Аналитический и медиа дайджест – это гид по ключевым событиям и публикациям, вышедшим по Центральной Азии в течении месяца. Подписаться и получать его по почте –
[mc4wp_form]
Горячая тема
Россия и ее растущая военная роль в мире продолжает оставаться горячей темой мировых аналитических публикаций. Кроме участия России в Сирии, внимание уделяется и усилению сотрудничества России в сфере безопасности со странами Центральной Азии в свете угроз в северном Афганистане, увеличившихся до самого критического уровня с 2001 года. Издание Steppe Dispatches приводит небольшой обзор того, что оно называет «Действия России по переформатированию безопасности в Центральной Азии». За последние несколько недель Москва пообещала военную поддержку Кыргызстану и Таджикистану, решила продлить там свои военные базы до 2032 и 2042 гг, соответственно, увеличить контингент, а также активизировала контакты с афганскими и узбекскими коллегами. На последнем саммите СНГ также была принята концепция военного сотрудничества между станами-участницами до 2020 года. Что стоит за этим: реакция на возникшие локальные риски или видение более грандиозного порядка, как «Большая Евразия» (в понимании Сергея Нарышкина включающего целый альянс союзников от стран Центральной Азии до Сирии, Ирана, Индии и Китая), рассуждает Дэвид Льюис в статье для The Conversation.
Сама граница Таджикистана с Афганистаном будет укреплена новой авиагруппой из вертолетов Ми-24П и Ми-8МТВ для поддержки российской 201й базы в Таджикистане. Вертолеты будут размещены на базе Айни, пишет Jamestown Foundation. Афганское направление – это потенциально четвертый фронт для России после военных операций в Украине, Сирии и на Северном Кавказе, помимо необходимости усиления границ в Европе, Дальнем Востоке и Арктике. Но без эффективной региональной площадки по безопасности (которая должна включать как Узбекистан, так и Туркменистан) Россия вряд ли сможет справиться с четвертым фронтом, если там возникнут более серьезные угрозы. Кроме того, как пишет Afghanistan’s Analysts Network, эти угрозы могут носить взаимный характер: и в Афганистане вызывают озабоченность репрессивные меры, примененные к внутренней оппозиции в Таджикистане, которые могут повлиять на внутреннюю ситуацию в Афганистане, как и сама модель центральноазиатского авторитаризма.
О том, что падение Кундуза, а также беспорядки в Таджикистане стали основной причиной российских действий в Центральной Азии, пишет в аналитической статье для Central Asia –Caucasus Analyst Стивен Бланк.
На фоне нестабильности в Афганистане США решают оставить свое военные силы в этой стране до 2017 года. Центр стратегических международных исследований в Вашингтоне, США (CSIS) приводит детали свидетельства командующего американскими и международными войсками в Афганистане генерала Джона Кэмпбелла, который однозначно высказался за продолжение миссии и сохранение присутствия США после 2016. По словам Кэмпбелла, афганские силы национальной обороны и безопасности оказались неспособными ликвидировать Аль-Каиду или вынудить Талибан к принятию политических условий. При этом в Афганистане появились новые группировки, включая ИГ, что снижает доверие к национальному правительству со стороны населения. Если несколько лет назад, численность войск коалиции в Афганистане насчитывала свыше 140,000 тыс, то сейчас силы насчитывают менее 14 тыс, включая 10,000 американских военных. Генерал рекомендовал повысить численность американского контингента до 13,000, но судя по решению президента США, она останется неизменной, а в январе 2017 года сократится до 5 500 человек.
Граница Туркменистана и Афганистана, согласно многим экспертам, остается хрупкой. The Diplomat указывает, что ядро небезопасности в Туркменистане имеет как экономический, так и политический характер. Сегодняшнему лидерству, возможно, придется столкнуться с кризисом легитимности, так как население уже проявляет некоторое недовольство и сожаление о «прошлом режиме». Из-за доктрины нейтралитета, которой в декабре этого года исполняется 20 лет, правительство не может усилить сотрудничество со своими соседями и вряд ли запросит поддержку НАТО или России. Единственным выходом был союз с туркменской милицией в афганских пограничных деревнях, но и эта стратегия столкнулась с трудностями.
