Обновленный прогноз АБР снижает ожидаемый рост экономик Центральной Азии до 3,3% с 3,5% в 2015 году и до 4,2% с 4,5% в 2016 году, по мере того, как экономики региона будут приспосабливаться к снижению мировых цен на сырье и спаду в России. Более низкие доходы от экспорта, связанные с падением цен на нефть и газ, ограничили рост региональных экспортеров энергоресурсов: Казахстана, Туркменистана и Узбекистана. Кроме того, снижение денежных переводов снизило потребление в Узбекистане и региональных импортерах энергоресурсов: в Кыргызской Республики и Таджикистане. Со стороны предложения – услуги, сельское хозяйство, горнодобывающая промышленность и строительство, связанные с государственными инвестиционными программами, показали хороший рост в первой половине 2015 года, в то время как торговля и экспортно-ориентированные производства пострадали от слабого внешнего спроса, в том числе более низким, чем ожидалось, ростом в Китае. Снижение прогноза роста на 2016 год связано с ожиданием более медленного восстановления в Казахстане и отложенным влиянием рецессии в России, а также слабым ростом в КНР. Прогноз инфляции для Центральной Азии в 2015 году повышен до 8,1% с 6,7%, ранее прогнозируемого уровня в Asian Development Outlook, 2015 г. (ADO 2015), из-за эффекта резкого обесценения казахстанского тенге 20 августа, что повлекло повышение прогноза инфляции в Казахстане до 8,9% с 6,0%. Ценовой контроль, введенный в некоторых странах региона, помогает несколько сдерживать инфляцию от ускорения, несмотря на рост цен на продукты питания в России в первой половине 2015 года и дальнейшее ослабление валют.
Казахстан
20 августа 2015 года Казахстан неожиданно перешел к режиму свободно плавающего обменного курса, отказавшись от ранее введенного узкого коридора, привязанного к доллару США. В результате, местная валюта обесценилась более чем на 21%, что составило еще большее снижение, чем 16,2-процентная девальвация в феврале 2014 года. Этот шаг последовал за девальвацией других валют в регионе, в частности рубля, что, наряду с падением цен на нефть и другие сырьевые товары, снизило конкурентоспособность Казахстана. Рост в первой половине 2015 года, по оценкам, замедлился с 3,9% годом ранее до 1,7%, минимального уровня с 2009 года. В то время как страна все еще восстанавливается от девальвации 2014 года, низких цен на нефть и девальвации рубля, экономика испытала еще один шок с начала перехода к свободно плавающему курсу и в результате обесценивания тенге. В среднесрочной перспективе, выгоды от более конкурентоспособного валютного курса, скорее всего, материализуются. В то время как бюджет 2015 года был пересмотрен несколько раз в связи с более низкими ценами на нефть, правительство будет продолжать некоторые расходы по стимулированию, несмотря на резкое снижение доходов. Реальный рост может пострадать от сокращения частного потребления, отреагировавшего на повышение цен на импортные товары, а также снижение частных инвестиций в связи с падением прибыли производителей сырья. В 2016 году прогнозируемый рост экспорта и подготовка к Expo 2017 будут способствовать восстановлению экономического роста, несмотря на остающееся слабым частное потребление и низкий уровень инвестиций, а также потенциальные риски, связанные с увеличением процентных ставок для сдерживания инфляции. Инфляция останется в рамках однозначной цифры, но будет сдержана сокращением частного спроса и кредитования, сниженного из-за зарубежной задолженности местных банков и валютного несоответствия между высокой долей долларовых депозитов и кредитами, номинированных в основном в тенге.
Недавно введенный режим таргетирования инфляции потребует баланса между высокими процентными ставками, которые могли бы ограничить экономический рост, и высокими темпами инфляции, которые могут привести к дальнейшему снижению курса тенге и, соответственно, удорожанию импорта. Низкие цены на нефть и металлы сократили доходы от экспорта на 47% в первом квартале 2015 года и привели к отрицательному сальдо текущего счета. Поскольку цены на сырье, как ожидается, останутся на низком уровне в 2015 и 2016 году, сократившиеся экспортные доходы все равно превысят сократившийся импорт товаров, снижение экспорта чистых услуг, а также снижение чистого дохода от инвестиций. Как ожидается, экспорт немного восстановится в 2016 году, что снизит дефицит текущего счета, несмотря на рост спроса на импортные товары и услуги в рамках подготовки к ЭКСПО 2017. Также ожидается, что добыча нефти на месторождении Кашаган начнется в 2017 году, что должно стимулировать экономический рост и укрепление текущего баланса счета в среднесрочной перспективе.
