Somoni Devaluation: An assessment of measures taken by the National Bank of Tajikistan
Central Asia Economic Papers No. 15 July 2015
Резкое снижение мировых цен на нефть со 100 долларов в сентябре 2014 года до $50 в январе 2015 привело к ухудшению состояния российской экономики. Этот фактор значительно влияет на стабильность рубля, а также исполнение доходной части российского бюджета, половина которого зависима от доходов от продажи нефти и газа. Конфликт с Западом еще больше повлиял на снижение темпов экономического роста страны. Экономика страны выросла лишь на 0,6 процента в 2014 году, по сравнению с 1.3 процентами в предыдущем году. МВФ и Всемирный банк прогнозируют дальнейшее снижение экономики России в 2015 году – МВФ до минус 3,4 процента и ВБ минус 3,8 процента соответственно.
Экономический кризис в России и новое законодательство, регулирующее трудовую миграцию в России, вступившее в силу в январе 2015 года и усложнившее процедуры для мигрантов по получению разрешения на работу, совокупно оказали негативное влияние на экономический рост в Таджикистане. Снижение денежных переводов, отправленных таджикских мигрантов, большинство из которых работают в России, будет иметь прямое влияние на экономику Таджикистана, где годовой объем денежных переводов составляет почти 50 процентов от ВВП. По данным Всемирного банка, это делает Таджикистан наиболее зависимой в мире страной от денежных переводов в 2014 году. В первом квартале 2015 года экономический рост в Таджикистане составил 5,3 процента по сравнению с 7 процентов в предыдущем году. К концу 2014 года, экспорт снизился на 7,3 процента и денежные переводы на 8 процентов.
Резкое обесценивание российского рубля и сокращение валютных поступлений в Таджикистане вызвало растущий дефицит доллара США в стране. Национальный банк Таджикистана (НБТ) пытается стабилизировать ситуацию, но до сих пор эти попытки оказались тщетными. 5 мая 2015 года Президент Эмомали Рахмон уволил все руководство Национального банка Таджикистана, по сути, из-за неэффективной денежно-кредитной политики, которая привела к резкой девальвации национальной валюты, сомони.
НБТ предпринимал вербальные и валютные интервенции в попытке поддержать стабильность сомони. Частые инспекции пунктов обмена валюты со стороны правоохранительных органов, предпринимаемые для недопущения неоправданно высокого курса обмена на доллары США, только спровоцировали тревогу среди населения Таджикистана. Валютные ограничения на местах стали причиной появления черного рынка, где можно обменять любую сумму в обход официальных ограничений и нарушая закон. В то время как НБТ пытается стабилизировать ситуацию, правительство должно также разделить ответственность за происходящее.
Падение курса национальной валюты Таджикистана является отражением общего состояния экономики страны, которая обременена бюрократией и коррупцией. Чтобы решить эту тупиковую ситуацию, необходимо проведение трудных и болезненных реформ. Они включают в себя дерегулирование, приватизацию и либерализацию, направленную на улучшение инвестиционного климата. Таджикистан должен изменить структуру экономики и восполнить приток иностранной валюты через иностранные инвестиции и доходы от экспорта, а не полагаться на денежные переводы мигрантов.