все внимание семьи приковано к шелковичным гусеницам, которые расположились в 11 комнатах бывшего колхозного правления в Ташкентской области.
Фермер -шелковод Суннат Базарбаев
Процесс производства коконов длится с конца апреля по май. За это время, поедая листья тутовника, червь увеличивается примерно в 70 раз и начинает завивать себя в коконы. Гусеницы потребляют в день от 100 до 200 кг листьев тутового дерева. Уход за шелковичными червями – исключительно ручная работа, выполнить которую можно только всей семьей. Те, кто взялся, должны постоянно соблюдать оптимальную температуру воздуха в помещении и следить за тем, чтобы гусеницам всегда хватало тутовых листьев.
«Этих гусениц шелкопряда выращиваем 30-40 дней. Они требуют бережного обращения к себе. Им надо вовремя давать листья в нужном количестве. Требуют постоянного внимания ночью и днём. Это американский вид шёлкового червя. Новинка. Он отличается от китайского. Китайский червь после 7 дней ухода начинает закручиваться в кокон, а американскому нужно девять. Его надо кормить четыре раза в день и он крупнее по размеру», – говорит Суннат.
С рассветом Суннат отправляется на вырубку тутовых веток. Каждая связка по 15-20 кг – без помощи не обойтись. А основная забота о шелкопряде ложится на плечи женщин, потому что этот вид крайне чувствителен к холоду, яркому свету и шуму и должен содержаться в чистоте. В хозяйстве Сунната две женщины – жена Дильдора и теща Халима Уринбаева.
Коконы Сунната
Халима, для которой это 23-й сезон производства коконов, комментирует свой труд: «С раннего утра начинаем отделять листья от веток и распределяем корм по комнатам. Мужчины доставляют тутовые ветки, но и помогают тоже. И весь этот процесс повторяется в день по 4-5 раз. Черви не должны болеть. Поэтому проветриваем помещение, контролируем климат. Труд тяжелый, но стоит того, чтобы увидеть эти белоснежные коконы». «Самое радостное, это наблюдать, как они закручиваются в коконы. И ты живёшь в ожидании сбора урожая, когда всем миром начинаешь собирать его»,- вторит ей Дильдора.
Прибыль – государству
По официальным данным, производством шелка-сырца занимаются 45 тысячи фермерских хозяйств по всей республике. Для многих выращивание тутового шелкопряда – это привычное, традиционное занятие, распространенное в Ферганской долине со времен Великого шелкового пути, когда сюда его занесли купцы, направлявшиеся транзитом через Среднюю Азию из Китая. Ферганская долина была приближенной к Китаю местностью, поэтому выращивание коконов распространилось именно среди жителей долины.
Так как шелк – важный экспортный товар, государство является единственным покупателем шелка у фермеров и строго контролирует процесс производства и сбора коконов. Фермеры и сельские семьи в конце апреля или в начале мая получают от государства по 40-50 граммов личинок шелкопряда в маленьких коробочках. По окончанию сезона фермеры сдают урожай государству же по установленной цене.
У каждой семьи и фермера есть договорные обязательства с государством. Семья Базарбаевых в этом году получили три коробки в каждой по 19 граммов личинок шелкопряда. По договору должны сдать минимум 60 кг шелка – сырца с каждой коробки. Если смогут собрать больше, то свыше нормы начисляется дополнительная прибыль хозяйства. Семья может получить деньги либо обменять их на муку, масло, сахар и корм для скота. Закупочные цены государства на коконы за этот 2016 год составляют 13000 сум ($2 за кг) и 8200 сум ($1,3 за кг) в зависимости от качества. Если Суннат выполнит план, то может заработать $360-400 США за сезон апрель-май.
Семья Мухарам Мансуровой в этом году получила пять коробок шелкопрядов и обязана сдать государству 60 кг коконов с каждой коробки. Можно подсчитать, что семья за 300 кг продукции может рассчитывать на 600 долларов США за месяц коллективной работы. Но Мухарам рассчитывает в этот сезон получить по 120-125 кг коконов с каждой коробки. В прошлом году этот показатель был равен 150 кг. Перевыполнят план – заработают больше денег. В прошлом году Мухарам вместо денег предпочли два гектара земли для выращивания картошки. Ведь шелководство, хотя и трудоемкое занятие, оно не единственное для этих фермеров.
Мухаррам Мансурова, шелковод
Шелководство это многоотраслевое производство, включающее растениеводство (выращивание тутовника), животноводство (разведение и выращивание гусениц), кустарное производство, текстиль. Тогда как начальные стадии контролирует государство, использование шелка на дальнейших стадиях приватизировано.