Кыргызская Республика
ВВП в первом полугодии 2015 года вырос на 7,3%, или на 4,4%, исключая золото. Промышленность выросла на 23,6%, что стало результатом роста в металлургии и переработке товаров. Рост сельского хозяйства составил 2,4%, а торговли – 5,8%. Рост в строительстве снизился вдвое до 11,2% от 22,0% в 2014 году, что отражает более умеренное увеличение капиталовложений, где рост сократился также вдвое: до 6,8% с 13,5% в 2014 году. Экономический рост в этом году будет в значительной степени зависеть от денежных переводов и торговли с Российской Федерацией, которая переживает спад. Прогноз роста на 2016 год аналогично базируется на предположительно некотором восстановлении в Российской Федерации и других субрегиональных торговых партнерах. Вступление Кыргызской Республики в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) 8 мая 2015 года и физическое открытие границ в ЕАЭС с 12 августа 2015 года вносят неопределенность в перспективы роста страны во второй половине 2015 года и в среднесрочной перспективе. Кыргызский сом обесценился примерно на 5,4% в первые 6 месяцев 2015 года, и курс стал крайне нестабильным после 20 августа 2015 года, когда резко обесценился тенге. Инфляция может ускориться во втором полугодии после открытия границ в ЕАЭС. Инфляция в 2015 году может вырасти сильнее из-за девальвации тенге и рубля, сильного экономического роста в первой половине года и ожидаемого роста цен на продовольствие. В 2016 году инфляция, как ожидается, будет столь же высокой из-за корректировки цен в рамках ЕАЭС. С января по июнь 2015 года дефицит внешней торговли сократился на 23,1% по сравнению с годом ранее из-за сокращения общего объема торговли. Импорт снизился на 16,8%, в основном, импорт автомобилей, машин и оборудования, удобрений, одежды, аксессуаров, в то время как экспорт упал на 2,6% с сокращением поставок фруктов, овощей, одежды и аксессуаров, несмотря на рост экспорта золота. Денежные переводы сократились примерно на 25,4% по сравнению с 6 месяцев 2014 года, что отражает продолжающийся спад в Российской Федерации и девальвацию рубля.
Таджикистан
Рост замедлился до 6,4% в первом полугодии 2015 года из-за некоторого замедления темпов увеличения промышленного производства до 14,9% с 16,8% годом ранее, что стало результатом относительно низкого роста производства алюминия на 3,5%, а также снижения роста услуг до 0,8% из-за влияния рецессии в России. Сельскохозяйственное производство выросло на 6,9%. Розничная торговля и услуги, как ожидается, будут и далее снижаться во второй половине 2015 года, компенсировав умеренный рост в промышленности и сельском хозяйстве. Замедление роста продолжится в 2016 году, несмотря на ожидаемое восстановление в России. Средний уровень инфляции снизился до 5,5% в первой половине 2015 года, в связи с проведением аукционов ценных бумаг Национального банка Таджикистана и казначейских векселей для изъятия ликвидности. Таджикский сомони обесценился примерно на 18% по отношению к доллару США в течение этого периода и на 32% по отношению к рублю, даже несмотря на валютные интервенции со стороны Национального банка Таджикистана. Инфляция может повыситься до 7,0% в 2016 году с учетом ожидаемого роста цен на продукты питания и коммунальные услуги, последующие за повышением заработной платы, предстоящим в государственном секторе. Инфляция может ускориться далее в результате постепенного обесценивания сомони и введения валютного контроля, что будет ограничивать производство и импорт, увеличивая тем самым цены, как на местные, так и на импортные товары. 32-процентное падение денежных переводов в первом полугодии 2015 года по сравнению с аналогичным периодом в 2014 году способствовало снижению импорта на 25%, а экспорт снизился примерно на 8%. Неопределенность внешней среды в результате продолжающегося обесценения рубля, ослабления юаня и казахского тенге повлияет на Таджикистан, главным образом, за счет денежных переводов, так как Россия и Казахстан являются основными направлениями для таджикских трудовых мигрантов, а также через внешнюю торговлю, так как торговля с Российской Федерацией, КНР, Казахстаном составляли около 60% всего импорта и 26% экспорта в 2014 году.
