От Самарканда-2015 до Астаны-2018…Чем отпразднуют Навруз в следующем году наши лидеры? С5 может быть новым форматом регионального сотрудничества, если они опять не поссорятся по какому-либо поводу. Учитывая характер режимов, это вполне вероятно. Так и мировая пресса, по инерции упоминая “гиганта региона” – Казахстан, с удивлением обнаруживает, что Узбекистан – тоже немалая страна. Но лидерство – понятие относительное, так как экономики региона пока не в лучшем состоянии. Туркменистан задумался об амнистии капитала, а государство в Таджикистане является «инвестиционным рынком». И что способствует радикализации женщин?
Обзор мировых СМИ за последние две недели
Наконец-то! Спустя два года после памятной встречи в Самарканде министров иностранных дел всех пяти стран Центральной Азии и госсекретаря США Джона Керри в рамках формата С5+1, страны региона, похоже, договорились о регулярных встречах на высшем уровне.
На этот раз пятерке ассистировали ООН, под эгидой которой проходила конференция под многообещающим названием «Центральная Азия: одно прошлое и общее будущее, сотрудничество ради устойчивого развития и взаимного процветания», а также ЕС, представители которого участвовали во встрече «Центральная Азия – Европейский союз».
Хозяин мероприятия, президент Узбекистана Шавкат Мирзиеёв фонтанировал новыми идеями и форматами регионального сотрудничества: предложил создать Ассоциацию глав регионов и бизнес-сообществ стран Центральной Азии в целях развития торгово-экономических связей, учредить Международный исследовательский центр имени Имама Бухари в Самарканде и Центр исламской цивилизации в Ташкенте в целях профилактики радикализации молодежи в странах региона, а также призвал утвердить общерегиональную Программу развития транспортных коммуникаций и взаимодействовать в целях обеспечения безопасности и стабильности в Центральной Азии. Читать об этих инициативах – здесь.
Согласно материалу Astana Times, Казахстан приветствует инициативу по проведению регулярных встреч руководителей стран Центральной Азии.
Министр иностранных дел Казахстана Кайрат Абдрахманов сказал, что президент Назарбаев рассматривает возможность пригласить своих коллег в Астану на такую встречу во время празднований Наурыза. Абдрахманов подчеркнул, что безопасность и стабильность взаимосвязаны с устойчивым развитием на национальном и региональном уровнях. Он отметил, что совместный региональный подход помогает преодолеть стихийные бедствия и катастрофы, а также назвал договор о делимитации государственных границ между Казахстаном, Туркменистаном и Узбекистаном – историческим, создающим прочную основу для укрепления взаимного уважения, суверенного равенства и территориальной целостности трех государств.
Министры иностранных дел всех пяти стран Центральной Азии – Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана – завершили встречу подписанием Программы взаимного сотрудничества на 2018-1919 годы, в котором излагаются совместные усилия по укреплению безопасности, торгово-экономического сотрудничества, инвестиций, транспорта, энергетики, туризма и культуры во всем регионе.
С другой стороны, могут ли в одном казане вариться несколько голов барана? Учитывая характер режимов в Центральной Азии, конкуренция за лидерство может затормозить процесс налаживания региональных отношений (президенту Кыргызстана Атамбаеву еще предстоит сказать финальную речь 20 ноября).
«Как силен Казахстан?», спрашивает популярный цифровой ресурс NowThis, посвятивший трехминутный ролик «центральноазиатскому гиганту» и продемонстрировавший на удивление хорошее знание казахстанских реалий.
Казахстану посвящена статья в GulfNews, где бывший председатель Нацбанка страны Кайрат Келимбетов усиленно рекламирует создаваемый в Астане международный финансовый центр, скопированный, как он утверждает, по модели Дубая и планирующий применять правила и принципы британского права. Астанинский центр станет одним из 77 финансовых центров в мире и, конечно, будет фокусироваться на своем регионе.
Казахстан также стал «страной недели» в New York Times – ресурс предлагает найти страну на карте. Попробуйте и вы – из четырех вариантов.
Хотя усиленное внимание к Казахстану на днях случилось по неприятному поводу – в связи с возможной утечки радиоактивных материалов с территории на границе Западного Казахстана и России. Форбс пишет, что «авария такого масштаба во Франции потребовала бы осуществить локальные меры защиты населения в радиусе порядка нескольких километров вокруг места заражения», но власти Казахстана и России пока молчат.
Но и Узбекистан, ставший по воле нью-йоркского террориста объектом внимания мировых СМИ, уже прочно обосновывается на страницах экономических изданий.
Австралийский институт международных отношений публикуют материал своего эксперта «Двенадцать месяцев в Ташкенте». Он открывается так: «С более открытой внешней политикой и более перспективными реформами недавно избранный президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев убедил многих в своей доброжелательности, но только время покажет, сможет ли он привести страну к процветающему будущему».
