Что означает для Центральной Азии последняя речь Си Цзиньпина на 19-м Национальном конгрессе Компартии Китая? По данным последнего отчета Baker McKenzie “Belt & Road: Opportunity & Risk”, из шести торговых коридоров проекта Пояс-Путь (Belt and Road Initiative, BRI), коридор Центральная Азия-Китай – единственный нефункционирующий и требует огромных инвестиций в инфраструктуру, и страны ЦА не входят в список рынков, где откроются новые коммерческие возможности в связи с китайской инициативой. Суверенный долг 27 стран, входящих в проект Шелкового пути Китая, оценивается как “мусорный” или ниже инвестиционного уровня.
Обзор мировых СМИ за последние две недели
Такехико Накао, глава Азиатского банка развития, рассказывает в статье про программу регионального экономического сотрудничества в Центральной Азии (ЦАРЭС – CAREC):
Центральная Азия – динамичный и быстро меняющийся регион. За последние несколько десятилетий стало очевидно, что расширение регионального сотрудничества является необходимым условием достижения целей развития в этом регионе.
ЦАРЭС начала свою деятельность в 2001 году и внесла значительный вклад в развитие региона. Эта программа неуклонно росла в 11 странах-членах и профинансировала более 30 млрд. Долл. США инвестиций для укрепления транспортных и энергетических связей и расширения трансграничной торговли. Более трети этой суммы, или 10,5 млрд. долл. США, поступает от Азиатского банка развития (АБР), который оказывает поддержку ЦАРЭС с момента создания.
Статья указывает, что «трансграничный туризм, экспорт сельскохозяйственной продукции с добавленной стоимостью и образовательные обмены имеют огромный неиспользованный потенциал в Центральной Азии. Но их можно реализовать только через региональную повестку дня, когда страны работают вместе и обмениваются опытом».
АБР выделит 5 млрд долларов на поддержку ЦАРЭС 2030 в ближайшие пять лет. ЦАРЭС 2030 – это возможность содействовать росту, стабильности и процветанию в Центральной Азии. Работая вместе, страны и партнеры по развитию могут обеспечить будущее, которое заслуживает регион и его люди.
Что означает для Центральной Азии последняя речь Си Цзиньпина на 19-м Национальном конгрессе Компартии Китая? Большинство западных СМИ отмечают нарастающий авторитарный характер правления Си, а гонконгские эксперты высказывают сдержанный оптимизм:
За пять последних лет в Китае прошла беспрецедентная антикоррупционная кампания, в результате которой были сняты с постов 440 высокопоставленных чиновников. Си реализовал более 1500 мер по реформам, направленных на восстановление баланса экономики, и стабилизируя ежегодный рост ВВП по «новому нормальному» курсу в среднем на уровне 6,7% в течение его первого срока. Этот план устанавливает четкую и реалистичную краткосрочную цель – сделать Китай «умеренно процветающим обществом» к 2021 году, в том числе путем увеличения дохода на душу населения до более чем 12 000 долл. США в год, порога Всемирного банка для экономики с высокими доходами.
В отчете Си также изложена более долгосрочная стратегия по реализации широко рекламируемой «Китайской мечты» Си – то есть «омолаживание» страны и роль глобального лидера наравне с США и другими развитыми странами – к 2049 году. Согласно видению Си, прозрачный, подотчетный, уполномоченный и социально ответственный орган КПК будет контролировать этот транзит.
По данным последнего отчета Baker McKenzie “Belt & Road: Opportunity & Risk”, из шести торговых коридоров проекта Пояс-Путь (Belt and Road Intiative, BRI), коридор Центральная Азия-Китай – единственный нефункционирующий и требует огромных инвестиций в инфраструктуру. Через Казахстан проходит другой коридор – Евразийский – он наряду с двумя другими активно эксплуатируется (Китай – Пакистан, Китай – Индокитай).
По данным отчета, новые проекты, связанные с BRI, оцениваются в 350 миллиардов долларов США в течение следующих пяти лет. За пределами Китая только 10 рынков (из более чем 60) составляют две трети ВВП всех стран проекта и прогнозируются новые коммерческие возможности для местных и зарубежных партнеров в ближайшие пять лет. Эти рынки – Индия, Индонезия, Иран, Корея, Польша, Россия, Саудовская Аравия, Тайвань, Таиланд и Турция.
