Торговля и человеческое развитие
Серия аналитических записок по человеческому развитию для стран Центральной Азии
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Спустя два десятилетия после обретения независимости экономики Центральной Азии все по-прежнему полагаются на экспорт небольшого объема сырьевых товаров. Рост экспорта готовой продукции из стран Центральной Азии, за исключением Казахстана, за последнее десятилетие отставал от уровня многих стран с развивающейся или переходной экономикой.
Барьеры для приграничной и трансграничной торговли в Центральной Азии остаются значительными. На это явно указывают и исследования Всемирного банка «Ведение бизнеса» (Doing Business), в чьих рейтингах страны Центральной Азии занимают самые низкие места в категории «трансграничная торговля». Более высокие торговые затраты представляют собой особую нагрузку на предприятия малого и среднего бизнеса в таких трудоемких областях, как сельское хозяйство, легкая промышленность, оптовая и розничная торговля, туризм. Высокие торговые затраты, и низкий уровень конкурентоспособности и производительности в этих секторах сдерживают рост занятости и ограничивают возможности для роста, направленного на улучшение положения бедных слоев населения.
Вопросы торговли и интеграции в настоящее время выходят на первый план в повестке дня развития стран Центральной Азии. Это становится очевидным ввиду возобновления инициатив по интеграции в рамках ВТО и Евразийского пространства, а также повышения значимости глобальных производственно-сбытовых цепочек, улучшения транспортной инфраструктуры в регионе, а также продолжающегося роста и без того значительных миграционных и денежных потоков. Ввиду недавнего вступления Российской Федерации (2012 г.) и Таджикистана (2013 г.) во Всемирную торговую организацию (ВТО) значительный объем торговли стран Центральной Азии в настоящее время подпадает под действие положений ВТО.
Опыт Кыргызстана (страна является членом ВТО с 1998 года) показывает, что членство в ВТО и сравнительно открытые режимы торговли, которые предполагаются членством, могут внести важный положительный вклад в человеческое развитие. Однако, опыт также показывает, что членство в ВТО само по себе не ведет к улучшению условий торговли и развитию рыночных отношений.
Таможенный союз, основанный в 2010 году Евразийским Экономическим Сообществом, направлен как на углубление интеграции с созданием экономического союза к 2015 году, так и на его расширение за счет вступления в него Кыргызстана и (возможно, позднее) Таджикистана. Евразийская интеграция могла бы расширить перспективы человеческого развития в странах Центральной Азии, в частности, если она выйдет за рамки установления преференций в торговых от- ношениях и также включит в себя вопросы институционального развития, регулирования миграционных и финансовых потоков, повышения конкурентоспособности трудоемких экспортоориентированных отраслей экономики.
Однако если Таможенный союз будет создавать дополнительные барьеры для ведения торговли между странами-участницами и странами, не входящими в Союз, и если это будет препятствовать включению Центральной Азии в глобальные производственно-сбытовые цепочки, то регион рискует не воспользоваться значительными возможностями для развития.
Создание глобальных производственно-сбытовых цепочек в качестве драйверов для экономического роста дало бы региону Центральной Азии значительные возможности развития, особенно в свете географической близости к трем странам БРИКС (BRICS) – России, Китаю и Индии. Однако для того, чтобы воспользоваться предоставленными возможностями странам Центральной Азии необходимо возобновить национальный интерес и региональное сотрудничество для совершенствования транспортной инфраструктуры Центральной Азии и устранения имеющихся барьеров в торговле в приграничных зонах и через национальные границы.
Происходящие процессы предоставляют дополнительные возможности для диверсификации экспортной корзины стран Центральной Азии, а также для развития и расширения торговли, производства и занятости в трудоемких отраслях экономики. Снижение зависимости от экспорта сырьевых товаров также могло бы снизить нагрузку на экологический, человеческий и социальный капитал региона. Наиболее значимые выгоды от таких возможностей человеческого развития могли бы получить низко-квалифицированные рабочие, женщины, мелкие производители и торговцы, а также жители приграничных районов.
Следующие мероприятия могли бы способствовать использованию перечисленных возможностей:
- снижение барьеров для приграничной и трансграничной торговли, в частности, путем содействия развитию торговли и реализации инициатив в области управления границами;
- наращивание инвестиций с целью повышения конкурентоспособности и эффективности мелких производителей и торговцев, которые не в полной мере пользуются преимуществами расширения экономической интеграции в Центральной Азии; и
- учет потребностей человеческого развития и возможностей, которые открываются для стран Центральной Азии, при поддержке инициатив ВТО и Евразийской интеграции