Если в своей статье «Prisoners of Geography” для Foreign Policy в 2009 году известный экономист Рикардо Хаусманн писал о взаимосвязи между географией отдельной страны и экономическим ростом (указывая, помимо прочего, на то, что тропический климат, удаленность от моря и отсутствие выхода к морю являются природными барьерами для процветания), то новая книга Тима Маршалла «Prisoners of Geography: Ten Maps That Tell You Everything You Need To Know About Global Politics» («Узники географии: десять карт, которые объясняют все о глобальной политике») рассматривает политическое значение географических условий.
Автор книги, известный журналист и редактор английского ресурса Sky News, использует десять карт критически важных регионов мира: Россия, Китай, США, Латинская Америка, Ближний Восток, Африка, Европа, Япония и Корея, Гренландия и Арктика, чтобы объяснить геополитические стратегии великих держав. География имеет большое значение: горы, реки, моря являются непреодолимыми ограничителями для стран, влияют на их политику, обнажают их слабости и диктуют решения лидеров. Например, книга задает такие вопросы: имеет ли отношение к событиям на Украине тот факт, что Россия должна иметь флот, но ее порты заморожены шесть месяцев в году? Как будущее Китая ограничивается его географией? Почему Европа никогда не объединится, и как реки разделяют Европу на отдельные государства-нации? Почему нападение на Америку обречено на неуспех? Как горный ландшафт в Иране мешает экономической интеграции?
Обзор на книгу, данный Даниелем Домбеем в Financial Times, берет пример турецко-сирийской границы. С одной стороны границы – страна-член НАТО, с другой – джихадисты ИГИЛа. Но границы между этими двумя мирами мало помогают в отсутствие такого природного ограничителя, как горы, которые служат защитой границы Турции с Ираком, и потому легкость пересечения границы Турции с Сирией представляет постоянную угрозу со стороны исламистов для западного мира.
FT замечает, что книга Маршалла, конечно, во многом вдохновлена идеями сэра Маккиндера, который впервые ввел такую дисциплину, как геополитика, в 1904 года в своей лекции для Королевского географического общества. Его мышление о мире – в частности, идеи о стратегическом значении равнин – пронизывает всю книгу. Но Маршалл существенно развивает далее идеи Маккиндера. В центре его работы – одновременно удручающий и радикальный тезис о том, что мир обречен на дисфункциональное состояние.
Поэтому у президента России Владимира Путина не было другого выбора, кроме как захват Крыма и тепловодного порта Севастополя; Китай всегда будет подавлять Тибет, свою природную границу с Индией. Это, в общем, одна из самых детерминированных книг, выпущенных в последнее время. Она не придает значения, к примеру, тому, что умышленная агрессия путинской России могла возникнуть в результате ошибок самой Москвы или Запада, или не дает перспектив того, что у Коммунистической партии Китая и ее национализма есть и другие альтернативы.
Геополитика не может объяснить все, пишет обозреватель FT. Недавнее репрессивное и анти-западное поведение таких лидеров, как Путин, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган и венгерский премьер-министр Виктор Орбан вызвано не только физическими географическими характеристиками их стран, но и группой других факторов, главный из которых – снижение силы притяжения Запада.
Десять лет назад очарование США и ЕС было достаточно сильным, чтобы мотивировать таких авторитарно настроенных лидеров к тесному сотрудничеству. Но война в Ираке, великая рецессия и кризис ЕС поставили на этом очаровании крест. Кроме того, невозможно серьезно обсуждать ИГИЛ без понимания развития идеологии джихада как на Ближнем Востоке, так и на Западе. Поэтому, заключает обозреватель, идеология играет не менее важную роль, чем реки, равнины и горы.
Книга Prisoners of Geography: Ten Maps That Explain Everything About the World by Tim Marshall, Elliott & Thompson, RRP£16.99/$26 намечена на выход в Amazon 27 октября 2015