В то же время Bloomberg указывает на другую статистику.
Новый Шелковый путь китайского президента Си Цзиньпина в Европу проходит по территории, которой опасаются инвесторы – держатели большинства облигаций. Из 68 стран, которые Китай перечисляет в качестве партнеров в своей Инициативе Пояс-Путь, суверенный долг 27 стран оценивается как “мусорный” или ниже инвестиционного уровня тремя крупнейшими мировыми рейтинговыми фирмами. Еще 14 стран, включая Афганистан, Иран и Сирию, либо не имеют рейтинга, либо отозвали свои заявки на рейтинги.
Но страны Центральной Азии не рассматривают Китай как единственный экономический ресурс. У них всегда есть выбор из нескольких партнеров.
Туркменистан, где, по неофициальным данным, усиливаются экономические проблемы, приветствует инвестиции со стороны России.
Россия намерена расширить свое присутствие на перспективном туркменском рынке, активно участвуя в новых совместных проектах. В частности, это касается разведки, добычи и переработки углеводородов, а также других полезных ископаемых. Президент Бердымухамедов подчеркнул, что в рамках модернизации нефтегазовой отрасли Туркменистан опирается на внедрение инновационных технологий, передовые достижения научно-технического прогресса, и обратился к российским партнерам с просьбой представить конкретные предложения о сотрудничестве в этой области.
Узбекистан, похоже, идет по стопам Казахстана и Азербайджана, которые также стремились создать постсоветскую отрасль вооружений, используя совместные предприятия со странами с более развитой оборонной промышленностью.
Узбекский президент Мирзиёев посетил на днях Турцию, где заключил важное соглашение.
Eurasianet пишет, что Узбекистан будет производить более 1000 бронемашин в совместном предприятии с Турцией, и эта сделка была подписана во время визита президента Узбекистана Шавката Мирзиеева в Анкару. Сделка значительна по нескольким направлениям: это первая сделка по вооружению между Турцией и Узбекистаном и была совершена во время первого визита президента Узбекистана в Турцию с 1999 года. Также важно то, что Узбекистан планирует экспортировать некоторые из этих машин, что означает его первый значительный экспорт вооружений в постсоветский период. Узбекистан, похоже, идет по стопам Казахстана и Азербайджана, которые также стремились создать постсоветскую отрасль вооружений, используя совместные предприятия со странами с более развитой оборонной промышленностью.
Между тем, Совет директоров Европейского Банка Реконструкции и Развития (ЕБРР) единогласно одобрил финансирование первых двух проектов, реализуемых в Узбекистане.
В частности, было утверждено предоставление кредитной линии Национальному банку внешнеэкономической деятельности Узбекистана в размере 100 млн. долларов США. Из этих средств 70 млн. долл. США будут использованы для финансирования конечных заемщиков малого и среднего бизнеса, а остальные 30 млн. долл. США – для финансирования торговли. Целью этого займа является улучшение возможности среднесрочного финансирования представителей малого и среднего бизнеса, в том числе в регионах страны. Кроме того, была утверждена кредитная линия стоимостью 10 миллионов долларов США для СП ООО «Агромир сок», который специализируется на производстве соков, концентратов соков, растительных паст и т. д. Этот кредит предусматривает выделение средств ЕБРР узбекской компании на строительство современного складского комплекса в Самаркандской области. Это будет способствовать внедрению единой системы управления и повышению эффективности производства компании.
Узбекистан, возможно, планирует дебютный выпуск еврооблигаций, но у них неясные перспективы, отмечает Bloomberg.
По данным GlobalCapital и UzDaily, Узбекистан хочет получить суверенный кредитный рейтинг. Власти страны наняли Citigroup Inc., чтобы организовать процесс. Этим летом Беларусь, Азербайджан и Украина выпустили повторные облигации. Даже гористый Таджикистан, беднейшая страна региона, в прошлом месяце предложила свои евробонды. Такие страны, как Узбекистан, Туркменистан, Молдова и Кыргызстан практически не появлялись на рынках долговых обязательств. Сроки, безусловно, благоприятны, так как в погоне за диверсификацией инвесторы могут принять рыночные риски.
