Российские СМИ в марте 2018 года размышляли о региональном сотрудничестве в Центральной Азии – хорошо это или плохо для России, учитывая ряд других факторов (конфликт с Западом, например). Однако, российские СМИ реже говорили о руке США в новых региональных проектах – чаще всего звучали предостережения насчет двусмысленной роли в процессе сотрудничества в регионе Китая. В своем выступлении на конференции по Афганистану министр иностранных дел России С.В.Лавров с особенной тревогой говорил о положении дел в Афганистане и призвал «единомышленников» не принимать «рецепты издалека», не учитывающие местные традиции и специфику, которые не только не помогают, но и вредят».
Казахстан – абсурдная мизансцена
Предваряя неформальный саммит глав государств Центральной Азии, Назарбаев провозгласил: «У нас у всех есть два больших партнера, соседа – это Россия и Китай. Всегда мы будем с ними вместе работать, все договоренности остаются в силе, некоторые наши страны в ЕАЭС, некоторые – в ОДКБ, некоторые нет, но это неважно. Но мы здесь сами свои вопросы должны решать, не включая никакую третью сторону» (Независимая газета).
Категоричное высказывание казахстанского президента наряду с быстрой реакцией МИДа РК на критические замечания российской стороны по поводу введения безвизового режима с США, а также ускорение перехода Казахстана на латиницу и запрет казахстанским чиновникам на публичные выступления на русском языке, заставляет некоторые российские медиа все больше подозревать отдаление Казахстана от России («Нерусский мир: Казахстан меняет “большого брата”, Pravda.ru). Среди других тревожных сигналов статья указывает на военное сотрудничество Астаны с Вашингтоном и утверждает, что в марте офицеры инженерных войск ВС Казахстана побывали в США, посетили два учебных центра по подготовке инженерных специалистов Пентагона — Форт Ли и Форт Эп-Хилл в штате Вирджиния.
Ситуацию с переходом Казахстана на латинскую графику российские эксперты называют «абсурдной мизансценой, изобилующей курьезами и казусами» («Казахстан-2018: курьезы «латинизации» в контексте модернизации», Урал-Евразия). Такой вывод статья делает на основе большого дайджеста материалов прессы и высказываний некоторых депутатов Мажилиса РК, экспертов из России, Казахстана, Кыргызстана и даже Узбекистана.
Возвращаясь к саммиту, который прошел в середине марта в Астане с участием президентов Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Таджикистана и спикера парламента Туркменистана («Центральноазиатский саммит пройдет без России», НГ), «Независимая газета» приводит мнение эксперта, что отсутствие президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова на мероприятии подтверждает, что страна «не готова к многосторонним саммитам лидеров стран Центральной Азии, если даже они и консультативного характера». Экперт Александр Собянин отмечает в материале, что ключевыми странами, продвигающими региональное сотрудничество в Центральной Азии, являются Казахстан и Узбекистане. «Такая сложная задача Шавката Мирзиёева (по налаживанию регионального сотрудничества) пришлась по душе Нурсултану Назарбаеву, который после встречи с Дональдом Трампом в Вашингтоне подчеркивает отличную от российской позицию по важнейшим вопросам внешней и евразийской политики Казахстана. Именно Назарбаев определит будущую тактическую позицию России по региону, ведь в России традиционно разделяют регионы Средней и Центральной Азии, а западная позиция заключается в создании единого региона Большой Центральной Азии и шире – Центральной Евразии», – отметил Собянин.
