Преследование мусульман в далекой Мьянме стало беспрецедентным событием не только на мировом уровне, когда лауреат Нобелевской премии мира внезапно оказывается тираном, в Москве митингуют мусульмане, а Рамзан Кадыров вдруг не соглашается с Путиным. События в Мьянме вдруг побудили некоторые правительства республик Центральной Азии высказаться, хоть и осторожно, по поводу положения мусульман в религиозных конфликтах в мире. Это ранее не вызывало особую обеспокоенность у центральноазиатских правительств. Даже больше, религиозным свободам верующих в этих странах не позавидуешь. Что же заставило Астану и Бишкек, Ташкент и Душанбе выступить в поддержку бирманских мусульман?
В Мьянме происходит что-то, чего обычно в мире не наблюдали – мусульмане, которым СМИ создали имидж воинствующих людей, убивающих во имя религии, становятся жертвами последователей буддизма, в мире известной как миролюбивой религии. Организация Объединенных Наций уже назвала происходящее «этническими чистками по учебнику», а в свете молчания нобелевского лауреата и фактически нынешнего правителя Мьянмы Аун Сан Су Чжи, Далай-лама, духовный лидер буддистов мира, выразил поддержку рохинджа, сказав, что «Будда им бы помог».
Позиция ООН и Далай-ламы свели на нет усилия малочисленной группы антимусульманских комментаторов, которые видели вину мусульман, защищая, кстати, официальную позицию Кремля, поддерживающего властей Мьянмы. Но такие попытки тонут в море поддержки рохинджа, оказанной огромным количеством мусульман из постсоветских стран, в том числе из Центральной Азии – в реальной жизни посредством митингов в России и в виртуальном – посредством видео и фотографиями конфликта, нередко фейковыми.
События, происходящие в далекой неизвестной стране, заставили власти стран ЦА почувствовать, что «молчать нельзя». Даже если ты – небольшая страна, это не мешает высказаться о ядерных испытаниях КНДР, правда, внутренние обсуждения среди твоих граждан – это дело семейное и не подлежит огласке.
Лучше поздно, чем никогда, подумали и в Ташкенте и 12 сентября МИД Республики Узбекистан осудил преследования мусульман в Мьянме и призвал властей этой страны «принять все необходимые меры для прекращения и предотвращения насилия против невинных мусульман, к разрешению проблем исключительно мирными средствами».
В последнее время новые узбекские власти показывают больше толерантности по отношению к религиозным людям, и, например, недавно позволили отправлять телеграммы и письма родственникам осужденных по религиозным вопросам, а также начали ослаблять административный и социальный прессинг на людей, подозреваемых в религиозном экстремизме.
Отдельно нужно отметить, что Узбекистан первым из стран ЦА принял решение направить гуманитарную помощь беженцам рохинджа.
Ранее президент Бангладеша, соседа Мьянмы, где нашли укрытие более 300 000 беженцев, в Астане во время участия на саммите мусульманских стран призвал своих единоверцев не оставлять рохинджа в беде. Он попросил «обеспечить, чтобы эти мусульманские общества могли вернуться на свои родные земли. Чтобы им были предоставлены права и возможности жить в безопасности и стабильности”.
Саммит по науке и технологиям Организации исламского сотрудничества проходил в Астане 10 и 11 сентября и президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, как хозяин одной из главных встреч лидеров мусульманского мира, не мог остаться в стороне от вопроса Мьянмы.
Официальную позицию Казахстан по ситуации в Мьянме озвучил раньше – еще четвертого сентября МИД Республики выразил «особую обеспокоенность по поводу положения мусульманской общины Мьянмы и роста «исламофобии» в этой стране». Правда, Казахстан также осудил и другую сторону конфликта – мусульманских боевиков за нападения.
Казахстану свойственно выражать свою официальную позицию по разным ситуациям в мире, так как страна все больше играет роль регионального лидера или даже внерегионального игрока. Астана принимает не только саммиты исламской организации, но имеет опыт организации межсирийских переговоров. В качестве члена Совета безопасности ООН, как и страна, которая выдает себя за центр межконфессиональных диалогов, Казахстан чувствует обязанность обращать серьезное внимание на конфессиональные и религиозные политические вопросы. В заявлении МИДа так и упоминается работа, которую ведет Астана и по бирманскому вопросу: «Наша страна поддержала и активно участвовала во внеочередном заседании Совета Безопасности ООН 30 августа 2017 г., на котором призвала власти Мьянмы активнее взаимодействовать с международным сообществом, в том числе с ООН и ОИС, в целях скорейшей стабилизации ситуации».
В один день с казахстанским заявлением Кыргызстан выразил позицию одним предложением:
Активность кыргызской молодежи в социальных сетях касательно ситуации в Мьянме заставила власти отменить официальный футбольный матч Кубка АФК с Мьянмой, который был назначен на 5 сентября в Бишкеке.
Сосед Кыргызстана, Таджикистан о Мьянме высказался официально устами пресс-службы своего президента. Таджикский президент седьмого сентября провел телефонный разговор с президентом Турции Эрдоганом, где, в том числе, оба выразили «серьезную озабоченность в связи с ситуацией, возникшей по отношению к мусульманской общине в Мьянме и решительно осудили рост исламофобии в этой стране, также как и факты вооруженного нападения боевиков экстремистских групп в Ракхайне».
Тем временем, сам президент Турции в качестве нынешней главы Организации исламского сотрудничества, не стеснялся в выражениях и назвал происходящее в Мьянме геноцидом.
На этот раз ситуация другая – Запад поддерживает рохинджа, как и ООН. Россия поддерживает официальные власти Мьянмы, что усложняет ее мусульманским сателлитам выбор позиции. Но в то же время они не могут пропагандировать официальную позицию Москвы и выступать против тех, кто поддерживает Рохинджа.
Тем временем, мусульманские лидеры, за деятельностью которых в Центральной Азии общественность следит – президенты Чечни и Турции открыто поддержали мусульман Мьянмы. Пользователи социальных сетей хвалили лидеров Чечни и Турции за их позицию по Мьянме. Особенно выделялся чеченский лидер Рамзан Кадыров, который вопреки официальной российской линии, в своем Инстаграме эмоционально высказался, а также организовал огромный митинг в Грозном. В несанкционированных протестах в Москве и в Санкт-Петербурге участвовали и трудовые мигранты из ЦА. 19-летний таджикский мигрант из Санкт-Петербурга сказал, что они будут слушаться только Рамзана Кадырова:
«Мы готовы повиноваться ему и выполнять все его указания».
Поддержка мусульман в межрелигиозных конфликтах в любой точке мира, оказанная турецким и чеченским лидерами, также повышает их рейтинг среди мусульман Центральной Азии. Рост популярности лидеров других мусульманских стран среди центральноазиатской молодежи может быть одной из причин, заставившей республики ЦА, вопреки Москве, осудить события в Мьянме, хоть и по происшествии достаточно долгого времени.
Фотография: Лагерь беженцев в Кутупалонге в Бангладеше. Автор: John Owens-VOA