Вопросы здоровья, включая сексуальное и репродуктивное здоровье, а также отношения в семье редко обсуждаются в консервативных обществах, какими в большинстве своем остаются страны Центральной Азии. Такие темы особенно мало обсуждаются среди тех, чьим первым языком не является русский язык, и для кого только сейчас интернет становится более доступным. Учитывая рост интереса, в центральноазиатском интернете появились специальные проекты, предоставляющие информацию о табуированных темах, в том числе на местных языках. В интервью CAAN о проектах в Туркменистане и Казахстане рассказали Айнабат Яйлымова, руководитель проекта Saglyk («Здоровье»), который уже почти десять лет просвещает туркменоязычную аудиторию по вопросам здоровья человека, семьи и общества, включая такие «табу», как сексуальное и репродуктивное здоровье, а также Карлыгаш Кабатова, создатель проекта Uyat Emes, просветительского сайта для казахстанцев о вопросах репродуктивного здоровья и сексуальных отношений.
Вначале мы попросили их рассказать о своих проектах.
Айнабат Яйлымова: Saglyk.org – это первая и на сегодняшний день единственная платформа, где рядовой туркменоязычный человек может получить достоверную информацию о своем здоровье. Сайт был создан в 2009 году усилиями туркменистанцев, которых волнует грамотность населения в вопросах здоровья, здорового образа жизни, а также проблема доступа к информации на родном языке. Три составляющие определяют работу Saglyk: здоровье и благополучие семьи, экологическое здоровье и общество, продвигающее конструктивный информированный диалог для решения общественных проблем.
На сегодня посетитель сайта имеет доступ к базе, состоящей из более 1000 статей, посвященных здоровью, и ответов на 1500 вопросов посетителей сайта. Мы освещаем темы на стыке здоровья и социальных проблем туркменского общества. 85% вопросов, поступающих от читателей, касаются сексуального и репродуктивного здоровья. Поэтому это одно из наших приоритетных направлений работы. Мы в равной степени предоставляем информацию и для мужчин, и для женщин и продвигаем равноправие полов через наш контент.
Мы создаем контент для простого человека, не для врачей. То есть рядовой молодой человек в возрасте 12-25 лет заходит почитать научно обоснованную информацию и может найти прямой ответ, без предубеждений, на свой вопрос на своем родном языке на темы, которые являются табу в нашем обществе: безопасный секс, контрацепция, гендерное равенство, репродуктивное здоровье, здоровье матерей и детей, роль отцов в туркменской семье и многие другие вопросы.
Мы пытаемся создать конструктивный диалог и язык по этим вопросам. Например, Saglyk проделывает большую работу по продвижению правильного, уважительного языка в отношении человеческой сексуальности на туркменском языке. Это очень важный момент. Так как у нас молодежь не знает, например, правильного названия своих половых органов на родном языке или использует уличный и порой оскорбительный язык. Язык – это отношение к определенной проблеме, в данном случае, это отношение к себе и к противоположному полу.
Карлыгаш Кабатова: UyatEmes.kz – это просветительская онлайн-платформа для молодежи и заинтересованных родителей на казахском и русском языках. На сайте можно найти короткие статьи по таким темам, как половое созревание, отношения с окружающими, романтические отношения, как защитить свое сексуально-репродуктивное здоровье.
Кроме статей, подростки могут найти реальные истории из юности наших более взрослых читателей, которые решили поделиться своим опытом и переживаниями. Подростки могут анонимно задать свои самые личные вопросы нашим консультантам – специалисту по репродуктивному здоровью с многолетним опытом и специалисту по сексуальной грамотности детей. Родители не только смогут узнать, о чем стоит поговорить с детьми, но и найдут полезные статьи для себя. У проекта есть также странички в соцсетях Facebook, Instagram и VK.com.
UyatEmes.kz растет и в будущем у платформы будет больше функций, например, обучающая квест-игра, интерактивный атлас тела и др.