Российские СМИ в марте писали и про внутреннюю социальную политику Казахстана («Жителей Казахстана более всего беспокоят социальные проблемы», НГ). Эксперты считают, что Назарбаев упредил нарастающее социальное недовольство в стране, предложив пять новых социальных инициатив: 1) Новая жилищная программа «7-20-25»: для которой годовая ставка ипотечного кредита не будет превышать 7%, первоначальный взнос будет до 20%, а срок – до 25 лет; 2) С 1 января 2019 г. для казахстанцев с относительно низким размером заработной платы налог будет составлять 1%, то есть снижен десятикратно; 3) Увеличение суммы микрокредитов на 20 млрд тенге по сравнению с 2017 г.к; 4) Повышение доступности и качества высшего образования, а также улучшение условий проживания студентов. По поручению президента в 2018-2019 гг. будут выделены дополнительные 20 тыс. грантов (к уже заложенным 53 тыс; 5) Газификация страны, что предполагает строительство нового газопровода от Кызылорды до Астаны, который обеспечит газом 2,7 млн человек в критически важном центральном регионе страны. Оценивая инициативы президента, одни эксперты высказывают неуверенность в их полной и соответствующей реализации, другие настроены более позитивно. При этом все единодушны в предположении о том, что инициативы направлены на отвлечение внимания элиты и общества от проблем перевода государственных институтов на государственный – казахский язык.
Узбекистан – энергичный президент
Продолжая обсуждение нашумевшего неформального саммита президентов стран Центральной Азии в Астане, но уже с «узбекского угла», («Саммит в Астане: почему не пригласили Путина», Pravda.ru), газета «Правда» сравнивает казахстанско-узбекские отношения с «франко-германским тандемом в Евросоюзе», но считает, что узбекский лидер поэнергичнее своего казахского коллеги. Российские журналисты с иронией перечисляют «панегирики и дифирамбы» в адрес президента Мирзиеёва, отпускаемые лидерами соседних стран, и напоминают, что Дональд Трамп уже пригласил лидера Узбекистана в Вашингтон. “Я с нетерпением жду встречи с вами в ближайшее время”, — пишет глава Белого дома Шавкату Мирзиёев» – так приводит эту цитату газета «Правда». На вопрос, «а кто же будет финансировать масштабные интеграционные процессы в Центральной Азии без участия России?», газета уверена – «Конечно, Китай».
Газета «Коммерсант» решила осветить состоявшуюся в Ташкенте в конце марта Международную конференцию по Афганистану «Мирные процессы, сотрудничество в сфере безопасности и региональное взаимодействие» («Узбекистан открывает самого себя», Коммерсант). Участие в конференции приняли президент Афганистана Ашраф Гани, руководитель глава дипломатии Евросоюза Федерика Могерини, министр иностранных дел РФ Сергей Лавров и заместитель госсекретаря США Томас Шеннон. В Ташкенте собрались представители от более чем 20 стран и международных организаций. Кроме безопасности, на конференции были затронуты и вопросы торговли: министр внешней торговли Узбекистана Жамшид Ходжаев заявил о намерении увеличить товарооборот с Афганистаном. Также узбекское правительство намерено достроить железную дорогу от своей границы до афганского Герата и активно занимается подготовкой кадров для обслуживания железной магистрали.
«20-летний лед» между центральноазиатскими странами-соседями, растопить который обещал перед своим избранием Шавкат Мирзиёев, пока еще довольно толстый. Но уже начал подтаивать».
«Коммерсант» приводит слова узбекского эксперта Рафаэля Саттарова о том, что страны ЦА рассматривают «Афганистан как коридор к морским портам. Кроме того, мир в Афганистане улучшит инвестиционную привлекательность всего региона: он перестанет восприниматься как территория вероятного конфликта и дестабилизации». В конце статья делает такое наблюдение: «20-летний лед» между центральноазиатскими странами-соседями, растопить который обещал перед своим избранием Шавкат Мирзиёев, пока еще довольно толстый. Но уже начал подтаивать».
В своем выступлении на конференции по Афганистану (которая пришлась на момент резкого ухудшения отношений России с Западом и высылки российских дипломатов из ряда стран) министр иностранных дел России С.В.Лавров назвал страны Центральной Азии «союзниками и единомышленниками». Он с особенной тревогой говорил о положении дел в Афганистане и призвал «единомышленников» не принимать «рецепты издалека», не учитывающие местные традиции и специфику, которые не только не помогают, но и вредят».
