15 апреля Нурсултан Назарбаев прибудет в Узбекистан. О деталях поездки официальные источники сообщают мало: Казинформ передает только дату визита и подчеркивает, что президенты двух стран обсудят ключевые аспекты двусторонних отношений Казахстана и Узбекистана. В Узбекистане на официальном уровне о визите Назарбаева пока не упоминается, некоторые издания сообщили о нем со ссылкой на казахстанские СМИ. А на сайте МИД Узбекистана размещена информация о новом после Казахстана, который на днях вручил министру Камилову копии верительных грамот.
Последний государственный визит на высшем уровне между двумя странами состоялся в 2014 году, тогда Ислам Каримов посетил Казахстан с двухдневным визитом. Главным посылом тогдашних переговоров был тезис, что благополучие и стабильность Центральной Азии зависит от сотрудничества и взаимопонимания между Казахстаном и Узбекистаном. Президенты двух стран осыпали друг друга взаимными комплиментами, обещали поддерживать и полагаться друг на друга во всех начинаниях, как на международном уровне, так и на региональном. На фоне еще совсем свежего украинского кризиса, который посеял страх о возможной потери территориальной целостности и в странах Центральной Азии, заявление двух президентов произвело нужный эффект. Эксперты даже начали говорить о возобновлении или создании новой региональной организации. Хотя дальше разговоров это не пошло.
Встречи на высшем уровне в Центральной Азии редко посвящены исключительно региональной тематике. Этот визит не стал исключением и будет концентрироваться на обсуждении двухсторонних контактов. В то же время региональная тематика обширна: афганская проблема, многосторонние отношения с Китаем, Россией и Западом, а также сугубо региональные проблемы, от приграничных споров между Узбекистаном и Киргизией, недавно обострившихся, до вечного водного вопроса. Похоже, риторика лидеров о том, что стабильность в регионе зависит от Казахстана и Узбекистана, сегодня не на повестке дня или эта прерогатива уже отдана другим. А может быть, два лидера будут обсуждать международные проблемы. До визита в Ташкент Назарбаев съездит в Стамбул, а Каримов после встречи с казахским коллегой отправится в Москву в конце апреля.
Несмотря на разногласия, амбиции и длительное соперничество двух лидеров в Центральной Азии, президенты Узбекистана и Казахстана способны вести диалог. Назарбаев, возможно, единственный лидер в регионе, кто может вести конструктивные переговоры с Каримовым и к чьему мнению еще может прислушиваться узбекский президент. Вряд ли это связано с тем, что Казахстан – более крупная страна и развитая экономика. Скорее, Каримова и Назарбаева объединяет много общего: возраст, прошлое и, конечно, политический статус, которым они бессменно обладают уже четверть века. Они ведут политики, которые в чем-то схожи, но во многом, конечно, и различны, особенно в своих геополитических ориентациях. Но то, что двусторонние встречи между странами на высшем уровне происходят регулярно, скорее, заслуга этих разностей. Из соседей Каримов встречает у себя так только туркменского президента, и то с недавних времен.
Оба лидера осознают, что срок их правления неизбежно приближается к концу – пора передать власть новому поколению. Им так же очевидно, что регион в результате их правления не стал более стабильным, остается на перепутье, и на этом фоне стабильность Казахстана и Узбекистана, приписываемая эпохе двух патриархов, выглядит хрупко. С текущей экономической ситуацией и обострением социальных противоречий достаточно одного толчка, изнутри или снаружи, чтобы эта стабильность пошатнулась.
Возможно, темой для разговора станет экономическое сотрудничество. Товарооборот между странами составляет около 3 миллиардов доллара в год и это половина всей региональной торговли в Центральной Азии. Межправительственная комиссия Узбекистана и Казахстана достаточно динамично работает, хотя уровень экономического взаимодействия, конечно, остается намного ниже потенциала.
Визит будет только сверкой часов двух патриархов. Они вновь обменяются заверениями в вечной дружбе, возможно, подпишут документ об экономическом сотрудничестве и на правах старших выдадут предупреждение о недопустимости эскалации напряженности (например, российско-турецкого конфликта или любого другого). О том, как справиться с напряженностью внутри своего собственного региона, патриархи предпочтут, как всегда, умолчать.