Почему появилась необходимость в таком проекте на местном языке? Означает ли это, что у людей нет доступа к такому рода информации в печатном виде? Можем ли сказать, что у целевой аудитории появилось больше доступа к интернету?
Карлыгаш Кабатова: Уровень сексуальной грамотности в Казахстане очень низкий, особенно среди казахскоязычного населения. По разным данным, каждый год в Казахстане регистрируется от 6000 до 10000 родов у девочек-подростков. Большинство их них происходят в южных регионах – самых густонаселенных, где преобладает казахский язык.
Я – сторонник полового просвещения в школах, но в нашей системе среднего образования его пока нет. Благодаря UNFPA, однако, эта сфера знаний появилась в колледжах четырех областей республики в виде предмета под названием «валеология».
Когда в конце 2017 г. я проводила опрос молодежи (59 человек в возрасте от 15 до 30 лет), я выяснила, что интернет-источников информации о сексуально-репродуктивном здоровье на казахском языке практически нет. Сама я их также не нашла. Молодежь хотела бы получать эти знания в семье от своих родителей, но только 8 человек из 59 имели такой разговор с одним из родителей. При этом лишь один из этих 8 респондентов – казахскоговорящий.
В Инстаграме, очень популярном среди келинок (замужних женщин), темы секса и сексуально-репродуктивного здоровья не обсуждаются. Там в основном обсуждают, как поладить с семьей мужа, вкусно готовить и растить детей. Так что доступ к интернету есть, но вот источников качественной информации нет.
Айнабат Яйлымова: Saglyk.org систематически и ежедневно ведет деятельность и диалог с молодежью онлайн. Часть населения, не проживающая в городах, не владеет русским языком в достаточной мере, поэтому очень важно создавать ресурсы на туркменском языке. Очень многое из нашего материала является единственным источником информации по определенным темам на интернете на туркменском языке.
Трудно сказать конкретно, имеют ли женщины в Туркменистане доступ к интернету в равной степени с мужчинами. К сожалению, у нас нет такой статистики по стране. Но в пределах нашего проекта можно отметить следующее. В общем, активность молодежи в обмене мнениями, наличие у них гражданской позиции по социально значимым вопросам – очень низкие в туркменском обществе. Что очень бросается в глаза, это то, что голоса и мнения женщин и девушек не слышны онлайн. То есть женская позиция не освещается.
Как вы в целом оцениваете ситуацию с женским здоровьем в вашей стране? Какие проблемы, специфика, отличающая страну от других? Есть ли какой-то прогресс, достижения?
Айнабат Яйлымова: Статус и здоровье женщин в обществе – это один из важных показателей развития общества. В советское время многое было сделано для улучшения статуса женщин. К нашему большому сожалению, в нашем обществе еще не выработалась культура работы со статистикой, которая важна для государственного управления и выработки стратегий развития общества. Поэтому нам приходиться опираться на данные международных организаций, которые работают с правительством, и выдают хоть какие-то цифры. Проблем очень много, и мы в силах охватить только некоторые и них. Например, по статистике ВОЗ материнская и детская смертность остается очень высокой в Туркменистане.
Домашнее насилие против женщин – очень больная тема для нашего общества. Насилия предостаточно, но люди предпочитают или не видеть, или молчать, и многие не понимают, как это напрямую влияет на здоровье женщины. Люди все еще не отличают физическое и эмоциональное здоровье и не воспринимают то, что насилие может быть не только физическим и сексуальным, но и эмоциональным.
Одно из больших препятствий – это отсутствие в нашем обществе общественных организаций, которые могли бы конструктивно и эффективно вместе с правительством решать эти многочисленные проблемы.
Разделение полов в общественной и частной жизни приводит к низкой грамотности, осведомленности о полах и к стереотипам. Именно это сейчас и происходит в нашем обществе. В школах молодые люди и дети не обучаются психологии полов, и получается, что доминирующая культура в обществе утверждает, что девочки и мальчики не могут быть друзьями, их отношения могут быть только романтическими или никакими. Это большой бросок назад в эмансипации женщин. Гендерные отношения претерпевают большие изменения.