Туркменистан
Экономический рост в первом полугодии 2015 года, по сообщению официальных органов, составил 9,1%, что стало ниже роста ВВП в первом полугодии 2014 года. Рост в этом году был обусловлен расширением в промышленности на 6,2%, строительства на 12,1%, сельского хозяйства на 11%, сектора услуг на 11,6%. Со стороны спроса, увеличение инвестиций на 7,9% стал главным драйвером экономического роста. В течение 2015 года снижение мировых цен на энергоносители, по прогнозам, сократит экспортные поступления и несколько замедлит темпы инвестиций. Тем не менее, сильные фискальные и внешние резервы помогут поддержать рост в сложных внешних условиях. Соответственно, этот прогноз несколько снижает ожидаемый рост в 2015 году, но сохраняет прогноз на замедление роста в 2016 году. Центральный банк Туркменистана решил ограничить инфляцию в первом полугодии 2015 года. Несмотря на некоторый прирост цен на продукты питания и девальвацию туркменского маната 1 января 2015 года, регулирование цен пока сдерживало инфляцию. Прогноз инфляции на 2015 год сохраняется в свете ожидаемого эффекта от девальвации маната и снижения государственных субсидий на электроэнергию, топливо и общественный транспорт, что несколько повысит цены на продукты питания, строительные материалы, услуги и коммунальные услуги. Снижение цен на энергоносители приведет к сокращению экспортных доходов, несмотря на возросший объем экспорта газа, реализуемый, чтобы удовлетворить газовые контракты с Китаем.
Узбекистан
По официальным данным, экономика в первой половине 2015 года выросла на 8,1%, сравнявшись с уровнем в первые 6 месяцев 2014 года. Со стороны предложения, рост ВВП был обусловлен ростом промышленности на 8,1% и услуг на 13,1%. Рост производства строительных материалов и двузначный рост в легкой промышленности увеличили объем производства промышленной продукции, в то время как бурная экспансия кредитования коммерческими банками и сильный спрос на информационные технологии стимулировали рост в сфере услуг. Несмотря на неблагоприятную погоду, сельское хозяйство выросло на 6,5%, что стало немного ниже роста на 6,9%, зафиксированного в 2014 году. Со стороны спроса, инвестиции были основным источником роста в первом полугодии. Валовые инвестиции в основной капитал, по оценкам, выросли на 9,8% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года, в связи с продолжением реализации государственных программ развития. Основываясь на данных первого квартала, вклад чистого экспорта в экономический рост, по оценкам, сократился, так как внешний спрос остается слабым, а крупные торговые партнеры испытывают экономические трудности. По данным правительства, среднемесячный уровень инфляции в первом полугодии 2015 года составил 0,4%, или 4,9% в годовом исчислении, что остается в пределах целевого диапазона монетарного органа. Тенденции, влияющие на индекс потребительских цен, как-то: увеличение государственных расходов и продолжающееся снижение курса местной валюты, частично компенсировано снижением расходов на импорт. Правительство объявило внешний профицит торгового баланса в объеме $83.4 млн в первой половине 2015 года, что стало на 82% ниже сальдо торгового баланса годом ранее ($482.1 млн). Экспорт остается слабым из-за низких цен на природный газ, золото, медь и хлопок, а также замедления в странах-ключевых торговых партнерах: Казахстане, Кореи и России. Внешняя торговля с этими тремя партнерами снизилась на 18% по сравнению с аналогичным периодом в 2014 году. В то же время торговля с Китаем выросла приблизительно на 36% в годовом исчислении, по-видимому, в связи с экспортом энергоносителей. Импорт товаров и услуг сократился на 6% по сравнению с аналогичным периодом в 2014 году, в основном из-за снижения мировых цен и ужесточения импортного контроля.