Аналитический и медиа дайджест – это гид по ключевым событиям и публикациям, вышедшим по Центральной Азии в течении недели. Подписаться и получать его по почте –
[mc4wp_form]Горячая тема
Падение цен на нефть, российского рубля, юаня, «свободное плавание» тенге, шоки финансового рынка Китая – все это имеет прямое значение для стран Центральной Азии. Даже если среди них формально значимым нефтяным экспортером является только Казахстан, драматичное падение мирового нефтяного рынка скажется на всей Центральной Азии через снижение экономики России. А российская экономика, как пишет Андрей Мовчан в Carnegie.ru, зависит от нефти на почти 60%. Даже если напрямую три четверти ВВП России не происходят из нефтяных скважин, источники финансирования этих ненефтяных частей ВВП зависят от экспорта нефти.
Там же на Carnegie.ru опубликован подробный анализ событий в Китае от Майкла Пети, известного экономиста и эксперта по Китаю, автора бестселлера The Great Rebalancing: Trade, Conflict, and the Perilous Road Ahead for the World Economy (“Большой передел: торговля, конфликты и грядущие опасности для мировой экономики”). Похоже, что споры о характере экономики реформ в Китае возобновились с новой остротой, сопровождаемые в этот раз арестами среди китайской элиты. Экономика Китая слишком подавляется ролью государства и отказ от государственного контроля над определенными аспектами хозяйственной жизни, особенно над финансовой системой, может стать необходимым для предотвращения весьма опасного роста волатильности в долгосрочном плане.
Для Центральной Азии проблемы Китая, несомненно, должны сигнализировать об опасности строительства «большого государства» и необходимости развития уравновешивающего частного сектора. В этой связи кризис в Китае ставит под сомнение устойчивость дальнейшей китайской экспансии в Центральной Азии, ведь за ней стоят амбиции государства, а не частных игроков Китая. И конечно, снижение экономического роста Китая, как выразилась статья в Foreign Policy, “забивает гвоздь в крышку гроба оптимистов нефтяного рынка”. C ростом предложения нефти, не считая перспектив иранской нефти, и падением спроса в Китае перспективы нефтяных котировок, экономики России и следующих за ней стран Центральной Азии становятся тревожными.
Каким будет ответ правительств стран Центральной Азии, еще неясно. «Don’t ask for whom the bell tolls in Kazakh steppes», утверждает автор статьи в Asia Times, указывающей, что Казахстан ждет «период затягивания поясов», включающий в себя массовые увольнения и сокращения бюджетов в социальные и инфраструктурные программы. В Узбекистане правительство повышает с 1 сентября ставки импортных пошлин и акцизного налога на ряд товаров, стремясь защитить своего производителя разгар «девальвационных войн». Таджикистан стремится развивать производство импортозамещающей продукции, так же как и Туркменистан. Кыргызстан накануне парламентских выборов (где собираются принять участие 14 партий, рекордное количество для региона), похоже, больше озабочен политическими вопросами.
На фоне экономических проблем обостряются и политические риски в регионе. Смогут ли правительства стран Центральной Азии сохранить авторитарный контроль в быстро меняющейся экономической среде, грозящей ростом бедности, усилением безработицы, протестами социально незащищенных групп? Власти в Центральной Азии недостаточно консолидированы и угроза режимам может возникнуть изнутри. Скотт Радниц в отчете для PONARS утверждает, что региональным элитам уделяется небольшое внимание, тогда как именно они могут сыграть решающую роль в процессе перехода власти в Центральной Азии. Впрочем, и Эрик Макглинчи уверен, что ни одна внешняя сила не угрожает сменой «статуса кво» в Центральной Азии. Возвращаяясь к теме «Большой игры», он утверждает, что геополитическое балансирование освобождает руки режимам ЦА, позволяя им вплотную заняться своей внутренней политикой.
Медиа
Кейси Мишель, аналитик из Harriman Institute Колумбийского университета с активным интересом к России и Центральной Азии, в журнале Politico представил выводы своего исследования кремлевской пропаганды и ее рупора – канала RT (Russia Today). С годовым бюджетом в 450 млн долл в 2014 году, RT справляется со своей работой лучше, чем такие признанные мастера советской пропаганды, как газета «Правда». В «Правде» было много открытой лжи, легко раскусываемой советcкими читателями, RT же убедительна даже для западной аудитории.
Сегодня довольно часто вспоминают начало Первой мировой войны (см., например, историческую зарисовку на сайте Wilson Center). Убийству в Сараеве исполнилось 101 год и к нему же отсылает название книги американского стратега Хармана Уллмана – «A Handful of Bullets: How the Murder of Archduke Franz Ferdinand Still Menaces the Peace – или в вольном переводе: «Горсть пуль: как убийство эрцгерцога Франца-Фердинанда до сих пор угрожает миру». В этой книге автор затрагивает проблемы мирового масштаба и предупреждает о четырех всадниках Апокалипсиса: не справляющиеся cо своей ролью правительства; экономическое отчаяние; религиозный экстремизм и экологическая катастрофа. Последний обзор на книгу, вышедшую в конце прошлого года, можно прочесть в Huffington Post.
Цифра
36%
Процентов населения Монголии младше 20 лет. Страна с почти 3-миллионным населением должна решать проблему занятости. Рекомендации для рынка труда Монголии недавно выпустила Rand Corporation.
Фото
Крым, Чернобыль, Аральское море и другие распавшиеся осколки советской империи через линзу фотографа Герда Людвига http://www.gerdludwig.com/. Фотография Аральского моря появилась в инстаграме Леонардо Ди Каприо, чем вызвала полный восторг среди центральноазиатов….
Цитаты
Рецессия до 2017 г., доллар дороже 75 руб., обвал реальных доходов населения – все это ждет Россию при цене $40 за баррель нефти
Новый прогноз Минэкономразвития России (газета “Ведомости”)