Карлыгаш Кабатова: Благодаря более благоприятной экономической обстановке, чем в других республиках ЦА, Казахстан может больше вкладывать в здравоохранение, повышать уровень технического оснащения медицинских учреждений. Особое внимание уделяется здоровью матери и ребенка.
Однако, как и в других странах региона, казахстанское общество довольно консервативно, и укоренившиеся гендерные роли никто не отменял. Напротив, в последнее время нормализуются случаи публичного унижения или насилия против женщин со стороны мужчин «в воспитательных целях». По выводам кластерного обследования UNFPA, по многим показателям от 2015 года, женщины считают нормальным, если муж/партнер поднимает руку на женщину, когда она «возражает ему», «у нее пригорает еда», «она не занимается домашним хозяйством» и др. При этом, согласно страновой гендерной оценке Азиатского Банка Развития от 2013 года, в Казахстане женщины работают по дому на три часа больше мужчин ежедневно. Все это не может не сказаться на здоровье женщин.
На фоне патриархального культурного контекста открытое обсуждение и репродуктивного здоровья людей табуируется. Уровень сексуальной грамотности как среди взрослого, так и среди юного населения крайне низкий, но в наихудшем положении оказываются девушки и женщины. Незапланированная беременность ведет к ранним бракам, а, следовательно, часто к незаконченному образованию и низким перспективам финансовой независимости женщин.
Ранние роды и аборты, во многих случаях незарегистрированные и без должного медицинского сопровождения, ухудшают здоровье девушек. Если партнер не оказывает поддержку, нередки случаи, когда новорожденных детей оставляют на улицах, в мусорных баках и т.п.
Однако необходимость полового просвещения молодежи все чаще поднимается гражданским обществом. В Казахстане разработана Концепция семейной и гендерной политики до 2030 года, которая учитывает многие перечисленные вопросы. Я также надеюсь, что UyatEmes.kz поможет молодежи научиться принимать информированные решения о своем сексуально-репродуктивном здоровье.
Ментальность в нашем обществе и патриархальная культура – это один из барьеров, ограничивающих доступ женщин в отдаленных частях Центральной Азии к услугам здравоохранения и соответствующей инфраструктуре. Как сложно женщине, скажем, в Дашагузе или Аркалыке, найти врача без помощи мужа или отца?
Айнабат Яйлымова: Возможно, такое имеет место в отдаленных районах и в отдельных случаях, но это не носит массового характера пока. Необходимо отметить, что мы являемся свидетелем больших преобразований во взаимоотношениях полов в нашем обществе. Туркменская женщина – очень сильная женщина, и во многих семьях она зарабатывает на семью и еще успевает выполнять роль хорошей матери и жены. Конечно, эта возрастающая нагрузка подрывает ее физическое и эмоциональное здоровье. Общество пытается продолжать жить по модели «отец – добытчик, мать – хранительница очага и традиций», но игнорирование реалий жизни бьет по семье и в результате браки заканчиваются разводами, обидами и травмированными детьми.
Здоровье среди детей до пяти лет в %
Да, есть деспоты-мужья, но также в нашем обществе есть деспоты-свекрови, которые как раз могут иметь последнее слово, например, в планировании семьи. Но здесь надо сказать, что отсутствие доступа к инфраструктуре в сельской местности или медицинским услугам в большой мере затрагивает и мужскую часть населения, не только женщин. И здесь, конечно, низкий уровень образования и осведомленности об элементарных вещах, например, об уходе за собой при беременности может привести к трагическим последствиям.
Карлыгаш Кабатова: Именно в этом случае я не думаю, что патриархальная ментальность помешает женщине обратиться к специалисту. Думаю, в контексте местностей, отдаленных от городов, проблема больше в том, чтобы такой специалист в этой местности был. Если его нет, то практически у каждого взрослого жителя страны сейчас есть смартфон с доступом в интернет, где можно найти нужную информацию. Но опять же, сможет ли женщина задать правильные вопросы о своем здоровье и станет ли она вообще это делать, а не пускать все на самотек.