Индийская The Economic Times посвящает речи президента Мирзиеёва целую статью, а Stratfor хвалит его за недавнюю инициативу восстановить единое электроснабжение с Таджикистаном. По словам начальника отдела стратегического развития Узбекской государственной энергетической компании «Узбекэнерго», страна готова активировать 500-киловольтную линию, а также четыре 200-киловольтные линии между узбекскими и таджикскими энергосетями. Узбекистан также планирует возобновить экспорт природного газа в Таджикистан, хотя подробности о ценообразовании и объемах еще неизвестны.
О проблемных водных вопросах с соседями Ташкент пока молчит, но стало известно, что Узбекистан сам приступил к проектно-изыскательским работам по возведению одного из крупнейших гидрообъектов в Центральной Азии – Пскемской ГЭС.
Новая гидроэлектростанция, которая будет расположена на реке Пскем в Бостанлыкском районе Ташкентской области, станет второй по мощности в Узбекистане после Чарвакской ГЭС и одной из крупнейших в регионе. Ее мощность составит порядка 400 МВт, а среднегодовая выработка электроэнергии – 900 миллионов киловатт/часов. Общая стоимость проекта, по оценкам специалистов, превысит 800 миллионов долларов, из которых большую часть инвестирует сам Узбекистан. Кроме того, планируется привлечь порядка 240 миллионов долларов кредитных средств со стороны китайского Эксимбанка.
Два интересных отчета вышло в прошедший период. Первый – об исламе и государстве в Центральной Азии.
Второй – о женщинах и их участии в экстремизме в Европе и Центральной Азии.
Женщины могут быть жертвами и последователями, могут предотвращать преступления и сами их совершать. До настоящего времени было немного данных о том, что способствует радикализации женщин, как борьба с терроризмом сказывается на правах женщин и женских организаций на Западных Балканах и в Центральной Азии. Этот отчет рассказывает о роли женщин в Кыргызстане, Таджикистане и Западных Балканах.
Об объективации женщин в Таджикистане – вот этот материал от таджикского исследователя.
Правительство Таджикистана инициировало «традиционно-национальную» политику, согласно которой женщины должны носить «традиционно-национальные» одежды. Эта объективация женского тела служит для увековечения политической власти правящей элиты. Действительно, затяжная борьба между политической элитой и их исламской оппозицией сделала женское тело как удобный объект традиционных и/или религиозных норм. Следовательно, борьба между традицией и исламом формирует общественное мнение и ожидания образа и функций женского тела. Это также влияет на выбор женщин, хотя он зависит не только от гегемонистского дискурса, но и повседневных нужд безопасности. Хиджаб защищает женщин в повседневной деятельности и обеспечивает хорошие семейные отношения.
Туркменистан в стремлении сохранить экономический рост в условиях постоянно низких цен на углеводороды и сложных внешних условий ради привлечения инвестиций может решиться на амнистию капитала, пишет Trend.az.
Опыт соседей в проведении амнистий капитала нельзя назвать особенно успешным. Удастся ли Туркменистану привлечь серьезные суммы и пополнить дефицит текущего счета, который в связи с резким сокращением экспорта, составляет уже 21% от ВВП?
О том, как контролируется экономика Таджикистана, функционируют связи между политикой и бизнесом, отмываются и вывозятся деньги, осуществляются взятки и другие малозаконные вещи – в этом материале.
От дорожной полиции, требующей взятки от автомобилистов, до семей, платящих тысячи долларов, чтобы избежать воинской повинности для своих детей, коррупция является эндемичной в Таджикистане. Низкая заработная плата государственного сектора создает стимулы для коррупции. Как отмечают ученые, государство в Таджикистане является «инвестиционным рынком», где многие платят большие взятки с ожиданием того, что эта первоначальная «инвестиция» окупится за счет прибыли, полученной в результате коррупционных действий. Бизнес и политика неотделимы в Таджикистане. Таджикистан превратился в непотократию, государство, управляемое членами президентской семьи и союзниками.
Отношения Душанбе с южными соседями остаются сложными.
Иранский министр иностранных дел считает свои недавние поездки в Узбекистан и Таджикистан успешными и намекает на то, что отношения с Таджикистаном могут быть восстановлены.
В то же время отношения Душанбе с Кабулом резко испортились на фоне инцидента в северо-восточной провинции Бадахшан, где, по словам афганского чиновника, пограничные силы Таджикистана застрелили двух афганских жителей. Чиновник считает, что таджикские офицеры начали убивать невинных афганцев ради получения медалей от своего правительства.
Пакистан тоже жалуется на затрудненный доступ на рынки Центральной Азии и высокие тарифы в Таджикистане, через который можно этот доступ получить. Экспорт Пакистана в Таджикистан за последний год упал на 40 процентов.