Министр Лавров указал на успешность экономического взаимодействия России с регионом: российские инвестиции в регион составляют 20 млрд.долл. США, в Центральной Азии работают более 7,5 тыс. российских и совместных предприятий, плодотворно сотрудничество с Казахстаном и Киргизией в рамках Евразийского экономического союза, объем помощи странам ЦА, включая участие в программах ООН и других многосторонних институтов, превысил 6 млрд.долл. США. Лавров обратил внимание на сотрудничество со странами ЦА в военной сфере, в том числе в решении внутрирегиональных проблем и оказания содействия Афганистану.
Ухудшение обстановки в Афганистане он подтвердил тремя факторами: 1) Движение талибов контролирует до половины территории страны, ведет активные боевые действия, организует диверсии; 2) Расширяет свое проникновение «Исламское государство», особенно в северных провинциях, на границе со странами СНГ, где создаются опорные пункты, проходят подготовку выходцы из Центральной Азии, России, других государств; 3) Растет наркопреступность. В прошлом году в Афганистане зафиксированы рекордные показатели производства опийного мака, согласно данным Управления ООН по наркотикам и преступности. Все вышеперечисленное угрожает не только региональной, но и международной безопасности. По мнению министра, для решения афганских проблем необходимо объединение усилий всех государств центральноазиатского региона, причем процессы политического урегулирования должны сопровождаться экономическим сотрудничеством в ЦА.
Туркменистан – будущий преемник
Президент Туркменистана готовит себе замену и будущим лидером страны может стать его сын – такое сенсационное сообщение сделала «Независимая газета» (“В Туркменистане началась операция “Преемник“, НГ). Известно, что Сердар Бердымухамедов руководит Национальной федерацией по боевым искусствам Туркменистана, возглавляет комитет национального парламента Меджлиса по законодательству и его нормам, имеет звание майора. В октябре 2017 г. он был награжден медалью им. Мяликглы Бердымухамедова (отца нынешнего президента и дедушки Сердара) за заслуги перед отечеством. В ходе центральноазиатского саммита в Астане президент Казахстана Нурсултан Назарбаев провел переговоры с Сердаром Бердымухамедовым, хотя номинально возглавляла туркменскую делегацию спикер парламента Акджа Нурбердыева. Сердар Бердымухаммедов уже активно присутствует в политической, культурной и даже спортивной жизни страны: участвовал в международном авторалли «Амуль-Хазар-2018», в республиканском велопробеге, легкоатлетической эстафете; был во главе туркменской делегации, посетившей Татарстан и мартовском саммите в Астане.
В марте в стране прошли парламентские выборы, которые, по мнению экспертов, послужат укреплению действующего режима. В выборах приняли участие кандидаты от трех политических партий – Демократической, Аграрной, Партии промышленников и предпринимателей, а также самовыдвиженцы, всего 284 кандидата претендовали на 125 мест в Меджлисе. По данным ЦИК Туркменистана, 54% избирателей приняли участие в выборах, всего в стране зарегистрированы 3 млн. 291 тыс. 312 избирателей. Внутри страны работали 2604 избирательных участка и 39 участков – при дипломатических представительствах за рубежом. Мониторинг проводили международные и местные наблюдатели. Впервые была применена онлайн-трансляция с ряда избирательных участков и любой желающий мог наблюдать за выборами на сайте Центральной избирательной комиссии.
При этом страна, скорее всего, испытывает серьезные экономические проблемы (в марте Ашгабат посетила официальная делегация Международного валютного Фонда) и дипломатические. За делегацией МВФ в Ашгабат 27 марта прибыл президент Ирана— Хасан Рухани прибыл в Ашгабат. Переговоры между главами Ирана и Туркменистана состоялись, несмотря на осложнение отношений из-за происшествия на Каспии, когда туркменские пограничники застрелили двух иранских рыбаков. На ноту МИДа Ирана Ашхабад заявил, что убитые являлись нарко-контрабандистами и угрожали жизни пограничников.
Также российские СМИ обсуждали музыкальные способности президента Туркменистана, который на видеозаписи, продемонстрированной 8 марта, исполняет песню «Каракум», и запрет на использование лака для ногтей и на ношение золотых украшений служащими государственных учреждений и организаций (“В Туркмении бюджетницам запретили ходить на работу красивыми“, Lenta.ru, “Президент Туркмении перепел «Каракум», Lenta.ru).