Японское турне
Впервые с 2006 года, японский премьер-министр посещает Центральную Азию. Шестидневный тур, который сопровождается подписанием договоров на около 16,5 миллиардов долларов, предназначен усилить энергетическое сотрудничество Японии со странами Центральной Азии. Для Японии поиск новых энергоисточников особенно обострился после катастрофы на Фукусиме-1 в 2011 году и закрытием ряда атомных станций. Кроме того, Токио планирует реализовать новую политику по увеличению своего присутствия в Центральной Азии, чтобы уравновесить влияние в этом регионе Китая.
Какие интересы может иметь островное государство с одним из самых удаленных от моря регионов в мире, спрашивает The Diplomat в статье «Третий сосед Центральной Азии». Визит Синдзо Абэ сопровождается крупной делегацией японских бизнесменов и крупные суммы подписанных договоров свидетельствует о начале серьезного экономического сотрудничества. В Туркменистане Япония сбирается инвестировать в разработку крупнейшего газового месторождения Галкыныш и строительство газопровода ТАПИ. В Казахстане и Узбекистане, где Япония уже является довольно крупным инвестором, интерес Токио лежит в основном в сфере нефти и газа. В Казахстане, который будет заключительной точкой маршрута Абэ, возможно, будут обговорены условия участия Японии в ЭКСПО-2017, сотрудничество по строительству атомной станции в Казахстане и точный срок открытия прямого авиамаршрута. По итогам переговоров Узбекистан и Япония уже подписали соглашения на сумму $8,5 млрд в таких секторах как энергетика, коммуникация, транспорт и другие. В Таджикистане и Кыргызстане Япония увеличит грантовую поддержку, инвестирует в некоторые экономические сектора, продолжит гуманитарное сотрудничество.
Экономика
Последний прогнозный отчет МВФ по Центральной Азии и Кавказу дает более пессимистичный прогноз для региона, чем ранее. По прогнозам МВФ в этом году рост в регионе Центральной Азии и Кавказа составит только 3¾ процента, что является из самых низких показателей роста со времен независимости. При этом оценки роста варьируются от 6 процентов в Узбекистане и Туркменистане до 2–3 процентов роста в большинстве других стран. Текущий кризис поднимает такие вопросы в регионе, как образование, развитие финансового сектора, экспортная диверсификация, бизнес-среда и коррупция, подчеркивает МВФ.
Экономист Владимир Попов в аналитической записке для PONARS, напротив, считает, что в России в нынешнем году может произойти рост производства даже не вопреки санкциям, падению цен на нефть и оттоку капитала, а благодаря им, точнее благодаря тому, что российские контрсанкции и снижение курса рубля, прямо вызванные этими событиями, дали новые стимулы к развитию отечественного производства. В 2012–2014 годах завышенный курс рубля препятствовал росту, в 2015-м эта преграда была устранена.
Как Россия, так и Казахстан все еще питают надежды на рост нефтяных цен. RFERL приводит материал, где говорится, что обе страны участвовали в заседании ОПЕК в Вене вместе с другими странами-экспортерами нефти, не входящими в ОПЕК, как Мексика, Колумбия и Бразилия, в попытке найти механизм для урегулирования нефтяного рынка.
Цифра
285,000 человек – численность сухопутных войск России, армия которой, по данным The National Interest, является четвертой среди пяти самых мощных армий мира (среди них: США, Китай, Индия, Россия и Великобритания). При этом распределение сухопутных войск по территории России – 1 солдат на 37 км2.
Фото
Серия фотографий из Казахстана представлена на сайте rabirius, цифрового художника и фотографа, публикующего репортажи с разных стран мира. В Алматы он запечатлел горы, небо, статуи, мечети, верблюдов… казалось бы, тривиальные объекты выглядят совсем нетривиально в линзе rabirius.
Новый журнал
Контрапункт – это журнал о политике и обществе, посвященный, в первую очередь, проблемам России. Журнал публикует на русском языке работы российских и иностранных авторов – академических ученых, экспертов и интеллектуалов, для которых Россия является предметом профессионального интереса. Журнал также публикует рецензии на важные и актуальные книги, связанные с российской тематикой.