Я уже упоминала Инстаграм-аккаунты, созданные специально для келинок. На удивление там вопросы сексуально-репродуктивного здоровья не обсуждаются. Я сравнивала казахстанские Инстаграм-аккаунты с аналогичными кыргызстанскими – они разительно отличаются. Кыргызстанки открыто обсуждают эти вопросы, делятся опытом, дают рекомендации. Конечно же, далеко не все рекомендации в таких соцсетях – это качественная и достоверная информация. Но интересно то, что общество ощущает себя намного раскрепощеннее, чтобы обсуждать эту чувствительную тему.
Что вы можете сказать о репродуктивном здоровье и важности сексуального образования в вашей стране, ведь и в Туркменистане и в Казахстане растет более либеральная молодежь, а миграция усиливается. Возможно, во времена, когда мужчины покидают свои дома на долгое время, такая информация особенно необходима?
Карлыгаш Кабатова: Я предпочитаю термин “половое просвещение”, поскольку он гораздо шире и покрывает темы не только сексуально-репродуктивного здоровья, но и благополучия детей и подростков в целом: развитие социальных навыков, взаимоотношения с окружающими, отношение к своему телу, уважение личных границ, безопасность от сексуального насилия, травли и кибер-травли и еще много всего.
Я убеждена, что половое просвещение способно воспитать в детях ценности гендерного равноправия, поскольку учит видеть людей в первую очередь как личностей, а не носителей какой-либо гендерной или половой идентичности. Дети, которые уважают себя, уважительно взаимодействуют с окружающими и умеют беречь свое здоровье, вырастают в таких же взрослых. Если бы большинство взрослых в нашей стране соблюдали хотя бы эти три пункта, думаю, наше общество было бы гораздо более открытым к многообразию этого мира, а значит и более устойчиво развивающимся.
Айнабат Яйлымова: Половое воспитание молодежи, согласно требованиям современности, на своем родном языке– это то, почему многие пользуются и заходят на Saglyk.org. Молодые люди хотят информацию и ответы на свои конкретные вопросы без нравоучений и упреков.
Насколько вам легко говорить о беспокоящих вас темах с данным членом семьи или другом?
Туркмены, как и во многих других странах, боятся использовать термин “сексуальное образование” и используют или “репродуктивное здоровье”, или “планирование семьи”. Мы можем это называть, как хотим, но от этого факт, что молодые люди вступают в добрачные и небрачные половые отношения, не поменяется. Они не занимаются сексом только для продолжения рода или создания семьи, как это делало поколение наших родителей. Всестороннее сексуальное образование – это не страшилки (аборт, болезни), это полноценное образование молодежи. Туда и входит не только контрацепция и венерические заболевания, но и отношения полов, дружба, любовь, согласие на секс и многие другие аспекты человеческих взаимоотношений.
Исследования уже давно доказали, что предоставление информации молодому человеку не ведет к началу ранней половой жизни, а наоборот – оттягивает ее начало, и молодые люди начинают более ответственно относиться и продуманно действовать в этом вопросе.
У нас есть молодые люди, кому 25 лет, они родились и выросли при других устоях, и они по-другому смотрят на брак, дружбу и любовь. У них свое представление о роли и обязанностях полов и ими нельзя манипулировать и насаждать им что-то. Они учатся и работают в разных странах. К нашему большему сожалению, источником сексуального образования сейчас для туркменской молодежи является порнография и искаженные религиозные учения, которые продвигают деспотизм во взаимоотношениях полов.
Хоть и малыми усилиями мы пытаемся создать достоверный источник, основанный на научных исследованиях современности и надеемся на сотрудничество с государственными учреждениями.
Иллюстрация: Marat Kuhm