Однако сохраняющиеся проблемы в ситуации с правами человека не дают странам ЦА возможности обелить себя перед инвесторами.
Правительство Узбекистана во время первого президентства президента Шавката Мирзиеева предприняло ряд позитивных шагов для улучшения положения в области прав человека, но теперь должно превратить их в институциональные изменения и устойчивые улучшения, говорится в заявлении Хьюман Райтс Вотч. Ташкенту следует предпринять меры для улучшения ситуации с правами человека, включая немедленное прекращение практики произвольного продления срока тюремного заключения, обеспечение подлинной свободы средств массовой информации, регистрацию неправительственных организаций, занимающихся политически чувствительными вопросами, и немедленную отмену выездных виз, необходимых для поездок за рубеж.
Аль-Джазира сообщает о задержании очередного члена Партии исламского возрождения Таджикистана (IRPT), запрещенной правительством в августе 2015 года.
9 октября греческие пограничники арестовали Мирзорахима Кузова в Международном аэропорту Афин, когда он летел из Варшавы, где он посетил конференцию Организации по безопасности и сотрудничеству (ОБСЕ) в Европе по правам человека – в Тегеран через Грецию. Теперь задержанного могут депортировать в центральноазиатскую страну, поскольку для его задержания была использована система «красных уведомлений» Интерпола.
Известное британское издание “Independent” заинтересовалось судьбой представителей сексуальных меньшинств в Таджикистане.
Британское СМИ пишет, что в Таджикистане составляют список граждан с нетрадиционной сексуальной ориентацией «чтобы защитить их от болезней, передающихся половым путем». Операцию по выявлению этих лиц власти назвали «чистка и мораль» и их обяжут пройти тест на наличие венерических заболеваний. Издание со ссылкой на журнал генпрокуратуры пишет, что на данный момент список включает в себя 367 имен. Хотя гомосексуализм не является преступлением в стране, правозащитники все равно бьют тревогу о гомофобии.
А известный французский телеканал “France24” показал репортаж с континентальных игр внутри помещений «Азиады», которые в сентябре проходили в Туркменистане.
16-минутный репортаж вышел под названием «Диктаторские игры» и сравнивает культ президента Бердимухаммедова с культом северокорейского лидера. Две женщины, которым за 60 лет и которые являются оппозиционными журналистами, рассказали французским коллегам о разрушенных домах для Азиатских игр без получения компенсации, сокращении водоснабжения, безработице и репрессиях.
С частичным исключением Кыргызстана авторитарные традиции советской власти до сих пор не позволили какой-либо из центральноазиатских республик перейти к более представительным формам правления
О столетии революции, советском искусстве и Центральной Азии – сразу два замечательных репортажа.
Александр Моррисон сводит баланс плюсов и минусов Октябрьской революции для стран ЦА. “Универсальная грамотность, умеренно эффективная система здравоохранения, комплексная железнодорожная сеть и более высокая степень гендерного равенства, чем обычно в мусульманском мире, высокообразованное и квалифицированное городское население – все это были известные советские достижения. На отрицательной стороне баланса – советское экологическое наследие, включая разрушение Аральского моря, радиацию, вызванную ядерными испытаниями, рост засоления почвы и другие формы хронического загрязнения окружающей среды. С частичным исключением Кыргызстана авторитарные традиции советской власти до сих пор не позволили какой-либо из центральноазиатских республик перейти к более представительным формам правления”.
Георгий Мамедов, художественный содиректор ShTAB, региональной культурной и активистской платформы, базирующейся в столице Кыргызстана Бишкеке, рассказывает о совместном с Оксаной Шаталовой сборнике эссе «Concepts of the Soviet in Central Asia», в котором рассматриваются вопросы революционного наследия.
Была ли советская Центральная Азия колониальным проектом? Освободило ли советское управление женщин или просто навязало им новые социальные нормы? Создало ли оно смелое новое искусство или просто экзотические наряды? «Главная задача [советского искусства] заключалась в том, чтобы представлять тех, кто раньше не был представлен: пролетариат».
А BuzzFeed выдал фотографии Афганистана середины прошлого столетия.