В таджикскую прессу просочилась копия официально неопубликованного распоряжения правительства Республики Таджикистан, где говорится, что отныне все государственные ведомства и структуры обязываются передать официальную информацию только государственному информационному агентству «Ховар», а другие СМИ смогут получать официальные новости и информацию только у «Ховара». «Монополизация новостей» не вызвала много радости у таджикских СМИ. Аналитическая сеть Центральной Азии попросила таджикских журналистов прокомментировать данную новость.
Абдумалик Кадыров, директор IWPR Таджикистан:
“Данная инициатива, прежде всего, противоречит Конституции, которая гарантирует равноправный доступ к информации. Также это говорит о желании властей ограничить распространение альтернативной информации, чтобы народ смотрел на события и оценивал их глазами властей.
Основная проблема, исходящая из данного распоряжения, заключается в злоупотреблении им, и как у нас говорят, «вместо тюрбана, приносят голову». Хотя распоряжение касается распространения официальной деятельности правительства, но, ссылаясь на него, чиновники смогут отказать от предоставления любой информации независимым СМИ, что в свою очередь противоречит Конституции».
Умед Бабаханов, главный редактор «Азия-Плюс»:
Наверное, данное решение имеет своё объяснение. Не каждый правительственный чиновник умеет общаться с прессой, и не все они достаточно компетентны, чтобы комментировать журналистам ту или иную ситуацию. Это наша реальность. Поэтому стремление властей взять под более жесткий контроль поток информации, который идет в прессу от государственных структур, вполне понятно.
Однако на деле данное решение даст обратный эффект. Если вся государственная информация будет идти только через один канал, до простых людей будет доходить меньше новостей о деятельности правительства. В результате будет расти непонимание и разрыв между властью и обществом.
Наоборот, в период кризиса правительственные чиновники должны максимально использовать возможности всех национальных СМИ вне зависимости от форм собственности, чтобы доводить свою позицию до людей, успокоить их, объяснять какие были приняты решения и почему. В конце концов, мировая практика говорит о том, что люди больше доверяют негосударственным СМИ. И их потенциал было бы правильно использовать. Это позиция сильного, уверенного в себе правительства. Потенциал таджикских СМИ тем более следует использовать, учитывая информационные войны, которые бушуют в нашем регионе и в мире.
Раджаб Мирзо, известный журналист:
Понятно, что данная инициатива была предпринята с целью раскрутки государственного информационного агентства, хотя она не находится в рамках закона и логики. Законодательство Таджикистана позволяет всем СМИ иметь равноправый доступ к получению и распространению информации. Протокол заседания правительства не может быть выше закона.
С другой стороны, 21-й век является веком информации. Правительство предпринимает шаги по внедрению “электронного правительства”. Почти у всех СМИ и госучреждений есть веб-сайты. Что же тогда означает распоряжение давать всю информацию только «Ховару»?
Конечно, и до сих пор не было легко получить информацию от государственных ведомств, но теперь положение журналистов только ухудшится.