По данным Ассоциации «Узбек ипаги», в настоящее время в Узбекистане функционирует 36 крупных шелковых предприятий, из них 18- шелкоперерабатывающих, 7 шелкомотальных и 5 шелкоткацких фабрик. Также действуют 6 совместных предприятий по переработке шелкового сырья и шелковых отходов с участием компаний из Японии, Южной Кореи, Китая, США, Швейцарии и Англии.
Основная масса перерабатывающих предприятий шелковой отрасли Узбекистане находятся в Ферганской долине, они производят около трети нитей шелка–сырца и 100 % шелковой пряжи в Узбекистане. В городе Маргилане базируется крупнейшее в Центральной Азии предприятие по производству шелка – фабрика «Хан-атлас». В день фабрика выпускает до 2,5 км ткани, большая часть которой экспортируется. Процесс производство шелка на этой фабрике автоматизирован. На второй фабрике «Ёдгорлик» сохранён ручной способ производства шелка. Фабрика была основана в 1972 году. Сегодня на фабрике работают около 450 человек, большее число которых – женщины. В среднем за месяц на фабрике производят до 6 тысяч метров ткани, в том числе натуральный шелк и полушелковые ткани.
Хотя отрасль делает прогресс и считается перспективной для инвестиций, разумеется, для лучшей эффективности необходимо более прозрачное ценообразование и свободное регулирование сбора коконов и шелка-сырца. В других странах – крупных производителях шелка цена формируется на специальных шелковых биржах, что дает больший стимул для фермеров, мотивируя их инвестировать в расширение производства и увеличение производительности.
При сборе коконов устраивают хашар – субботник
Реформированная отрасль
По сообщению национального информационного агентства uza.uz, к началу июня этого года шелководы Узбекистана, заготовив более 26,2 тысячи тонн коконов, выполнили годовые договорные обязательства. Как сообщили в Министерстве сельского и водного хозяйства Узбекистана, в этом году шелководы Узбекистана выращивали грены таких высокопродуктивных, соответствующих местным климатическим условиям, стойких к заболеваниям отечественных сортов шелкопряда, как “Ипакчи-1”, “Ипакчи-2”, “Узбекистон-5”, “Узбекистон-6”, и с каждой коробки грены получили в среднем по 58,2 килограмма урожая. Из одной тонны коконов получается 350 килограммов шелка, изготавливается 20 тысяч метров адраса, 13 тысяч метров атласа, десятки видов другой продукции.
Расширение сортов и увеличение урожая стало результатом программы по реформированию шелковой отрасли республики, принятой в 2006 году. Кроме того, предусмотрено расширение имеющихся тутовых плантаций для укрепления кормовой базы для выращивания тутового шелкопряда. Для этих целей министерство сельского хозяйства Узбекистана закупает тутовые кусты в Китае.
В 2012 году была создана Ассоциации шелководов и производителей шелковых тканей «Узбекистон ипаги» («Шелк Узбекистана»), в Ташкенте действует Научно-исследовательский институт шелководства. Правительством ведется поиск инвесторов, к отрасли проявляют интерес бизнесмены из Индии.
Кроме того, популяризируется главный торговый бренд узбекского шелка – ткань хан-атлас – «королевский шелк». По легенде у мастера, создавшего хан-атлас, спросили “Как ты это сделал?”. На что он ответил: “Я взял зелень листвы, добавил цвет лепестков тюльпанов, румянец зари, синь ночного неба и блеск глаз моей любимой девушки…» Процесс изготовления хан-атласа очень сложный и трудоемкий. Работа из разряда «сделано руками» включает в себя сорок этапов. После знаменитого показа американского модельера Оскара де ла Ренты в 2008 году, эта шелковая ткань стала популярной в мире и стала базовой в использовании для многих узбекских дизайнеров, что еще больше увеличило спрос на шелк внутри страны.
Узбекские мотивы в западном дизайне
Но, как отмечалось, для быстрого прорыва отрасли нужны большие инвестиции, а значит, определенная либерализация. Пока же, как и хлопковую отрасль Узбекистана, шелководство в этой стране критикуют за использование принудительного труда, низких закупочных ценах и монополию государства, что ограничивает инвестиционную привлекательность.
Источники:
- Шермухамедов У.А. Доклад: «Инвестиционный потенциал шелковой отрасли промышленности Республики Узбекистан», Ассоциация «Узбек Ипаги»
- Национальное информационное агентство uza.uz
- Министерство сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан agro.uz
- Постановление Президента Ислама Каримова “О мерах по дальнейшему реформированию шелковой отрасли республики”.
- Интервью с производителями шелка сырца
- Интервью с искусствоведами и дизайнерами модной одежды