Позитивная риторика в статье сменяется повествованием о революционных событиях, которые автор называет «захватом собственности люмпенизированной толпой, руководимой уголовными авторитетами»,
Кыргызстан – Великая урючная революция
“Великая урючная революция. За что боролся и на что напоролся первый президент Киргизии” – такой заголовок придумала Lenta.ru своему обзору деятельности первого президента Кыргызстана, Аскара Акаева. Журналист Игорь Ротарь пишет, что Аскар Акаев – «единственный киргизский ученый мирового уровня, настоящий интеллигент, великолепно знающий как русскую, так и зарубежную литературу, этот человек резко выделялся на фоне коллег-соотечественников, и был, без сомнения, «белой вороной».
Несмотря на приложенные усилия, введение многопартийной системы, свободу слова, привлечение иностранного капитала, функционирование разнообразных НКО, «идеалист, бессребреник и интеллигент» Аскар Акаев не смог создать «среднеазиатскую Швейцарию». Позитивная риторика в статье (отмечая заслуги Акаева в регулировании «русского вопроса») сменяется повествованием о революционных событиях, которые автор называет «захватом собственности люмпенизированной толпой, руководимой уголовными авторитетами», а главная роль отводится денежным бонусам и алкоголю, раздаваемым толпе (об алкогольном пристрастии героя статьи автор также считает должным сообщить – «не выдерживая столь травмирующих столкновений с реальностью, бывший ученый все чаще искал утешения в бутылке»). В заключении российский журналист делает вывод, что граждане Кыргызстана «не доросли до своего первого президента», чьи научные достижения на порядок выше политических.
В отличие от Казахстана, у Кыргызстана нет планов перехода на латинский алфавит – пишет российская пресса («Жээнбеков: У Киргизии нет планов перехода с кириллицы на латинский алфавит», Независимая газета). На встрече в Бишкеке с главредами СМИ президент Сооронбай Жээнбеков заявил об отсутствии планов по отказу от кириллицы. «В период моего президентства таких планов нет», – заверил он. Относительно ведения делопроизводства исключительно на киргизском языке, глава Кыргызстана отметил, что оно будет вестись как на государственном киргизском, так и на официальном русском языке.
Центральная Азия – пороховая бочка
“Будущее Центральной Азии – от общей экономики до дружбы с Поднебесной” – так звучит статья в “Спутнике (Таджикистан)”. Она анализирует последние подвижки в региональном сотрудничестве на основе обсуждения круглого стола “Центральная Азия и Россия: создание общего будущего” в Российском совете по международным делам (РСМД) и делает вывод, что власти региона видят “будущее ЦА в политическом согласии и развитии собственной экономики за счет богатого китайского соседа”.
Российские эксперты с тревогой смотрят на риски роста религиозного экстремизма в Центральной Азии (“У Центральной Азии есть реальная опасность превратиться в «пороховую бочку», Урал-Евразия). Эксперт фонда “Евразийское Содружество” Илья Веденеев считает, что проблемы радикальной исламизации на Ближнем Востоке могут распространится на государства Центральной Азии, чьи режимы не смогут обеспечить защиту от ИГИЛ и других радикальных структур. Укоренению экстремистских течений в регионе может способствовать «этнокультурная родственность населений Центрально-Азиатского региона и Ближнего Востока». В целом эксперт считает, что экстремизм на почве ислама имеет комплекс источников, имеющих место в Центральной Азии, из-за чего регион рискует превратиться в «пороховую бочку».
Постсоветское пространство больше не существует? Об этом рассуждает в статье для Russiancouncil.ru эксперт РСМД, Сергей Маркедонов. Он считает, что «самое время сказать, что постсоветское пространство уже не существует или в значительной степени не существует, а уже через 10, 15, 20, 100 лет его точно не будет». При этом он указывает, что «новые постсоветские идентичности окончательно не сформировались. Они еще несут в себе определенные конфликтные черты и конфликтные потенциалы. В эти конфликты вовлекается и Россия как самая большая страна постсоветского пространства, и новые игроки».