Азиатский банк развития (АБР) опубликовал русскоязычный перевод доклада 2014 года Connecting Central Asia with Economic Centers «Связи Центральной Азии с глобальными экономическими центрами»
Доклад отмечает растущую заинтересованность политических и научных кругов в экономических связях между Центральной Азией и основными экономическими центрами. С годами эти связи расширились и окрепли, что было обусловлено ростом экономики, снижением торговых барьеров, улучшениями в инфраструктуре, системах материально-технического обеспечения и производственных сетях. Вполне вероятно, что в ближайшие годы прогресс в части интеграции между Центральной Азией и основными экономическими центрами ускорится и сможет способствовать всеохватывающему и равному росту в Азии и Тихоокеанском регионе.
Институт Азиатского банка развития (ИАБР) поддерживает региональное сотрудничество и интеграцию в целях социально-экономического развития в Азии. Данное исследование является частью этой работы. Целью исследования является систематический анализ экономических взаимоотношений – торговых связей, прямых иностранных инвестиций, финансовых потоков и институционального сотрудничества – между центральноазиатскими республиками и глобальными экономическими центрами Азии, Европейского Союза, Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки.
В последние годы торговые и инвестиционные потоки между Центральной Азией и глобальными экономическими центрами заметно возросли благодаря взаимодополняемости имеющихся у них ресурсов, состоянию спроса и инициативам регионального сотрудничества. Силы глобализации и восстановление мировой экономики после кризиса 2008–2009 гг. предполагают высокую вероятность укрепления экономических связей между Центральной Азией и остальным миром. Потенциальное быстрое расширение экономических связей между Центральной Азией и мировыми экономическими центрами будет создавать как возможности, так и трудности для государственной политики.
В ходе процесса расширения экономических связей может потребоваться приспособление экономики некоторых стран и отраслей к перераспределению ресурсов между секторами и странами, сдвигам в занятости и производстве. Проблемы с транспортной инфраструктурой, торговыми процедурами, энергетической безопасностью, миграцией, развитием финансового сектора и др. могут препятствовать расширению экономических связей. Кроме того, есть малоизученные проблемы потоков товаров, услуг и прямых иностранных инвестиций между Центральной Азией и указанными экономическими центрами, включая производственные сети, передачу технологий, препятствия на пути дальнейшей интеграции рынков и будущее экономической кооперации. Все это может осложнить перспективы инклюзивного и устойчивого экономического роста в Центральной Азии.
Акцент на экспорт природных ресурсов помог экономике этих стран открыться, и теперь с мировой экономикой их связывает множество каналов, включая торговлю товарами и услугами, ПИИ, трудовую миграцию и денежные переводы мигрантов, а также официальную помощь в развитии. Данные анализа свидетельствуют о сильной положительной корреляции между экономическими показателями стран Центральной Азии и интенсивностью их внешних связей.
Однако специализация на экспорте природных ресурсов и рабочей силы усилила зависимость экономики этих стран от небольшого количества мировых рынков и препятствует развитию обрабатывающей промышленности и других потенциально конкурентоспособных на мировых рынках отраслей экономики Центральной Азии.
Экономическая диверсификация теперь является одним из главных пунктов повестки дня государственной политики, проводимой во всех странах Центральной Азии. Несмотря на то, что за последние два десятилетия доходы на душу населения возросли, а доля находящегося за чертой бедности населения сократилась, требуется проведение дополнительных исследований с целью оценки сокращения бедности, неравенства доходов и систем социального обеспечения наряду с анализом их последствий для расширения экономических возможностей.
Насколько Центральной Азии необходима диверсификация торговли? С одной стороны, большая горизонтальная (количество видов продукции) и вертикальная (качество продукции) дифференциация продукции позволит укрепить торговые связи с основными экономическими центрами на более высоком уровне экономического развития и расширить целевые рынки Центральной Азии. С другой стороны, Центральной Азии необходимо наращивать объемы производства и экспорта в той области, где она обладает конкурентным преимуществом, учитывая постоянные издержки и возрастающую отдачу от масштаба в таких ключевых секторах, как добыча нефти, газа и полезных ископаемых, а также в обрабатывающей промышленности, которой свойственны высокая капиталоемкость и существование барьеров, мешающих проникновению на рынки.
Для определения оптимальной степени диверсификации требуется больше данных о структуре потребления и влиянии экспорта и импорта на внутренние рынки, а также информация о разнонаправленных силах, определяющих соотношение факторов производства и дифференциацию той продукции, в производстве которой Центральная Азия имеет сравнительное преимущество. Для поддержки экономической и рыночной диверсификации необходимо проведение внутренне согласованной и предсказуемой экономической политики, основанной на рыночных принципах. Физическая и институциональная инфраструктура должны совершенствоваться в тандеме, что требует улучшения государственного управления и облегчения условий ведения бизнеса. Проекты, связанные с транспортной инфраструктурой, являются весьма дорогостоящими, и инвестиции могут быть потрачены впустую, если не уделять внимание их согласованности с остальными направлениями внешнеэкономической политики. Для создания евразийского сухопутного моста и межрегиональных трубопроводов необходимо региональное сотрудничество, иначе существует риск того, что все сведется к дорогостоящим и малополезным проектам.
Если страны Центральной Азии желают участвовать в глобальных производственных цепях, которые являются наиболее динамично развивающимся сегментом мировой экономики XXI века, им необходимо улучшать условия ведения бизнеса и повышать предсказуемость международных операций, в особенности по отношению к производственным центрам Азии. Необходимо расширять доступ к финансовым услугам и укреплять системы социального обеспечения.
По мере интеграции стран Центральной Азии в мировые рынки экономическая открытость может принести им как повышение благосостояния, так и экономические и социальные издержки (например, потерю рабочих мест). Большинство производителей и фирм региона работают только на внутренний рынок, что означает наличие больших возможностей для увеличения объемов торговли. Однако малым и средним предприятиям необходим доступ к кредитам для модернизации своего производства и вхождения в производственные цепи, для покрытия дополнительных расходов, связанных с первоначальным выходом на внешние рынки.
Центральная Азия имеет много земли, но мало капитала. Также существует ряд подлежащих устранению торговых барьеров. Торговая политика и региональные институты играют для Центральной Азии важную роль в переходном периоде, поэтому необходимо изучить взаимосвязь между объемами производства и разнообразием товаров и капиталоемкостью, доступом к рынку, иностранными инвестициями и качеством институтов в пяти центральноазиатских странах. Имеется ряд расчетных данных, свидетельствующих о том, что качество инфраструктуры и различия в обеспеченности ресурсами положительно коррелируют с размерами торговли центральноазиатских стран с другими странами. Выгоды от торговли для Центральной Азии будут зависеть от того, как региону удастся расширить масштабы и разнообразие своего производства и преодолеть концентрацию на немногих продуктах, обусловленную его обеспеченностью факторами производства (землей, рабочей силой и капиталом), применяя новые производственные технологии при помощи внутренних институтов и регионального сотрудничества.